Неделя Обнинска
Виктор Седин: «Стать психологом можно даже случайно!»
В гостях у ...
10.06.2011

Сейчас наступает горячая пора - выпускники сдают последние экзамены, а те, кто заранее не сориентировался с выбором ВУЗа, мечутся в поисках института, куда можно поступить.

Выбор профессии и специальности - всегда довольно труден, но некоторые вопросы в этом нам помог разрешить заведующий кафедрой психологии НИЯУ МИФИ (ИАТЭ) Виктор СЕДИН.

 

В ВУЗ - ПО СЛУЧАЙНОСТИ

- Виктор Иванович, психология - не самая простая наука. Как вас угораздило занять место заведующего кафедрой? Неужели мечтали об этом с детства?

- С выбором профессии у меня связана очень забавная истории моего поступления в ВУЗ. Учась в школе, я увлекался техникой, мастерил модели самолетов, катеров, карманные радиоприемники, учился в радиоклубе и т.п. После окончания планировал поступать в технический ВУЗ. По совету сестрички (не поступишь, то хоть море увидишь!) поехал в Одессу и сдал документы на радиофакультет в политехнический институт. За два дня до поступления услышал по радио о том, что «в этом году в мединститутах начинается подготовка специалистов по конструированию медицинской аппаратуры». Забрал документы с политеха и принес в Одесский мединститут. Учитывая тот факт, что медицина мне была абсолютно неизвестна, а спросить было некого (стеснялся) из трех факультетов (там был еще стоматологический и лечебный) выбрал педиатрический, посчитав, что это и есть искомый факультет. Физика была профилирующим предметом на экзаменах, что и утвердило меня в правильности выбора.

Поступил. На первых занятиях закралось сомнение - слишком много на факультете было девушек. И только через три недели отважился спросить сокурсников о дивной профессии педиатра. Их ответ потряс. На недавней встрече в Одессе они напомнили мне этот случай и сказали, что выражение моего лица в этот момент прозрения они помнят до сих пор.

- А почему не сменили направление, раз произошла такая ошибка?

- Попытка перевестись не удалась. Решил подождать нового набора но - увлекся. Поступил в студенческое научное общество на кафедре физики, начал реализовываться в технике. Однако с приездом в институт «вербователей» студентов четвертых курсов для перевода в Военно-медицинские факультеты «сломался» и принял решение уйти в медицину Военно-Морского Флота. И это произошло с тем, кто, в последующем, по должности обязан заниматься профориентацией! Считаю, мне повезло, но нынешним абитуриентам не рекомендую так легкомысленно делать выбор профессии. В настоящее время, учитывая важность профессионального самоопределения, кафедра помогает выпускникам школ в выборе профессии, используя современные психологические процедуры.

- То есть, решили делать карьеру военного врача?

- В принципе, да. Далее как у всех - подводные лодки, выбор специализации (я выбрал психофизиологию), назначение на должности начальника психофизиологической лаборатории, потребность в научных исследованиях для ответов на возникающие вопросы в области социально-психологической подготовки экипажей, психолого-педагогического обеспечения, преподавания спецдисциплин, учеба, защита диссертаций. Темы моих медицинских диссертаций, как я шучу «не пахнут йодом». Мои исследования, например, представленные в докторской диссертации, в основном распространяются на медико-психологическое (психофизиологическое) обеспечение аттестации офицерского состава. Далее рост в званиях (уволился в звании полковника медицинской службы) и, естественно, в должностях. Профессор Российской академии военных наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Отдал флоту 38 лет. Не жалею.

 

ВЫПУСКНИК ВСЕГДА НАЙДЕТ РАБОТУ!

22_sedin_2_350

Выпуск 2007 года 

- Сколько лет кафедре, которую вы возглавляете, с чего все начиналось?

- Подготовка психологов в Обнинске началась в 1995 году, когда ИАТЭ совместно с КГПУ им. К. Э. Циолковского по инициативе очень мудрых, как показало время, великолепных организаторов, ученых-психологов В. Н. Абрамовой и В. Ф. Енгалычева был создан Межвузовский факультет практической психологии. Получив опыт и уверовав в свои силы в подготовке специалистов в области психологии, созданный в эти годы коллектив стал основой кафедры, которая по решению Ученого совета осуществила свой первый самостоятельный набор студентов уже в 1997 году. Возглавила кафедру доктор психологических наук, профессор Владилена Абрамова. Я же работал на кафедре с момента ее основания в качестве совместителя т.к. в это время служил в Учебном центре ВМФ, занимаясь вопросами психолого-педагогического обеспечения подготовки экипажей подводных лодок. С увольнением из ВС в 2006 году, по просьбе  коллег согласился участвовать в конкурсе, и был избран заведующим кафедрой. В этой должности я уже пять лет.

- Где работают выпускники обнинской кафедры психологии?

- За время существования кафедры на очной, вечерней и заочной формах обучения подготовлено более 400 специалистов для работы в области психологии труда и психологии социальной работы, поступавших к нам из разных регионов России, Украины, Казахстана, Литвы. Все они, как показывают наши встречи с выпускниками, трудоустроились. Это и это естественно,  ведь знания в области психологии востребованы везде, где есть человек, коллектив.

- То есть, психологу-выпускнику не так сложно найти работу?

- Я иногда говорю так: «Психология нужна себе, семье и обществу». Большинство выпускников работают в социальных службах, психологических центрах, кадровых агентствах, службах по персоналу на предприятиях, а также занимаются частной практикой. Среди наших выпускников есть и достигшие высокого уровня в работе по управлению районом области, в педагогической работе, в т.ч. и на нашей кафедре, в научных организациях, в социальных службах и в организациях. Достаточно часто работодатели сами звонят на кафедру и просят прислать им в организацию молодых специалистов. Особенно нас радует, когда после преддипломной практики, которую выпускники проходят на различных предприятиях, их руководители, присутствуя на защите дипломной работы, сообщают о том, что для этого выпускника, учитывая важность и востребованность проведенного исследования для организации, создается штатная должность психолога.

 

БАКАЛАВР ИЛИ МАГИСТР?

- Что изменилось за время вашей работы? Какие появились нововведения, ноу-хау?

- За время существования кафедры изменялась страна и, естественно, мы. Несмотря на переживаемые трудности при реформировании высшего образования, которые известны и широко обсуждаемы в СМИ, профессорско-преподавательский состав свою задачу видит в повышении качества подготовки специалистов, которая немыслима без своего профессионального роста. В настоящее время с моими коллегами в заботах о том, как при реформировании образования не потерять достигнутое. Не можем мы, не имеем права подвести студентов уже обучающихся и своих будущих абитуриентов, избравших для поступления наш институт, нашу кафедру.

 

22_sedin_1_350

 Кафедра психологии

 

За этот период весь профессорско-преподавательский состав прошел повышение квалификации. Более того, нами созданы и успешно реализованы программы повышения квалификации, позволяющие профессорско-преподавательскому составу технических специальностей повысить свою психологическую компетентность. Кроме этого, в настоящее время совместно с факультетом повышения квалификации ИАТЭ НИЯУ МИФИ стартует проект, который предполагает проведение специалистами кафедры повышение квалификации преподавателей вузов региона по программе «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса». Это становиться возможным с ростом профессионализма моих коллег. Так, за эти годы была защищена докторская диссертация Т. Б. Мельницкой, кандидатская диссертация А. К. Рубченко. Ряд преподавателей являются соискателями, учатся в докторантуре. Качественный состав преподавателей кафедры, который на протяжении длительного времени стабильный и пополняется за счет выпускников кафедры, позволил открыть аспирантуру по психологии труда и инженерной психологии, а наличие на кафедре штатных докторов наук - лицензировать магистерские программы по очень важным, востребованным практикой направлениям: Психология труда и инженерная психология (с бюджетными местами), Социальная психология, Организационная психология, Психофизиология и Клиническая психология.

Одновременно кафедра расширяет свои возможности в материально-техническом оснащении образовательного процесса. Приобретено и осваивается уникальное оборудование, позволяющее с использованием принципов биологической обратной связи, осуществлять эффективную психологическую помощь и реабилитацию пациентам с нарушениями функционального состояния, находящихся в хроническом стрессе. Мы считаем, что наши выпускники должны реально уметь оказывать психологическую помощь нуждающимся, оказывать руководителям помощь в управлении трудовыми коллективами и др. Такое расширение образовательного процесса было бы невозможно без поддержки кафедры руководством ИАТЭ и НИЯУ «МИФИ». Не забываем мы и о своих студентах. Наши студенты являются участниками научных конференций, грантов, творческих конкурсов (КВН, «Студенческая весна»).

Благодаря заслугам специалистов кафедры в области психологического обеспечения атомной отрасли и, прежде всего, основателя психологической службы в атомной энергетики В. Н. Абрамовой, кафедра в нашем техническом университете рассматривается как профильная, что и определяет ее перспективы.

- Мы знаем, что сейчас планируется введение разделения на магистратуру и бакалавриат...

- В этом году наша кафедра в связи с переходом высшего образования России на двухуровневую систему, как и все вузы страны, проводит набор на подготовку бакалавров (первый уровень высшего профессионального образования) по профилю подготовки «Психология труда и инженерная психология». Программа достаточно универсальна и создана на основе программ подготовки специалиста и ничем, по нашему мнению (вопреки суждению об «узкости» подготовки), не будет ограничивать возможности выпускника работать в различных сферах профессиональной деятельности - психологической практики, педагогической и научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности или продолжить обучение, особенно тем,  кто проявил интерес к научным исследованиям и преподавательской деятельности в ВУЗе, например, по выбранной магистерской программе. Если вы предпочитаете получить степень магистра, вы будете учиться два года на очной основе или два с половиной года - в вечерней либо заочной форме, которые дают возможность не только учиться, но и работать, отрабатывать на практике полученные знания.

- Разве раньше не было такой системы?

- Бакалавров и магистров в нашей стране уже готовили. Но с 2011 года высшее образование в России переходит на новые образовательные стандарты, соответствующие мировым стандартам. В результате выпускники будут получать дипломы международного образца, которые расширяют возможности трудоустройства в любой стране.

- Сейчас много говорится о том, что некоторые факультеты НИЯУ МИФИ (ИАТЭ) не предоставляют отсрочку от призыва. Как у вас обстоит с этим вопросом?

- Учитывая то, что кафедра аккредитована, получена лицензия на заявленную образовательную деятельность, наши студенты-юноши имеют отсрочку от призыва. Но были случаи, когда выпускники кафедры просили меня помочь с призывом в ВМФ на должности, которые связаны с психологической работой. Эта помощь оказывалась, я в то время служил в Направлении военного образования ВМФ (Москва) и имел такую возможность.

 

ГЛАВНОЕ - УЧИТЬСЯ!

- Трудно ли стать психологом? У вас это получилось практически случайно...

- Если действительно учиться, то не трудно. Как показывает практика, многие студенты-первокурсники представляют себе профессиональную психологию весьма приблизительно, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. На самом деле психология сложная, но и многообразная наука, и каждый может найти себя в ней в том или ином качестве.  

Беседовала

Лариса ВАЛУЕВА

Поделиться