Неделя Обнинска
Директор лицея МГИМО, учитель года-2017 Илья Демаков: «Калужская область — регион-пионер по работе с системой образования!»
Ш.О.К. — Школьный. Обнинский. Контент
31.08.2023

С 1 сентября в российских школах введут новые учебники по истории, где будет кардинально пересмотрен материал по 20 веку и добавлены новые параграфы, рассказывающие про происходящие сейчас события и их предпосылки. Данное событие вызвало большой резонанс. Ежедневно высказываются десятки различных мнений. Но насколько они экспертны? В этом интервью мы поговорим об этом и о других темах с абсолютным победителем конкурса «Учитель года-2017», директором Горчаковского Лицея МГИМО Ильей Сергеевичем Демаковым, чьей специализацией является история, и попробуем разобраться в истине!

Илья Сергеевич Демаков:

Директор Горчаковского Лицея МГИМО МИД РФ, Учитель года России (2017), награжден Благодарственным письмом Президента РФ, медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Благодарностью Министра просвещения РФ, наградой Правительства Санкт-Петербурга - знак "За гуманизацию школы",Благодарностью Губернатора Санкт-Петербурга (2015, 2017). Является членом общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) РФ, Совета по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) Минпросвещения РФ.

- Здравствуйте, Илья Сергеевич! Хотелось бы сначала поздравить Вас с началом учебного года.

- Большое спасибо, взаимно

- По Вашему мнению, стоило ли вообще менять учебники и какое Ваше общее мнение на счет обновленных?

- Конечно, стоило, учебник время от времени безусловно надо модернизировать. Прежде всего потому что меняется то, что называется методическим оборудованием, то есть в учебнике есть текст, а есть все остальное, с чем преподаватель и ученики работают на уроке: карты, схемы, портреты, документы, иллюстративные материалы. Это очень важная часть для учебы, ее обязательно нужно обновлять.

- И тем не менее, нововведения вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Часто звучит мнение, что позиция, излагаемая там, носит предвзятый характер и отражает не фактологию, а личное мнение авторов, что естественно недопустимо. Что Вы думаете на этот счет?

- Я думаю, что так говорят те, кто в учебник давно не заглядывал. Школьное пособие прежде всего должно отражать федеральные образовательные стандарты. В нашем случае есть еще отраслевой стандарт - историко-культурный. Это базовый перечень всех фактов знания, которые необходимы в школьном курсе, то есть там перечисленный события, даты, имена, обстоятельства, которые должны быть включены. Из них уже делается текст. Во-первых, учебник соответствует данным стандартам. Во-вторых, есть образовательный стандарт, который говорит, какими должны быть результаты обучения по курсу истории, его обновленный материал также выполняет. В пределах этих стандартов естественно существует авторская позиция, особенности построения текста, подбора иллюстративного материала. Это - авторские особенности, которые есть в любой линейке учебников, в том числе и в этой.

- Параграф 37 содержит информации об истории и ходе проведения специальной военной операции. Как Вы считаете, стоит ли в учебнике рассказывать и анализировать события, которые еще не закончились и происходят прямо у нас на глазах?

- И рассказывать стоит, и тем более анализировать. Одна из задач школьного курса заключается в том, чтобы мы могли с детьми обсудить то, что их действительно волнует. Поэтому, конечно, когда есть опорный материал, это всегда удобнее и лучше, и работать с текстом учебника, который прошел федеральную экспертизу, одобрен профессиональным учительским сообществом, более правильно, чем с материалами из сети.

- Помимо новых учебников в этом году нашу образовательную систему ждут другие изменения. Одним из самых важных является принятие новых единых ФГОС (федеральные образовательные стандарты - фактически это учебные планы, по которым должны учиться школы - прим. автора). Раннее они носили рекомендательный характер. Сейчас - обязательный. Илья Сергеевич, для Вас как для директора школы введение унифицированных стандартов обучения — это хорошо или плохо?

- ФГОСы уже совсем скоро войдут в нашу жизнь. 10 классы, к примеру, уже начнут учиться по новым стандартам образования. Там есть существенные изменения. Обязательными для всех школ в 10 классе станут физика, химия и биология. Появятся новые модули и предметы, например, помимо алгебры и начала математического анализа и геометрии будет еще курс теории вероятности и статистки. Немного расширится линейка школьных предметов, некоторые наоборот убрали. В учебном плане больше не будет астрономии и естествознания. Право и экономика станут частью предмета обществознания, его стало больше в профильных классах. Существенные изменения в новом ФГОСе потребовали от каждой школы серьезных усилий. Просто так поменять учебный план тоже нельзя, нужно обеспечить новые предметы учителями, понять, что нужно делать с нагрузкой по тем предметам, которые ушли. Была большая работа, которую мы за лето проделали. Когда обычно спрашивают, чем занимаются учителя и директора школ на каникулах - ровно этим.

- Скажите, тяжело быть директором лучшего гуманитарного лицея в стране?

- В определенном смысле - да, потому что это накладывает некоторые дополнительные обязательства. Надо в том, что ты делаешь каждый день, соответствовать определенной планке, которую установило общество. От тебя ожидают более высоких результатов, более эффективной работы, в этом смысле сложнее. Требования выше! С другой стороны и гораздо больше интереса к работе, потому что это новые возможности, вызовы, которые входят в повседневную жизнь. Резюмируя: больше обязательств, но и гигантская вовлечённость.

- Нам известно, что Вы и образовательная команда МГИМО участвовали в ряде мероприятий на территории Калужской области, и что у Вас есть контакт с нашим министром образования. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом взаимодействии.

- Команда лицея в прошлом году была в гостях у Александра Сергеевича Аникеева, он с нами встречался, был большой семинар, открытый разговор. Мы знакомились с лучшими, инновационными практиками, потому что Калужская область - регион-пионер по работе с системой образования. Здесь есть очень интересные решения как построить образовательную среду. Каждый год или открываются новые школы, в которых среда качественно переустроена, или какие-то интересные команды специалистов запускают новые, где совершенно другой подход. Это большой опыт, «пионерский», с которым важно познакомится. С другой стороны регион сам много экспериментирует, участвует в пилотных проектах. Опережающим образом были введены ФГОСы, например. То есть калужские специалисты раньше других нашли ответы на то, что сегодня перед нами всеми еще стоит как вопрос. Мы также действительно активно участвуем в межшкольном сотрудничестве. Вот со школами Обнинска в этом году, благодаря местному Молодежному парламенту, главным образом, был налажен контакт. Внутренние образовательные события Лицея МГИМО были распространены новую среду, в частности проведение в наукограде TED-конференции (формат научной конференции на английском языке, когда участники рассказывают о волнующих их темах в образовании, науке политике и пр. - прим. автора). Победителей вышли на международный этап, где показали превосходный результат (2 и 4 место). Были интересные встречи с самоуправлением, когда лицейский сенат и обнинский Молодежный парламент организовали совместные дебаты. Мы не собираемся останавливаться на этом, планируются новые совместные проекты.




Поделиться