Неделя Обнинска
Недоступные «доступные цены»
Ситуация
09.02.2012

Вывеска «Социальной аптеки» вводит жителей Обнинска в заблуждение?

Недавно в Обнинске заработало очередное детище фармацевтических сетей - аптека с многообещающей приставкой - «Социальная». Вдобавок рядышком красуется и весьма позитивная вывеска - «Лекарства по доступным ценам».

 

ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ЛЕГКОВЕРНЫХ

Скажите, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «социальный»? Наверное, то же, что и нам - нечто очень доступное, льготное, в общем, для рядового небогатого гражданина. Социальные магазины, социальное жильё, например. Ну а уж надпись «по доступным ценам» и вовсе обезоруживает и заставляет поверить: дешевле вы уже ничего никогда не найдёте.

«Социальная аптека» в магазине «Компас», на 51-м, видимо, ориентирована именно на таких легковерных покупателей, потому что цены в этой аптеке не доступнее чем в других, а иногда и значительно выше. Например, в обычной аптеке по соседству «Гексорал» стоит 199 рублей, в отличие от 230 рублей в «Социальной», такая же ситуация и со многими другими препаратами. Собственно, мы уже привыкли, что в нашей стране дешевле умереть, чем вылечиться, но прочие фармацевтические компании хотя бы не лицемерят и не вводят в заблуждение покупателей своими вывесками. Попробуем разобраться, можно ли называть себя такими словами?

5_apteka_1_280

«Социальная аптека»

5_apteka_2_280

Соседняя аптека

Всего «Социальных аптек» по стране 265, есть они и в первом наукограде. Если верить сайту этого сетевика, то его основная черта - «справедливые цены, обширная программа скидок и профессиональные консультанты».

Про остальные два пунктика поговорим позже, а пока разберёмся с «какбыдоступными» ценами и вывеской. Неужели на рекламе фармацевтической компании можно написать любую замануху? Оказалось, можно.

 

ВЛАСТЬ БЕССИЛЬНА ПРОТИВ «ЗАВУАЛИРОВАННЫХ НАМЁКОВ»?

Сначала мы обратились за комментариями к начальнику отдела здравоохранения администрации Владимиру КОНДЮКОВУ. Владимир Михайлович понимающе вздохнул и честно высказал своё мнение, что аптеки нынче - это бизнес, и каждый выживает в нём, как может, придумывает слоганы, и порой вводит в заблуждение покупателей.

Что касается городских властей, то они не контролируют ценовую политику наших аптек. Владимир Кондюков посоветовал обратиться в областное Управление конкурентной политики и тарифов. Там нас ещё несколько раз отфутболили в пару других управлений и отделов, и в итоге отправили к начальнику Управления потребительского рынка Антону ОХОТНИЦКОМУ, который ответил коротко и ясно:

- Государство регулирует цены в аптеках одним способом - устанавливает предельные размеры оптовых и розничных продаж тех лекарств, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), вот и всё! Вывеску фармацевтические компании имеют право делать любую, какую захотят.

Также Антон Александрович предположил: вывески сетевики должны согласовывать с местной властью, точнее, с отделом по рекламе. И напоследок сам задал нам вопрос, почему мы считаем, что аптека, о которой идёт речь, продаёт лекарства по недоступным ценам? Мол, она же никого не обманывает, ведь там не написано про минимальные цены в городе. Действительно, сказано - доступные, а кому доступные - уже другой вопрос.

- Но в этом, конечно, есть завуалированный намёк, - согласился Антон Александрович, и сразу добавил, - это я уже не как представитель Министерства говорю.

Областная власть, окончательно нас запутав, отправила в тот самый отдел дизайна и рекламы нашей мэрии. Его начальник Оксана ГРИЦУК также ничем не помогла, сославшись на то, что речь идёт, во-первых, не о наружной рекламе, а во-вторых, её отдел контролирует нарушения правил, касающихся незаконной установки рекламных конструкций, а уж следить за тем, что будет написано на баннере - не в компетенции её отдела.

Получается, главное - чтобы баннер или вывеска были установлены там, где надо и как надо, а их содержание вещь никем неконтролируемая? То есть можно написать любую цензурную чушь и вот вам реклама, баннер, или вывеска аптеки?

 

БИЗНЕС ПРЕВЫШЕ МОРАЛИ

Оксана Анатольевна посоветовала позвонить в Федеральную антимонопольную службу. Начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли Управления ФАС по Калужской области Дмитрий КАРЕТИН пояснил: если название «Социальная аптека» является зарегистрированным торговым знаком, то претензий к деятельности этой фирмы быть не может. В остальном, если есть жалобы, то к ним нужно обращаться в письменной форме и тогда они смогут провести проверку.

Конечно, мы не могли не позвонить и в сам головной офис «Социальной аптеки». По телефону его единой справочной службы нам ответила сотрудница, работающая первый день. Кроме неё больше никого у телефона не оказалось, и она попросила перезвонить завтра. На следующий день в трубке раздался уже мужской голос, который выдал нам сразу два мобильных телефона генерального директора аптечной сети Елены ШИШОВОЙ. Оба телефона не отвечали, наверное, поэтому они нам так легко и достались.

В общем, доверять или нет товарам и услугам, которые предлагает контора, где «профессиональные консультанты» не консультируют, а руководство выключает телефоны, решать вам.

В сухом остатке мы имеем вот что - ни один из государственных органов не в состоянии защитить своих граждан от нечистоплотных и циничных предпринимателей. Как сказал Владимир Кондюков, тут уже дело в нравственности и моральном облике производителя. Владимир Михайлович хоть и не может ничем помочь, но, тем не менее, считает, что чисто по-человечески сеть «Социальных аптек» поступает плохо, хоть и по факту никого не обманывает.

А нам просто обидно: обнинцы, наши доверчивые старики, и все те, кому действительно нужна помощь, стоят в очереди и думают, что покупают лекарства дешевле, и, наверное, в этот момент, они не вспоминают о таком понятии как «бизнес».

Диана КОРШИКОВА

 

Поделиться