журнал
Знание языков для современного человека необходимо, и о том, как получить эти знания правильно и качественно, знает гость нашего номера - создатель и бессменный директор муниципального учреждения дополнительного образования «Лингвоцентр» Валентина ШЕСТОПЁРОВА.
ВЫПУСКНИКИ «ЛИНГВОЦЕНТРА» ПОКОРЯЮТ ЛУЧШИЕ ВУЗЫ СТРАНЫ
- «Лингвоцентр» является старейшей обнинской школой английского языка, многие Ваши ученики показывают блестящие результаты при поступлениях в ВУЗы. А с чего началось ваше увлечение английским, Валентина Ивановна?
- В детстве я занималась с репетитором, мадам ГЮССЕ, которая окончила в Петербурге Институт благородных девиц, знала семь языков и прекрасно играла на скрипке. Она и привила мне любовь к изучению языков. Мне повезло, я застала тех людей, которые назывались аристократами.
Кстати, я занималась не только английским, но и французским с нашими эмигрантами, которые долгое время прожили за рубежом и вернулись в Россию только в пятидесятых годах. Наверное, это оказало влияние при выборе профессии. Хотя, по идее, я должна была бы заниматься совершенно иным делом. Я из семьи врачей, брат - доктор наук, профессор, мама также была врачом. А в перестроечный период меня приглашали в академию народного хозяйства, и в МГИМО. В своё время было море вакансий и интересных предложений, но свою жизнь решила связать только с обучением языку.
- Скажите, каждый ли человек может выучить какой-либо язык? Или кому-то дано, а кому-то - нет, и не стоит пытаться?
- Любой человек может овладеть языком. Только тому, у кого слабее память, поначалу нужно больше заниматься. У нас есть выдающаяся девочка, закончила МГИМО, сейчас оканчивает Сорбонну. Так вот, она, когда только пришла, учила текст по пять часов. А потом за три часа учила по пять-шесть листов оригинала, вот насколько она сумела развить память. Поставила перед собой цель - и достигла её.
- Вы даёте своим ученикам серьёзный фундамент, благодаря которому они потом могут покорять международные факультеты самых престижных ВУЗов станы. В какие университеты предпочитают поступать ваши выпускники?
- Я припоминаю несколько «эпох», когда была, так сказать, определённая мода на высшие учебные заведения. Первые наши дети поступали на инъяз - Морис Тереза, МГУ. Потом преимущество перешло Ленинскому пединституту, а затем наши ребята стремились поступить в Институт военных переводчиков, правда, не все выдерживали жёсткую дисциплину и со временем многие перебрались в МГИМО. Сейчас наши ученики выбирают международные факультеты очень хороших ВУЗов. Я ориентирую на Академию внешней торговли - блестящий ВУЗ в плане иностранного языка. Многие дети, как ни странно, пошли в МИФИ, там создан шикарный факультет иностранных языков.
МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ МЕТОДИКА
- Бытует мнение, что детей проще научить языку, чем взрослых...
- Я думаю, это миф, всё зависит от того, кто как мотивирован. Есть дети, которым что ни дай - всё выучат, а есть непоседы, которые постоянно отвлекаются, не могут сконцентрироваться. Или взять, например, старшеклассников. Бедные дети учатся с утра до вечера, сначала занимаются у нас, потом бегут к репетитору. В такой обстановке даже при всём желании обучению трудно отдавать себя на сто процентов. Взрослые изначально приходят за знаниями, поэтому впитывают всё, как губка.
В идеале выучить язык вполне можно за два-три года. Я считаю, что школьник, заканчивая 11 класс, обязательно должен сдать сертификат по английскому языку, чтобы, придя в ВУЗ, он мог выбрать другой язык или язык по профилю - например, бизнес-инглиш, как дополнение. Поэтому наша главная цель - дать международный сертификат после окончания «Лингвоцентра». Сейчас у меня группа будет сдавать Advanced Certificate - это равноценно инъязу и считается языковым дипломом. Из них у меня двое ребят заняли первое и второе место на городской олимпиаде, сейчас поедут на областную.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
- «Лингвоцентр» предлагает очень много интересных программ специально для детей. С какого возраста можно отдавать ребёнка на обучение и как это будет происходить?
- Перед тем, как взять малышей, я съездила в Британский центр, вышла на традиционные школы Москвы и ввела в нашем центре их лучшие методики для обучения детей. В группах для самых маленьких у нас обучаются детишки с пятилетнего возраста.
Мы занимаемся по мультисенсорной методике автора Герберта ПУХТА. Методика необычна тем, что задействует все каналы восприятия. Как известно, дети младшего возраста усваивают язык через активные действия. То есть, если они будут постоянно пассивно сидеть за партой, им это будет не интересно.
Наша программа позволяет вместе с ними заниматься чем-то активным. У нас идёт видеокурс с мультяшными героями, вместе с которыми дети делают зарядку, выполняют какие-либо задания, проговаривают свои действия. Также мы записываем на флешки видео, и по желанию ребёнок может взять его домой, повторить пройдённый материал.
Очень важно, чтобы язык постоянно был в голове. Многие курсы английского для детей предлагают занятия, например, два раза в неделю по несколько минут и без домашнего задания - с таким графиком ребёнок вряд ли достигнет успеха.
ЗАНИМАТЬСЯ АНГЛИЙСКИМ ЛУЧШЕ С РАННЕГО ВОЗРАСТА
- Проблемы также бывают и иного рода. К нам часто приводят детей, которые уже занимались у репетитора. А этот репетитор - человек, который хорошо знает язык, бывший переводчик, занимается английским с маленькими детьми, и при этом совершенно не знает методики обучения. И у ребенка с раннего возраста появляется отвращение к изучению иностранного языка, потому что малышей сажают за взрослые учебники и занимаются по такой же методике, как и со взрослыми.
К детям нужен особый подход, с ними нужно петь песни, делать что-то своими руками. У нас есть проект «друзья по переписке», наши учащиеся переписываются, отправляют открытки, общаются со школьниками из других стран, рассказывают о себе, о культуре своей страны. Это очень увлекает. Что касается детских учебников, у нас они с пазлами, дети могут их вырезать, наклеивать.
- К слову, по каким учебникам занимаются ваши ученики?
- Учебники у нас только английские, которые создавались специально для Европы. Для малышей у нас всегда идут учебники с видео и аудио сопровождением. Если правильное произношение не поставить в раннем возрасте, то потом оно может вообще не появиться. Статистически, правильное произношение появляется у тех, кто стал заниматься английским с раннего возраста. Людям, которые стали учить английский в старшем возрасте, приходится проходить специальные фонетические курсы, которые, кстати, у нас тоже есть.
Поэтому крайне важно, чтобы дети с самого начала обучения слышали правильный вариант языка, не русифицированный, потому что на рынке очень много русских учебников, как правило, дешевых, в которых встречается очень много лексических ошибок. Доходит до смешного: когда носители языка открывают такой учебник, они не могут разобраться, что там написано, говорят, что это - не английский. Также в этих учебниках порой встречается слишком неформальный язык общения. Мы не экономим на литературе, и у нас очень богатая библиотека, в которой собраны самые лучшие учебники, и мы, разумеется, постоянно закупаем что-нибудь новое.
Беседовала
Римма СУББОТИНА