журнал

Юрий Фрай - Заслуженный тренер России, руководитель спортивной школы «Держава», депутат Обнинского городского Собрания. Юрий Владимирович воспитал не одно поколение чемпионов и мастеров спорта, не одной тысяче ребят привил любовь к восточным единоборствам.
Еще Юрий Фрай - невероятно обаятельный мужчина, умело сочетающий в себе брутальность и мягкость. Но речь в статье пойдет не об этом. Сегодня серьезный разговор о развитии спорта, мечтах, умении отказаться от регалий и многом другом.
- Юрий Владимирович, давайте начнем со статистики небольшой. Сколько в спортивной школе «Держава» работает тренеров?
- Коллектив у нас большой. Вместе со мной 11 тренеров.
- А воспитанников у вас сколько?
- 600 детей, которые серьезно занимаются восточными единоборствами.
- Не мало ли тренеров для такого большого количества воспитанников?
- Нет, совершенно. Они же не все одновременно занимаются. Плюс наши тренеры в большинстве своем работают на полную ставку, некоторые совмещают учебу и работу. Таких у нас четверо. Среди них даже есть девушка. Кстати, наша звездочка - Алена Рогова.
Отдельно хочу сказать, лично для меня приятно, что бывшие воспитанники «Державы» не уходят из нее в прямом смысле этого слова. Ребята вырастают, заводят семьи, потом приводят к нам уже своих детей. Также есть большая помощь в организации турниров, в том числе и спонсорская. Прекрасная преемственность поколений, я считаю.
- Получается, вы воспитываете целые поколения спортсменов.
- Это да. Но еще добавлю (кстати, когда Юрий Фрай говорит о спорте и своих воспитанниках: нынешних и бывших, у него невероятно горят глаза, чувствуется, что каждый человек ему дорог, - прим. авт.), ведь мы растим не только спортсменов, но и руководителей. Каждый тренер - руководитель! Он ведет за собой группу детей, направляет их, учит. Но есть и руководители в прямом смысле. Например, мой воспитанник Михаил Бида, сегодня он возглавляет физкультурно-оздоровительный комплекс «Звезда» в Боровске. Горжусь им! Как и каждым своим учеником.
- Намекаете, что вы воспитываете не только тело, но и дух?
- Прямо говорю об этом! У «Державы» есть своя философия. Восточные единоборства - не только про тело, умение им владеть, но и про разум, дисциплинированность, умение достойно переносить поражения и радоваться победам, быть дальновидными. Многому чему учит, тому, что может пригодиться в реальной жизни.
- И все-таки. Что круче: дзюдо или кудо?
- Я даже задумался на секунду! (смеется). Знаете, когда я искал свой путь, я искал самое крутое и нашел - кудо. Но сейчас с высоты опыта могу сказать одно: нет ничего круче того, чем ты занимаешься и что любишь. И неважно, кудо это, дзюдо, шахматы, плавание или что-то другое. Важна вовлеченность и собственное удовольствие от того, что делаешь.
- То есть Вас лично при всей любви к кудо совершенно не цепляет, если ребенок приходит и выбирает дзюдо?
- Совершенно нет. У «Державы» два направления: кудо и дзюдо. И я воспринимаю школу как свое детище, ведь я сам ее создал и если выбрал вторым столпом дзюдо, значит, для меня это одинаково важно и ценно.
- Почти два года назад в заброшенном здании стрелкового тира между школами № 12 и 13 вы открыли новый спортивный зал. Помню по общению с Вами, что мечтаете Вы о как можно большем количестве спортзалов по Обнинску. Сейчас, когда есть непосредственно сама «Держава», плюс еще несколько локаций для тренировок, можете сказать, что мечта сбылась?
- Нет, еще нет. Я убежден, что нужно осваивать и другие районы города. Во-первых, много детей хотят заниматься, во-вторых, важно думать об удобстве. Поясню. Транспорт у нас в Обнинске ходит сами знаете как, поэтому чаще всего ребенка на тренировку привозят родители. Но как было бы удобно всем, если бы спортзалы были в разных местах. Можно было спокойно и безопасно добраться пешком.
- Какие районы в Обнинске сегодня нуждаются в спортивном расширении?
- Тот же старый город, Заовражье, да практически каждый район. Плюс, мы же используем старые помещения. Если взять бывший тир - он находится на территории школ, и что там только не творилось! Какие-то асоциальные элементы постоянно ходили там. Пили, курили, возможно, употребляли запрещенные вещества. Сейчас что? Современный и комфортный спортивный зал. Заброшенных помещений по городу на самом деле достаточно, таких, которые не будут интересны бизнесу, но в которые мы можем вдохнуть вторую жизнь. Преимущество единоборств в том, что можно комфортно тренироваться в помещениях, на первый взгляд для этого неприспособленных.
- Я уверена, что администрация города и жители поддержат такую инициативу - использовать заброшенные здания в благих целях.
- И еще подумайте. Если бы не мы сюда пришли, а какой-то другой боевой клуб... например, частный. Есть частные клубы, с которыми мы дружим, и у которых прекрасный уровень организации учебно-тренировочного процесса. Но, к сожалению, таких немного. Но опять же с высоты своего опыта могу сказать, что нередки случаи, когда открывают платные секции и при этом не берут никаких справок у детей, нет медицинского сопровождения и так далее. Это неконтролируемый спорт, а такого быть не должно.
- Неконтролируемый спорт - как интересно звучит.
- Кроме шуток. Любой вид спорта должен быть под контролем. Должны быть и медицинские документы, и справки СЭС, и пожарный контроль. Мы все работаем с детьми и несем за них огромную ответственность. Если говорить о «Державе», то мы - муниципальная организация, поэтому проверяют нас вдоль и поперек. Мы не можем начать ни один новый проект, ни даже учебный год без полного пакета документов, проверок, одобрений и согласований.
- То есть, отдавая ребенка в «Державу», родитель может быть дважды спокоен: мало того, что все законно и безопасно, так еще и тренеры опытные и грамотные с правильной философией и идеологией.
- Да. И еще скажу. Чтобы оставаться максимально открытыми и доступными для всех, нам пришлось отказаться от статуса школы олимпийского резерва. Теперь «Держава» - спортивная школа единоборств.
- В смысле отказаться? Почему?
- Школа олимпийского резерва - звание, которое накладывает определенные обязательства. То есть даже отбор воспитанников должен быть строгим и очень жестким. По сути, мы должны растить и воспитывать будущих олимпийцев. Ситуация в итоге складывалась следующая: отказывать ребенку, жаждущему заниматься спортом потому, что он не проходит по каким-то параметрам. Это неправильно. Мы решили, что так не должно быть. Единственная причина по которой я могу отказать - медицинские показания. Все.
- То есть вы свои амбиции принесли в угоду детям и их развитию?
- Наверное, можно так сказать. Давно прошел тот этап в жизни, когда награды, регалии, кубки и так далее грели душу и повышали самооценку. Я смотрю на мир иначе. С позиции: что ты можешь сделать, чтобы он стал лучше. И сегодня высшая награда для меня - успехи воспитанников, их желание заниматься спортом, вовлечение молодежи в спорт, ее развитие. Вот это важно. Я знаю, что могу дать им толчок, могу воспитать из них достойных людей и спортсменов.
- Чего вам не хватает сегодня?
- По большому счету новых спортивных залов. Потому что мы понимаем и видим, что это востребовано.
- А как насчет взрослых? Вот проснусь я завтра, например, и решу, что хочу заниматься дзюдо или кудо. Есть такая возможность?
- Есть. Мы работаем и со взрослыми в том числе, но больше индивидуально, если хотите - пожалуйста (улыбается). Групп пока нет. Но в будущем почему бы нет. Если опять же будут помещения и возможности.
- Как Вы, кстати, относитесь к девушкам в боевых искусствах?
- Уважительно, но... я все-таки мужчина и хочется, чтобы девушки были хрупкими и нежными, а мы - сильными и смелыми защитниками. Не подумайте, я не против, а даже наоборот за, когда девочки приходят в спорт. И тренируем мы их без поблажек и оглядки на то, что они слабый пол. Кстати, хочу отметить, что девочки себя показывают на тренировках дисциплинированнее и целеустремленнее мальчиков. С ними как-то спокойнее. Но все-таки хочется видеть их с цветами, а не в боевой экипировке.
- Вы жесткий на тренировках? Муштруете воспитанников?
- Отсутствие жесткости на тренировках может привести к излишнему травматизму. Поэтому я даже родителям говорю, что в зале с ребенком сюсюкаться никто не будет. Все должно быть четко и слажено. Без проявления жесткости сверху и воспитания дисциплины чем тренировка будет отличаться от уличной драки тогда? Ежовые рукавицы нужны.
- На канале ТНТ сейчас идет второй сезон шоу «Титаны», в котором принимают участие именитые спортсмены, олимпийцы. В первом сезоне, кстати, был наш пловец Сергей Фесиков, но из-за травмы, к сожалению ушел. А Вы хотели бы принять участие в шоу подобного рода?
- Нет. И не потому, что боюсь проиграть или еще что. Просто, как я уже говорил ранее, ушел тот период, когда было много «дури», азарта и адреналина, когда хотелось достигать, даже в какой-то степени хвастаться тем, какой ты сильный, спортивный и ого-го сколько можешь. Сейчас я смотрю на все соревнования как бы со стороны. Анализирую, подмечаю ошибки, что-то черпаю.
- Это ужасно сложно, наверное. Вы же по большому счету не можете расслабиться и насладиться просмотром.
- Есть такое. Своего рода спортивная профдеформация. Но и полезного тоже много нахожу для себя. И с точки зрения каких-то идей для организации, подмечаю работу других тренеров, сравниваю с нашими.
- Какие планы на этот год?
- Если рабочие - все как обычно. Выполнять поставленные задачи. Глобально - хочется надеяться, что сможем принять участие в крупных международных соревнованиях в этом году. Потому что это губительно для спортсмена - соревноваться только в пределах своей страны. Нет развития, насмотренности, анализа, большого количества соперников.