журнал

В редакцию нашего издания обращаются часто как в последнюю инстанцию: когда все пороги обиты, все чиновники обойдены (по второму-третьему кругу), когда везде дали от ворот поворот и нигде не помогли...
История, о которой пойдет речь ниже - из таких. Равнодушие чиновников, показательная беспристрастность судебных приставов и игнорирование прав гражданина привели к тому, что пожилой пенсионер Александр Катасонов последние четыре месяца пытается выживать, получая на руки 6 тыс. от своей пенсии. Все остальное государство отбирает у него в счет оплаты алиментов за ребенка, которому он даже не является родным, которого приняла другая семья.
- Я близок к тому, чтобы наложить на себя руки, оставив записку: доведен до суицида ФССП. Все лучше, чем загибаться от голода. Но у меня есть кот...
Про голод - не метафора, не для красного словца. В редакцию обратилась тень человека: болезненно исхудавший, перенесший несколько операций, отчаявшийся от бессилия и не понимающий, что ему делать старик...
С матерью Данилы Александр Николаевич сошелся, когда та уже была на сносях. О том, что женщина состояла на учете в наркологии и имела серьезные проблемы с алкоголем, он не знал, да и знал бы, наверное, не сильно обратил внимание. Возникла созависимость: он приносил деньги, она начинала пить, после они срывались в запой вместе. При этом Александр как-то ухитрялся не скатиться до полной потери человеческого облика, не пропить квартиру, сохранять работу... И все же пара получилась ассоциальная.
Ребенка они воспитывать не могли, тем более ребенка проблемного. В 2008 году их лишили родительских прав. Обоих суд обязал выплачивать по ¼ всех доходов в пользу несовершеннолетнего, изъятого государством. Пара распалась. Биологическая мать алименты не платит по причине того что умерла в пьяном угаре, много лет тому назад, но Александр Катасонов за неродного сына продолжал исправно платить. Сначала с зарплаты, потом с пенсии и с дополнительных подработок.
Сейчас уже возраст и состояние здоровья работать не позволяют. Всех доходов -только небольшая пенсия по старости. С нее он тоже платил алименты на Данилу. При этом постоянно менялись бумаги о смене получателей средств, поскольку мальчик оказался проблемный, постоянно кочевал из одного госучреждения в другое, потом попал в приемную семью, которая сначала никаких материальных притязаний не имела - благое дело главное! - а затем они появились. Получателем средств сделалась приемная мать.
За всеми этими переходами уже и нормальному то человеку не уследить, а тут старый и больной пенсионер, давно уже запутался.
Кроме того, при оформлении пенсии случилась задержка на 6 месяцев - проверяли детали биографии, действительно ли Катасонов младший офицер, служил ли он в Приднестровье и т.д. На это наложились болезни - желчный пузырь, артрит...
В 2014-2016 г. он какое-то время по причине дополнительных проверок не платил: накопился долг по алиментам тысяч в 200. Его Александр Николаевич сумел каким-то образом погасить.
И тут спустя несколько лет его вдруг ошарашили: что мол так и так, каких-то проплат не нашли, что-то там где-то потерялось, одним словом, уважаемый Александр, насчитали мы вам пени... в общем, долг за вами в 1,9 млн рублей. Получите и распишитесь.
Позже выяснилось, что по этому поводу были и суды, на которые его не вызывали ни повестками, ни телефонограммами. Как потом выяснится, их отправляли по другому адресу. Умышленно или нет, сейчас уже никому не разобраться. Рассмотрение дела в отсутствие надлежащим образом уведомленного ответчика - нарушение, но судиться уже поздно - решения вступили в законную силу, переданы приставам, возбуждено исполнительное производство.
Активность проявляет приемная семья. В итоге приставы резко проснулись и принялись активно удерживать не только ¼ от пенсии, а сразу забирать у человека ¾, оставляя ему на все про все только 6 тыс. рублей.
- Скажите, кто-то тут сможет выжить на такую сумму месяц? И не забываем, что коммуналку пенсионеры тоже оплачивают.
Последний раз Александру Николаевичу пришлось брать кредит в 10 тыс. рублей. И нет, не чтобы купить еды. Закрыть коммуналку.
- Я снял 8 тыс., чтобы за квартиру заплатить, а там комиссия еще тысяча. Последнюю даже снимать не стал, но и этот долг мне теперь гасить все равно в полном объеме и с процентами... Обращался к судебным приставам: как же мне прожить и не быть должником, получая 6 тыс. рублей. Пристав, пожав плечами, ответил, что это не его проблема. Говорю им, но у меня же еще и кот. Если я оплачу коммунальные услуги, мы с ним с голоду помрем... Как мне дальше жить?!
По закону Российской Федерации ФССП если пенсия является единственным источником дохода, при удержании ее получателю должны оставлять по меньшей мере сумму прожиточного минимума. Мы правовое и адекватное государство, и морить голодом человека, даже если в прошлом у него не самое приличное поведение, никто не имеет права. Не говоря уже о том, что все проблемы Катасонов получил в буквальном смысле подобрав на улице беременную женщину, которую выгнал, устав мириться с пьянками прежний сожитель.
Ситуация не житейская, она дикая. Мы видим, что в редакцию обратился не бомж, бывший военный, офицер, человек, несмотря на какие-то проступки в прошлом, опомнившийся, осознавший себя, ответственный. Его в первую очередь волнует, как долгов за коммуналку не набрать и что с котом будет! Ни слова плохого о Даниле (которому он даже не отец), ни о его матери сказано не было. Даже про пристава грубого слова не сказал: «Не ответил он мне. Жаловаться? Так они не представляются, на бейджах фамилий нет, но это, наверное, правильно, вдруг им должники мстить будут?».
Считаем, что непростую историю Александра Катасонова должен взять под свой контроль Уполномоченный по правам человека Калужской области, Юрий Зельников, поэтому мы в первую очередь связались с ним, наивно полагая, что он поможет сразу решить проблему, и вот что он нам ответил:
Омбудсмен Калужской области Юрий Зельников:
- Наши юристы и я лично готовы заняться проблемой данного гражданина. От него требуется прислать письмо на почту ombudsman@adm.kaluga.ru, приложить к письму все имеющиеся документы и обращения. Пока, без погружения в проблему и без всей картины, сложно сказать, чем конкретно мы можем помочь.
Ага, видим Юрий Иванович, как вы прониклись. Сколько проявили сочувствия и сострадания к человеку, который попал в непростую жизненную ситуацию.
Далее мы обратились к руководителю отделения судебных приставов города Обнинска, который по роду своей основной деятельности должен был детально разобраться с этим вопросом и помочь человеку. Взять, так скажем, на личный контроль. Вот и ее ответ.
Руководитель отделения судебных приставов города Обнинска Любовь Маленевская:
- Законодательство устроено таким образом, что оно целиком и полностью на стороне ребенка. Поэтому в случаях, касающихся неуплаты алиментов, мы вправе удержать до 70% дохода. То есть в случае, если есть задолженность по кредитам или ЖКХ, должник может написать заявление с просьбой сохранения прожиточного минимума или получить рассрочку. Что касается алиментов, то данная практика на это не распространяется.
Приставы со своей стороны тоже не вправе удовлетворить заявление, так как, строго говоря, принимают сторону нарушителя и становятся заинтересованными лицами. И если по-человечески мы все прекрасно понимаем и сочувствуем, то по закону сделать ничего не можем.
Мы рекомендовали обратиться в суд, и если суд вынесет решение о сохранении прожиточного минимума, тогда, конечно, так и будет.
Да, и тут мы видим, что у госпожи Маленевской нет такого пункта в должностной инструкции - проявлять обычную человечность и заставлять своих подчиненных разбираться с подобного рода исключительными из правил ситуациями.
Отсюда делаем вывод: гражданина РФ, бывшего офицера Александра Катасонова, пользуясь его юридической неграмотностью и неконфликтностью, пытаются в буквальном смысле заморить голодом, то есть заставить прожить на шесть тысяч рублей, что в принципе невозможно.
Поэтому мы активно подключаемся к решению этой проблемы, отправляем запросы во все соответствующие инстанции, включая федеральные, и ждем ответа, ведь неправильно в современном и цивилизованном мире так обращаться с людьми!