журнал
Литература - один из самых необходимых предметов в школьной программе, но не потому что этот предмет часто фигурирует при поступлении в университет или имеет самое большое количество часов в ученическом расписании, а из-за его важнейшей, полезной и нужной цели - научить учащегося думать, анализировать, чувствовать, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии. Также не стоит забывать, что чтение литературы развивает интуитивную грамотность, а это очень часто помогает при сдаче экзаменов и написании итоговых работ. Однако несмотря на все это, литература сейчас, по большей части популярностью у школьников не пользуются. Многие просто «забивают» на предмет, предпочитая прочтению оригинальных произведений краткие содержания, лишь бы училка отмахнулась. Как так получилось и как исправить ситуацию - узнаем у самих школьников!
Екатерина Киселёва, 10 класс:
На тему разнообразия школьной программы по литературе можно рассуждать долго, упорно, но так и не прийти к какому-то однозначному выводу.
Многие произведения затрагивают довольно серьёзные и непонятные для школьников проблемы, которые порой даже взрослые не могут понять и раскрыть в полной мере. Смерть собачки Муму из программы пятого класса, ограничение 18+ на произведения для подростков лет шестнадцати от силы: где же тут справедливость, и когда она восторжествует?
Изучение подобного материала необходимо в основном для развития кругозора и навыка анализа полученной информации, но все люди разные, в особенности дети. По моему мнению, нельзя формировать личность ребёнка на подобной жестокости, нужно определённо преподносить такие вещи мягче, подбирать произведения с умом и расчётом на верное понимание смысла, вложенного автором.
Яков Эйдельман, 11 класс:
Я считаю, что русская литература - воистину уникальное явление. С этим согласится абсолютно любой, даже тот, кто в нее не погружался. О величии нашей литературы говорят не только в России, но и за рубежом. Я часто задавал себе вопрос: почему русская литература так интересна иностранцам? Что ж, стоит заметить, что именно наши произведения достаточно мрачны, и это вовсе не повод для огорчения. На мой взгляд, своей мрачностью и чересчур ярко выраженной реалистичностью ей удается манить, заставлять трепетать людей, пугаться, сопереживать и чувствовать. Чувства, пускай и противоречивые - вот что имеет значение для великих произведений.
Если мы начнем говорить о школьной программе, то тут я не буду настолько оптимистичен. Во многом программа по литературе не столько устарела, сколько не подходит для школьников определенного возраста. Например, «Собачье сердце» - великое произведение безусловно великого автора - Михаила Булгакова. К сожалению, (или нет) большинство 15-летних подростков просто не смогут понять суть, основную мысль, исторический подтекст, а даже если и смогут, то не получат удовольствия от прочтения, так как «понять» и действительно понять (т.е прочувствовать) - это не одно и то же. А прочувствовать «Собачье сердце», вкладывая туда исторический подтекст, моменты из биографии Булгакова, философию и прочие важные детали, по ряду психологических причин, подростки, скорее всего, не будут способны. А разве нам нужны такие жертвы, учитывая тот факт, что не у всех учителей есть сострадание или голова на плечах? Во всяком случае именно так было у меня и у моего класса. Место «Собачьего сердца» в программе по литературе - 11 класс. Тогда можно задаться вопросом о том, что делать с произведениями, которые изучают в период с 9 по 11 класс? Ответ прост - необходимо перераспределение ВСЕХ произведений, так как в 11 классе есть литература, которую можно изучить раньше, чем предлагается или позже.
Могу добавить, что многие творения нужно не просто перераспределить, дабы они нашли свое истинное место, но и дополнить всю программу новой литературой, современной. Дело в том, что программа почти не подвергалась изменениям со времён СССР, разве что какие-то минимальные изменения имели место быть, но сути это не меняет, не решает проблемы. Я не говорю о том, что нужно убрать великих классиков прошлого, важно всего лишь делать бо́льший упор на современную литературу, так как время неумолимо движется вперёд, а это речь ещё не зашла о том , что многие авторы современных учебников мертвы (либо одной ногой в гробу), а на мой взгляд, переиздание книг, написанных давным-давно, мертвыми или почти мертвыми людьми, напоминает мародёрство, но это можно сказать не только про литературу, но и про многие из тех учебников, материалов, принципов, которые мы используем во время обучения. В конце концов скажу, что старая программа (и та, по которой мы учимся по сей день) рассчитана на то, чтобы уроки литературы проводились ежедневно, а на сегодняшний момент это редкость. Исключение составляют классы со специальным уклоном, гимназии и тому подобные учреждения. По этой причине многое из того что написано в учебнике остаётся за кадром или же приходится бежать «галопом по Европам», что не есть хорошо. В этом случае смысл изучения великих трудов исчезает. Говоря коротко - бесполезная трата времени. Мне бы так же очень хотелось увидеть больше произведений, написанных зарубежными авторами прошлого и настоящего, так как они внесли свой вклад в мировую литературу, а на выходе получается, что никого из них мы не изучаем, даже если труд этих людей заслуживает внимания с точки зрения воспитания, а это обидно, ведь из года в год мы говорим о Гоголе, о Пушкине, Толстом, Достоевском, а чем хуже их всех Роулинг, книги которой любимы во всем мире уже на протяжении почти 30 лет? Я даже аргументы для итогового сочинения брал из Гарри Поттера (и получил максимальный балл, кстати). Чем вам не современная классика? И таких примеров много. Именно поэтому, зачастую, у ребят нет желания изучать литературу, именно поэтому они считают ее ненужной и скучной. Их можно понять, ибо во всем нужна мера, даже в том случае, когда наследие твоей страны велико, нужно идти в ногу со временем и не быть «культурными» эгоистами.
Анастасия Зеленская, 10 класс:
На мой взгляд литература - очень интересный предмет. Судить о его пользе я не буду, каждому свое, так или иначе, литература, как и остальные школьные предметы, предназначены для всеобщего образования. С первого класса я люблю читать, всегда самостоятельно выбирала для себя книги и читала их. Поэтому объем произведений меня никогда особо не пугал. Но что касается именно школьных книг, которые включены в обязательную программу, то на этот счет я имею неоднозначное мнение. Большинство произведений, которое мы проходим на уроке литературы, мне очень даже нравятся, и я с удовольствием слушаю их, так как на прочтение совсем не остается времени из за большой нагрузки по другим предметам и в отвлеченных от школы сферах. В этом и заключается первая проблема: невозможность полностью вникнуть в суть книги из за коротких сроков на ее прочтение. Можно подумать: "А как же летние каникулы?", но лично я в это период времени предпочитаю отдыхать и читать ту литературу, которая интересна очень мне: детективы, зарубежная классика, триллеры. А в учебное время, особенно в старшей школе, нагрузка по предметам становится все больше и больше, несмотря на приближающиеся экзамены по обязательным и профильным предметам. Так что мне порой просто не хватает времени на полное прочтение произведений
Второй минус, который я могу выделить, это неактуальные и тривиальные методы и способы обучения. На всех уроках мы в который раз проходим биографию автора, после чего начинаем разбор произведения: действия персонажей, их характеристики, признаки, отличительные черты. Это все, правда, интересно и полезно, но мне кажется, что иногда можно вносить какую либо новизну в форму проведения урока. Я бы предложила несколько вариантов: просмотр фильма по книге (если произведение небольшое и его можно успеть прочитать в короткие сроки, то стоит добавить анализ фильма и книги, их сравнение, особенности, сходства и различия), различные сценки и постановки по рассказам, чтение по ролям и многое другое
Саму же программу я не считаю устарелой, но думаю, не было бы лишним добавить книги и нашего, современного времени. Мне кажется, что это было бы интересно для подростков: смотреть и анализировать, как менялся слог авторов того и нашего времени, какие ценности показаны в рассказах разных времен
В общем я считаю, что есть много недочетов, которые стоит исправить и тем самым поспособствовать проявлению большего интереса к чтению среди учеников.
Нарсия Марк, 10 класс:
Я считаю, что школьная программа литературы составлена нормально, но не так увлекает, как хотелось бы...
Может, стоит добавить больше современных рассказов, зарубежной классики, а не только русской. Литература, как я думаю, это что-то приносящее наслаждение, она должна быль интересной, чего я не чувствую сейчас.
В средней школе были очень интересные произведения, но перейдя в старшую, все книги стали скучными и тяжелыми для прочтения. Для развлечения и развития приходится читать внешкольную литературу, при этом еще нужно читать школьную, что ставит выбор: не получить плохую оценку или прочесть что-то действительно увлекательное. И не всегда выбор делается в сторону собственных желаний.
Также из за того, что учеников чаще всего принуждают читать заданные произведения, интерес к этому предмету постоянно может пропасть, что не является положительным результатом. Если большинство ребят после окончания школы так и не полюбили читать, может проблема в качестве преподавания? В нехватке новых методик образования и способов их преподнести.
Анастасия Билык, 10 класс:
Моим любимым предметом в школе является литература. Я обожаю читать книги с детства, причём книги разных жанров: от стихов до поэм.
Что касается именно школьной программы, меня она всегда устраивала. В начальной школе мы проходим более лёгкие книги. К примеру во многих детских баснях, авторы нам показывают что такое добро, а что такое зло; как правильно поступать и как лучше не стоит.
Когда мы переходим на 2 ступень обучения, в программе уже идут более глубокие произведения, не такие лёгкие на подъем, как в начальной школе.
И наконец в старшей школе. Здесь произведения намного сложнее понять, чем на 1 и 2 ступени обучения.
Но как я считаю, литература- это действительно очень нужный предмет. На литературных примерах, мы фактически учимся на ошибках главных героев и во многих ситуациях понимаем как поступить лучше.
А что думаете вы?