журнал
Доброй традицией стало устраивать чаепитие с представителями обнинской прессы. Первое состоялось в сентябре, когда Вячеслав Лежнин только-только был назначен и.о. главы администрации. Тогда же он и пообещал, что будет поддерживать такой формат общения, так как ему самому это ближе. Душевнее, что ли.
Слово сдержал. Снова собрались, на этот раз в новой локации - библиотеке в Доме ученых. Отдельно отмечу, что библиотека просто классная. Поэтому если еще не были там, обязательно сходите.
Но вернемся к основной теме. Вторая встреча получилась острее. Снова были подняты важные вопросы, но в этот раз Вячеслав Лежнин показал себя с более жесткой стороны.
РЕФОРМА НЕ РЕФОРМА
Самый животрепещущий вопрос на сегодня - транспорт. Срывы расписания, недостаточное количество водителей, необходимость ждать автобус по 40 минут, все это уже порядком навязло на зубах и звучит как заевшая пластинка. Спроси у любого обнинца, что именно его не устраивает в транспортной системе города, он назовет все вышеперечисленное.
Этого ли добивались власти, затевая транспортную реформу? Совершенно точно нет. Идея была и есть в другом - вывести на дороги Обнинска муниципальные автобусы большой и средней вместимости, комфортные и снабженные валидаторами, камерами и так далее, чтобы горожанам не приходилось ездить в маршрутках. Под это все даже был взят кредит в миллиард с лишним рублей. Это если вдруг кто забыл.
- У людей есть такое свойство - забывать. То, что было важно или беспокоило еще год назад, сегодня уже может казаться несущественным. Вспомните количество жалоб, которое было в отношении частных перевозчиков. Начиная от самих водителей, заканчивая состоянием транспорта, - начал Вячеслав Лежнин.
Тут он прав, конечно. В редакцию часто поступали звонки с жалобами на хамское отношение водителей, невозможность оплатить проезд по карте - требовали либо наличный расчет, либо перевод. Водители маршруток могли позволить себе высадить ребенка посреди улицы, такие случаи тоже бывали. Да, жалоб на срывы расписания было меньше, но были.
- Большое количество жалоб и необходимость изменений фактически и подтолкнули к транспортной реформе, - продолжил Лежнин.
Кроме того, от частных перевозчиков для города не было особого прока - в том смысле, что бюджет они не сказать, что сильно пополняли.
И вот транспортная реформа.
- Она не состоялась, - заявил Лежнин. - Ошибки сделаны приличные. Если чисто технически говорить, любой маршрут, который идет больше часа - трагедия.
Далее Вячеслав Вячеславович обозначил стратегические точки: привести в порядок расписание, решить вопрос с кадрами, поменять маршруты. Последнее подавалось через призму «возможно, придется». Но что-то подсказывает, что так и будет сделано, потому что на неудобство маршрутов жалоб тоже предостаточно.
- Выбранное направление в целом правильное, подкачала реализация. Что же касается частников, то еще отмечу, что они и сейчас продолжают работать в Обнинске, причем, на экономически выгодных маршрутах. И в следующем году продолжат, так как заменить их пока некем, - добавил Лежнин.
На исправление ситуации и.о. главы администрации взял год. К концу 2025 мы должны увидеть совершенно новый подход и транспортную перезагрузку.
ЯРМО ДЛЯ БЮДЖЕТА?
Параллельно с этим МБУ «Обнинский городской транспорт» является для городского бюджета чем-то вроде груза. На работу предприятия выделяются многомиллионные средства, которые расходуются на ремонты, обеспечение деятельности предприятия и так далее.
- Транспорт - такой же социальный проект, как спорт, например. Я понимаю, что средства в любом случае должны и будут выделяться, но я категорически против тех объемов, которые есть сейчас, - подчеркнул Лежнин.
По 200 с лишним миллионов рублей тратить на транспортное предприятие - слишком. Также Вячеслав Вячеславович на заседании Обнинского городского Собрания признал, что МБУ «ОГТ» - убыточно.
Может ли оно выйти на самоокупаемость? Очень вряд ли. Дело в том, что муниципальный транспорт перевозит льготников, проезд для которых бесплатный. Поэтому ответственность городского бюджета - компенсировать эти расходы. Плюс даже нынешний проезд в 35 рублей все равно не дотягивает до «средней температуры по больнице». Неоднократно говорили, что по-хорошему и с учетом ситуации на рынке, стоимости топлива, запчастей и прочего, билет на автобус должен стоить не меньше 50 рублей. Но такого власти себе позволить не могут.
- Даже московский транспорт с учетом более высокой стоимости проезда и большего пассажиропотока не на самоокупаемости, что уж говорить о нас, - отметил Лежнин.
В любом случае, цель на сегодня такая: перетрясти всю реформу, вывести транспортное предприятие на нормальные рельсы, добиться увеличения доходов и только потом минимизировать бюджетную поддержку. Фактически сократить ее до компенсационных выплат. А не тянуть на себе ремонт вентиляции, замену запчастей и прочее.
И ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН ЗАМ!
Весь этот пул вопросов и головных болей и должен взять на себя заместитель главы администрации по транспорту. В подмогу ему - еще два специалиста.
- Кандидатура определена. Остались юридические вопросы, но уже через 2-3 недели, думаю, специалист приступит к работе, - сказал Вячеслав Лежнин.
Раскрывать тайну, кто именно станет новым замом, Вячеслав Вячеславович не стал. Лишь добавил, что двух сотрудников он будет искать себе сам.
Резюмируя все вышенаписанное, делаем вывод: реформа будет перезапущена. Лежнин взял год на исправление ситуации. На данный момент это самое важное.
НО ГДЕ БРАТЬ КАДРЫ?
Кадры - проблема номер два. Ведь то же транспортное предприятие фактически не может выполнять свои обязанности в полной мере из-за чего? Нехватка кадров! Специалистов не хватает везде. Буквально. В коммунальной сфере, в сфере здравоохранения. Куда ни ткни - одна и та же картина.
- За кадры сейчас идет большая битва. Зачастую проблема решается финансами, и даже у нас существует некий «кадровый каннибализм». Я поясню. Например, пришел специалист работать в КБ №8, но уровень доходов и поддержки оказался ниже, чем в частной клинике, вот она его и «съедает». Поэтому очень нужно и важно пересмотреть наш подход к поддержке специалистов, у нас есть разного рода программы - компенсация за поднаем жилья, например, или региональная программа «Земский доктор». Нужно понять, как мы можем это использовать с большей эффективностью, чтобы люди оставались у нас, а не уходили, - сказал Вячеслав Лежнин. - В общем, за кадры надо бороться, холить их и лелеять. А руководству учреждений обеспечивать своим сотрудникам бонусы.
А ДЕНЬГИ?
Согласитесь, что все разговоры про необходимость изменений, разработка стратегии, алгоритма, вплоть до максимально детализированного плана действий с очень громким звоном разбиваются о реальность.
А реальность такова, что без людей и денег все наши самые смелые идеи и благие намерения - мыльный пузырь, красивые слова и не более.
- У нас уже сейчас запросов на миллиард рублей больше, чем бюджет на следующий год, - признался Вячеслав Лежнин.
Деньги нужны на все: на социальные программы, на ремонты, на сферу ЖКХ. При этом бюджет Обнинска не резиновый, плюс у города есть приоритеты, во главе которых стоит поддержка наших бойцов на СВО, а также их семей.
- Мы должны жить по средствам и грамотно распределять деньги, иначе никак, - подчеркнул Лежнин.
Про грамотное распределение денег Вячеслав Вячеславович привел один показательный пример. Много было жалоб и возмущений, что проект организации молодежного арт-пространства в Доме офицеров отложили в долгий ящик. Казалось бы, выделено финансирование, почему бы не делать?
- 35 миллионов рублей выделено было по госпрограмме, которая включала софинансирование. То есть предполагалось, что должен вложиться еще и бюджет города. Причем сумма софинансирования была в пять раз больше той, что выделило государство. Это, я считаю, неравноценный обмен. 150 миллионов рублей город откуда-то должен взять, заработать, чтобы эти деньги были по факту лишними в бюджете, тогда можно спокойно тратить. А так..., - пояснил Лежнин.
Второй пример: проект ремонта библиотеки «Стекляшка». Вячеслав Вячеславович признался, что ему самому эта библиотека чрезвычайно дорога, она чуть ли не часть его души.
- Там крышу надо делать в первую очередь. Смысл какой тратить деньги на замену окон, если крыша течет? Чтобы потом все заново переделывать? И потом это выйдет дороже. Другой подход должен быть. Рациональный, взвешенный, продуманный. Дальновидность нужна. Вот, например, ремонтировали один из спортивных объектов в городе. Поменяли там окна на пластиковые. А кровля все текла. Что в итоге? В итоге грибок и плесень повсюду. Это не дело, - сказал Вячеслав Лежнин.
В общем, делать надо многое, но надо подходить к этому с умом. Поэтому ряд проектов будет пересмотрен. Также Вячеслав Вячеславович сказал, что планирует пообщаться с «Росатомом» на предмет финансовой помощи. Госкорпорация уже многое реализовала в Обнинске и продолжает это делать, поэтому расчет, что она заинтересуется ремонтом, например, ДК «ФЭИ», не выглядит нереальным.
ПОЛУЧИМ ОТ ГОСУДАРСТВА БЛАГОДАРЯ МАСТЕР-ПЛАНУ!
Новым финансовым источником для Обнинска может стать мастер-план. Вернее как. Его реализация позволит городу рассчитывать на приоритет в федеральных программах, плюс обеспечит дополнительные дотации от государства. Звучит, как выгодная сделка. Поэтому сегодня работа над документом ведется максимально тщательная. Привлечены архитекторы, специалисты из МГУ, «Росатома», бизнес-сообщества и застройщики.
Добавить в эту когорту нужно еще и простых людей, cчитает Вячеслав Лежнин. Важно пообщаться с народом, узнать их видение, надежды, желания и после использовать запрос общества в подготовке документа с поправкой на перспективы.
- Мастер-план Обнинска - весомый документ. Наша задача получить федеральное финансирование. Поэтому работа над ним нужна серьезная, чтобы на выходе мы не получили набор «весёлых картинок», а рабочий проект. Губернатор Владислав Шапша многое сделал, чтобы Обнинск попал в список 200 городов, где должны быть разработаны мастер-планы. Работаем, - сказал Вячеслав Лежнин интонационно дав понять, что губернатора тут он подвести не может.
Следующая встреча состоится предположительно в конце ноября. Будем подводить итоги, пообещал Вячеслав Вячеславович. А вот декабрьская встреча не состоится - мероприятий много запланировано, занятость слишком высокая.
Так что если вдруг что-то хотите узнать у мэра - звоните нам в редакцию. Мы обязательно адресуем вопрос.
ЧТО ЕЩЕ ОБСУДИЛИ НА ВСТРЕЧЕ
Филиал детской поликлиники на улице Энгельса - Лежнин признал, что многие родители испытывают неудобство, потому что филиал сейчас закрыт. А закрыт он потому, что здание остро нуждается в ремонте. Здание, к слову, муниципальное, так что приводить его в порядок придется за городские деньги или искать спонсоров. Вячеслав Вячеславович взял полтора года на решение вопроса. А пока придется поездить.
Морозовская дача - это значимый для города объект культурного наследия, который потерять нельзя ни в коем случае. В свое время рассчитывали на федеральную поддержку, даже попали в конкурс, но деньги так и не были выделены. Но время безжалостно, и здание разрушается. Сейчас планируется обойтись превентивными мерами - починить крышу и организовать отопление. Потом снова биться за федеральное финансирование. Второй вариант - попробовать реализовать программу сдачи в аренду бизнесу за рубль. Такое было реализовано на Полотняном заводе. Суть: инвестор вкладывается в ремонт, реставрацию, превращает объект в туристический, зарабатывает на этом. Но данная перспектива пока рассматривается как туманная.
Культуру надо насаждать - казалось бы, фраза неоднозначная, но имеет место. Произнося ее, Вячеслав Вячеславович имел в виду, что наши культурные учреждения недозагружены. События есть, аншлага нет. Причем в городе довольно богатая культурная жизнь - и концерты, и спектакли, и выставки, и музыкальные гостиные. А люди где? В том-то и вопрос. А ведь от количества проданных билетов фактически зависит будущее любого ДК или музея. Поэтому Вячеслав Вячеславович, что называется, вспомнил молодость, когда их в школе просто ставили перед фактом, мол, идем в субботу в кино, всем принести по 20 копеек. Так и сейчас предлагает вовлекать общественность.