журнал

Мы возвращаемся к расследованию истории о том, как исторический памятник с двухсотлетней родословной, главная достопримечательность Обнинска, вдруг попал в частные руки за символические 13 миллионов рублей, то есть как минимум в 2,5 раза ниже кадастровой стоимости. Первая часть «Тайн» была посвящена обстоятельствам приобретения частным лицом зданий 1815 г., земли под ними, а также установлению этого самого «частного лица». В сегодняшней второй части мы расскажем, как к этому пришли, и почему у нас вызывает вопрос цена, выплаченная за усадьбу.
Каемся, публикуя первую часть «Тайн», мы использовали литературный прием, к какому часто прибегают авторы детективов, когда какое-то время делают вид, будто и сами не знают, что убийца - дворник. В смысле, изображали, будто изначально не знали, кто стал новым владельцем Усадьбы, прикрывшись Фондом. На самом деле, конечно, знали. Это Андрей Викторович Дроздов, сын Виктора Дроздова, «авторитета» из 90-х, в свободное от сколачивания капитала время, «воюющего» с независимой прессой.
Суть первой части расследования была в том, чтобы заставить официально назвать его имя соответствующие государственные и муниципальные структуры. Ведь правду говорить всегда легко и приятно?
А вот уже они как раз повели себя, как второстепенные антагонисты из тех же детективов: до последнего прикрывали главного бенефициара от любого нежелательного внимания. Казалось бы, если вы поступили по уму, да по совести, и все в результате только выиграли, а у объектов исторического наследия появились ответственные и бережные хранители - скрывать-то нечего.
Но нет!
Чиновники упорно отказывались отвечать на прямо поставленные вопросы, отфутболивали запросы редакции друг другу, присылали вместо ответов отписки. Больше всех удивил глава Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Евгений Чудаков, который наплевал на федеральный закон «О СМИ» и чуть не забаррикадировался в кабинете, лишь бы только не отвечать на вопросы.
Это выглядело очень комично, если вспомнить 2022-й год, когда Евгений Чудаков не просто не прятался от СМИ, но и с радостью позировал для них перед камерами вместе с Андреем Дроздовым, рассказывая о том, как прекрасно теперь будет обстоять дело с сохранением объектов «старины глубокой». У нас и фото, и видео сохранились с тех времен. Г-н Чудаков на нем такой импозантный, одухотворенный...
Евгений ЧУДАКОВ, май 2022 г.:
- Долгое время здание находилось в районной, а затем в федеральной собственности. По программам Росимущества реставрация или консервация таких памятников не финансировалась. Но наконец-то у усадьбы появился собственник, который зарекомендовал себя как надежный инвестор - фонд «Усадьба Белкино». А это значит, что появился механизм для реальных работ по реконструкции.
Как выяснилось, одухотворенный Чудаков тогда слегка... ну как бы соврал.
Потому что на тот момент усадьба (здания 1815 г.: господский дом, рига, флигели, земля под ними) уже были проданы. И не Фонду «Усадьба Белкино», который о них вроде как заботился с начала 2000-х, а частному лицу - предпринимателю Андрею Дроздову, рядом с которым главный защитник исторических памятников и позировал на фото и видео.
А сейчас внимание, историческая справка.
Фонд «Усадьба Белкино» был учрежден группой предпринимателей для сохранения исторических объектов. Вот как писали меценаты о своей деятельности на официальном сайте организации:
«Фонд «Усадьба Белкино» был учрежден 12 сентября 2002 года группой ведущих предпринимателей города Обнинска, чтобы восстановить усадьбу как памятник культурного наследия и создать здесь благоустроенную зону отдыха для жителей города. С этого дня в истории усадьбы открылась новая страница. Многолетняя работа по восстановлению и содержанию усадьбы ведется Фондом на благотворительные средства, в основном, на добровольные пожертвования его учредителей и членов...»
КТО ЖЕ ЭТИ БЛАГОРОДНЫЕ ЛЮДИ?
Среди учредителей были покойный Олег Есинский, генеральный директор ООО «Компаньон» (первый президент Фонда), Юрий Михеев, генеральный директор ООО «Промстар», Валерий Левченко, генеральный директор ООО ЭНИЦ «Моделирующие системы», Валентин Родионов, генеральный директор ОАО «Приборный завод «Сигнал». А еще - Виктор Дроздов председатель совета директоров ООО «Русский дом».
Через какое-то время г-н Дроздов стал президентом Фонда и главным опекуном Усадьбы.
Но на фото с Чудаковым в 2022 г., напомним, фигурирует другой Дроздов.
Сын.
Почему?
Да потому что к тому времени он уже больше полугода, как был собственником и земли, и зданий на ней. Все, что опекал в Фонде отец, взаимодействовавший с властью на правах частного партнера, демонстрируя социальную ответственность бизнеса, с осени 2021 г. перешло сыну!
Торги состоялись в начале сентября 2021 г., и с того времени благотворительная организация предпринимателей, много лет выполнявшая благородную миссию, фактически превратилась в ширму, прикрывающую единственного владельца двухсот лет истории. А г-н Чудаков сначала делал вид, что этого не знает, а затем просто ушел в глухую несознанку.
И теперь самое интересное.
Земля и здания выставлялись на продажу на торгах. Ни один другой участник не заявился, поэтому все отошло единственному участнику за номинальную цену (с символической доплатой). В документации торгов фигурирует оценка конкурсных лотов, произведенная некой фирмой «Формула» (ХПЦ «Формула»). Это небольшое предприятие в Калуге, имеющее ряд специальных сертификатов, подтверждающих право производить оценку подобных объектов. К таблице со стоимостью объектов прилагался увесистый, почти 150- страничный документ с описанием того, как оценка производилась, с учетом всех деталей и нюансов. Особенно порадовала корректировка цены на износ зданий более чем 200-летней давности постройки. Удивительно просто, как они в минус-то не ушли - так бы еще город доплачивал!
РЕЗУЛЬТАТ ВПЕЧАТЛЯЕТ:
- земля - 4,87 млн. рублей;
- господский дом - 1,153 млн. рублей;
- флигель №1 - 1,996 млн. рублей;
- флигель №2 - 1,680 млн. рублей
- * рига - 3,914 млн. рублей
Итого - 13,61 млн. рублей.
(* рига - хозпостройка, где хранятся снопы и производится их обмолотка для получения зерна).
Выглядело все солидно - не придраться.
А еще главное тут - ну очень дешево.
У нас, конечно, нет трех сертификатов и специальной подготовки, позволяющей оценить здания по умным формулам. Зато есть доступ к данным о кадастровой оценке этого имущества, каковая с 2018 г. должна соответствовать рыночной. Ее тоже готовили не последние специалисты в своей сфере, причем сидящие на зарплате из бюджета, то есть от заказчика и других интересантов никаким боком не зависящие.
Сравним? С удовольствием!
Данные из оценки ХПЦ «Формула» приведены выше. Сравниваем с данными кадастра по состоянию на 11 июня 2021 г.
- земля - 15,897 млн. рублей;
- господский дом - 5,128 млн. рублей;
- флигель №1 - 3,005 млн. рублей;
- флигель №2 - 2,457 млн. рублей
- рига - 6,072 млн. рублей
Итого - 32,559 млн. рублей.
Кажется, есть разница? И она не самая кислая - без малого 19 млн. рублей. Может, от этого чудят Чудаков и Ко?
Мы планируем еще немного покопать эту историю. Например, изучить, как соблюдалось охранное обязательство, выданное на эти объекты. Как с ним соотносится установление пластиковых окон и прочая реконструкция в том же духе.
«Усадьба Белкино» - неиссякаемый источник тайн, которые, правда, на проверку оказываются секретами Полишинеля.
Главный редактор Елена Зуева