Неделя Обнинска
КНС-51 не работала нормально с первого дня!
Про коммуналку
20.02.2025

Состояние КНС-51, из-за которой больше всего страдают жители дома по улице Ленина, 209 - уже порядком набившая оскомину тема. В бытность Татьяны Леоновой мэром Обнинска самый часто задаваемый вопрос на отчете главы был как раз о канализационной сети. Сейчас обязанности главы администрации исполняет Вячеслав Лежнин. Вопросы не изменились. Растет лишь их частота и количество.

Вместе с замглавы администрации по вопросам городского хозяйства Игорем Раудуве разбирались в вопросе. Как оказалось, КНС была проблемной с момента ввода ее в эксплуатацию.

Но обо всем по порядку.

- Игорь Винцентасович, самый частый вопрос, который поступил в нашу редакцию - почему происходят аварии?

- Первая причина: ошибки в проектировании, потому что в тот момент, когда КНС была еще проектом, никто не предполагал, что в канализацию будут сбрасывать нерастворимые салфетки и прочий мусор, с которым насосы КНС справиться не могут. Проект сам был рассчитан на то, что будут «чистые» стоки, максимум с мелким мусором, например, куриные кости - с ними могли справиться дробилки. Еще одно неудобство проектирования: невозможность отключить часть КНС, чтобы работала вторая. То есть если мы что-то отключаем, стопорится вся работа сети.

Вторая причина истекает из первой: в канализацию регулярно сбрасывается крупный мусор, мы доставали оттуда и строительные перчатки, и простыни, и памперсы. Все это приводило и приводит к поломке КНС. По факту дробилка не может «переварить» все вышесказанное, в итоге забиваются насосы. Забился насос - все встало.

- И в чем сложность почистить насос?

- Он находится на глубине 11 метров, и чтобы его достать, необходимо все перекрыть, пригнать специальную технику, специалистов, потом его поднять, почистить, установить обратно. На это все требуется время. Хочу отметить, что сложности в работе КНС возникли с самого первого дня как раз из-за крупного мусора. Но первое время у нас не было понимания из-за чего это происходит, но когда разобрались, один насос из четырех уже успел выйти из строя. Отправили его по гарантии, нам его починили. Затем вышел из строя второй насос. В гарантийном ремонте на этот раз было отказано.

- Почему?

- Из-за большого количества намотанных на него тряпок. Не гарантийный случай получился. Дошло до того, что пришлось писать претензии, однако нам пояснили, что насос как бы изначально не был рассчитан на такое «жесткое» использование. Также хочу подчеркнуть, что КНС обслуживает не только 51, но и 52, а также часть 39 микрорайонов, стоки сюда поступают со всего Заовражья и из Кривского. КНС-51 обслуживает очень большую территорию.

В проект КНС были заложены мощности, но никто не учел фактор сброса крупного «неперевариваемого» мусора. Минимум четыре куба в неделю мы собираем такого «крупногабарита».

- Мне, как и нашим читателям, думаю, такая цифра, как четыре куба, ни о чем не скажет. Можно более наглядный пример, пожалуйста?

- Во дворах стоят большие контейнеры для сбора строительного мусора. Вот представьте, что этот контейнер плотно забит наполовину. Это и будет четыре куба.

- Давайте подведем промежуточный итог. КНС-51 - проблемная из-за неудачного проектирования и крупного мусора, который сбрасывают в канализацию. По факту канализация не работала нормально буквально со дня ее ввода в эксплуатацию. Так?

- Уточню: не с первого дня, а с первого месяца. В остальном совершенно верно.

- В 2022 году КНС была введена в эксплуатацию. Вы прекрасно видели, что она не справляется. Почему за это время не получилось полностью ее отремонтировать?

- Здесь сложность возникла в логистике, по полгода приходилось ждать насосы, по несколько месяцев запчасти, одно перетекало в другое. Дело не в том, что мы сами не хотим что-то быстро сделать, как раз наоборот, а в том, что поставки идут очень долго.

- На планерке в администрации Вячеслав Лежнин четко сказал, что рассчитывать на федеральные деньги нет смысла, Обнинску придется искать средства в бюджете. О какой сумме речь?

- Действительно, мы планировали попасть в какую-нибудь федеральную программу. Допроектирование было сделано. Но когда проектировщик начал заниматься проектом, он сначала заложил один вид решеток и автоматических задвижек. Позже выяснилось, что купить их нельзя. Соответственно начали все менять, с учетом предложений и возможностей рынка. Возникли новые сложности - аналоги требовали подходящих труб и других приспособлений.

- Я так понимаю, что дошло почти до абсурдной идеи: построить новую КНС? Раз старую невозможно починить?

- Нет, выход был найден. Проект сделан. Но понадобился почти год, чтобы все пересмотреть. Сумма получилась порядка ста миллионов рублей. Мы ожидали, конечно, что будет сумма 30-40 миллионов рублей, когда только начинали допроектирование. Но все подорожало, стало сложнее закупать, повысилась стоимость работ.

- У нас есть эти деньги в бюджете?

- Вячеслав Вячеславович предложил очень грамотное и правильное решение: разбить на три этапа. Каждый из этапов должен будет пройти государственную экспертизу, которая занимает порядка трех месяцев. Соответственно разбивается и сумма на три части.

- И все равно это затратно для бюджета, как ни крути. Не было ли планов поговорить с тем же РИР и передать им КНС, чтобы они занялись ремонтом, сделать, так сказать, дополнительный контракт к уже имеющемуся инвестиционному соглашению?

- КНС будет передана на баланс РИР после того как будут закончены все работы на ней. И даже если представим себе, что они изъявят желание принять КНС сейчас, то будут вынуждены потратить сто миллионов, а это по итогу ляжет на плечи жителей и приведет к пересмотру тарифов. Это ответственность города. РИР и так нам помогает на всех авариях. Как и аварийная служба Минстроя Калужской области, за что тоже отдельное спасибо.

 

И ЕЩЕ

Очистка КНС-51 производится стабильно два-три раза в месяц последние два года. С того самого момента, как она начала забиваться. Доставать весь мусор приходится вручную, так как проектом «лифт» не был предусмотрен. Поэтому в планах установление отдельного павильона с автоматическими решетками. Это сильно облегчит и ускорит работу при возникновении аварийных ситуаций.

 

КОГДА?

До конца 2025 года будет реализован первый этап, назовем это реконструкция КНС-51.

 

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД

В 2022 году, когда КНС вводилась в эксплуатацию, как раз был период ковидных ограничений. Потребление нетканых материалов увеличилось в разы: маски, салфетки, перчатки. Все это потом «улетало» в унитаз, что для новой канализации стало испытанием, которое она, к сожалению, не выдержала.

Поделиться