Неделя Обнинска
Коммунальщиков поправили
ЖКХ
15.03.2012

В мэрии придумали, как остановить катастрофический рост задолженности за тепло и воду!

Управляющие компании больше не смогут пользоваться деньгами ресурсоснабжающих организаций.

 

ДОЛГИ РАСТУТ, КАК НА ДРОЖЖАХ

На этой неделе Администрация Обнинска приняла волевое решение, необходимость которого назревала уже давно.

Директоров управляющих компаний вежливо, но настойчиво попросили подписать соглашение, по условиям которого все деньги, которые жители платят за тепло и воду, будут направляться соответственно, в «Теплоснабжение» и «Водоканал», минуя промежуточную стадию пребывания в распоряжении компаний.

Собственно, «попросили подписать» - эвфемизм. Это, по сути, было предложение, от которого невозможно отказаться. Руководителям управляющих компаний дали понять, что работать по-старому в Обнинске не будет никто. И либо они принимают новые правила, либо рано или поздно им придется уйти с рынка.

Ситуация «созревала» не один день, но в 2011 году рост задолженности управляющих компаний перед «Водоканалом» и «Теплоснабжением» принял угрожающий энергетической безопасности всего города характер. Если до этого времени задолженность была относительно небольшой и накапливалась постепенно, то в прошлом году произошел резкий скачок - с 40 миллионов до 160!

Если говорить точнее, методики подсчета долгов у того же «Теплоснабжения» и управляющих компаний разнятся, соответственно, и окончательная цифра тоже не одинакова, и это - предмет долгих и жарких разбирательств в арбитражном суде. Но, каким методом расчетов ни пользуйся, размер долга все равно производит устрашающее впечатление. И, что особенно печально, он нарастает, как снежный ком.

Так откуда взялись долги? Управляющие компании собирают деньги за тепло и воду с населения. Теоретически, все просто. Сколько денежек собрал, столько и отдал «Теплоснабжению» и «Водоканалу». Но, как известно, дьявол в деталях...

Во-первых, у УК все время возникал соблазн решать свои внутренние вопросы по принципу «Тришкиного кафтана», латая дыры в одной графе за счет средств другой. И, во-вторых, пресловутая разница методов расчета за тепло.

До 2011 года «Теплоснабжение» отпускало тепло потребителям по счетчику, а жители рассчитывались по нормативам. Такая своеобразная лотерея: если зима была более холодной, чем значится в нормативах, в выигрыше оказывались жители. Если более теплой, люди переплачивали.

Надо сказать, природа была благосклонна к обнинцам, и, благодаря ей, у жителей возникала переплата, которую, теоретически, они могли получить назад. И даже пытались, но эффект был достаточно неожиданным и парадоксальным. Впрочем, об этом потом, а сейчас вернемся к долгам УК перед ресурсоснабжающими организациями.

Проблему обсуждали долго, и, в конце концов, пришли к выводу: самый удобный выход из ситуации, имеющий наименьшее количество «подводных камней» - так называемое расщепление платежей. Для жителей все остается по-прежнему. Не требуется заключения прямых договоров с тем же «Водоканалом», вообще никакой дополнительной бумажной волокиты не возникает. Как получали люди привычные платежки, так будут получать. Но средства, которые жители отдают за тепло, горячую и холодную воду и водоотведение, больше не поступят в распоряжение Управляющих компаний. А напрямую отправятся на счета соответствующих организаций. Роль расчетно-кассового центра, который и будет проводить всю процедуру, отведена МП УЖКХ.

 

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

По словам вице-мэра по вопросам городского хозяйства Вячеслава ЛЕЖНИНА, соглашение подписали все десять управляющих компаний, работающих в городе.

- Настал «час Ч», когда управляющие компании должны решить, работают они с городом, или не работают - говорит Вячеслав Вячеславович. - Сейчас главное - остановить катастрофический рост задолженности. Сегодня мы обязаны сделать все, чтобы переломить ситуацию.

А что думают о новом порядке сами руководители управляющих компаний?

Сергей ПАСЫНКОВ, руководитель УК «Обнинск-Телеком», решение Администрации поддерживает. Он считает: его следовало принять с самого начала возникновения управляющих компаний, тогда, возможно, многих проблем удалось бы избежать. Сергей Георгиевич хорошо представляет, что ему могут на это возразить - мол, легко говорить об этом, когда у тебя домов мало, они относительно новые и крупных вложений не требуют. А остальным не до жиру, и перераспределение средств зачастую единственный способ удержаться на плаву. И попробуй не залезь в чужой карман, когда живешь за счет средств только двух граф платежки - текущий ремонт и техобслуживание. А тарифы эти - что признают все участники рынка услуг ЖКХ - в Обнинске сильно занижены.

- В среднем текущий ремонт и техобслуживание обходятся жителям около 10 рублей с квадратного метра, - говорит Сергей Пасынков. - Реальный тариф, экономически обоснованный, по моим подсчетам - не ниже 18 рублей с метра. Это если речь идет только о поддержании существующего состояния жилого дома. Но, заметьте, даже новые дома, только после строительства, нужно ремонтировать. Что уж говорить о старом жилфонде...

Выход один - с людьми нужно договариваться. Мой опыт показывает: жители готовы платить, если понимают, за что именно, и видят конкретные результаты. Например, в одном из наших домов по ул. Энгельса жильцы оплатили покупку нового лифта. За два года совершенно спокойно собрали деньги. Более того, они приняли решение и в дальнейшем платить ежемесячно такую же сумму - аккумулировать средства на теплоузел.

Звучит, конечно, разумно и оптимистично. Но как-то не верится, что у всех УК все пройдет так гладко и недовольных повышением тарифов не будет. А что же ждет УК в таком случае?

В принципе, есть способы разобраться с вопросом повышения тарифов и без согласия всех жильцов, так сказать, волевым методом. Но это крайняя мера.

- Каждая УК должна провести общее собрание жильцов, - говорит Вячеслав Лежнин. - И довести до сведения Администрации результаты. Например, 50% согласились с новыми тарифами, 50 - против. Но это нужно делать! А не просто говорить - мол, жильцы против, без всякого обоснования.

Хорошо, вопрос с тарифами, так или иначе, решится. А что все же будет с существующими долгами?

Сергей Пасынков считает: многие УК могут пойти по пути банкротства. Но это вовсе не будет означать прекращения их деятельности. Пройдут процедуру перерегистрации, откроют новые юрлица и будут работать дальше.

 

ЖИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УПРАВЛЯЮЩИМ КОМПАНИЯМ?

Конечно, банкротство - процесс не такой уж простой и сопряженный со многими подводными камнями, один из которых - конфликт с законом. Да и на сегодняшний день жизнь управляющих компаний с точки зрения прозрачности, законности и прочих необходимых, но трудно соблюдаемых принципов, далека от идеала.

Так, в полиции сейчас проводят проверку по пяти самым крупным должникам: ООО УК «Комфорт», «ОСК», «УЖКХ», «ЖКУ» и «СтройЛидер Сервис». ОБЭП изучает их финансово-хозяйственную деятельность, чтобы дать оценку ее законности и ответить на вопрос, имели ли они возможность погасить задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. По результатам ревизии будет принято решение - подпадают ли действия УК под статьи уголовного кодекса, либо нет.

10_tarif_1_140Хорошо знакомы с деятельностью управляющих компаний и в прокуратуре. Многие помнят громкий скандал начала лета 2011 года, когда руководителя ООО «ЖКУ» Григория ВАЙНШТЕЙНА обвиняли в том, что он собрал с жителей лишние деньги за отопление.

Шуму было много, и, как позднее мрачно шутил сам Григорий Львович, после проверки прокуратуры «проктолог ему больше не нужен». Но, кроме этого любопытного медицинского факта, иного «выхлопа» из скандала, пожалуй, не случилось.

Жителям ведь что важно? Чтобы им денежки вернули - раз была переплата. Поначалу речь шла о достаточно серьезных суммах, измеряемых в тысячах рублей на человека. Согласитесь, пенсионеру, да не только ему, было бы нелишним вернуть тысяч этак пять-семь в свой небогатый бюджет.

Но не случилось. Прокуратура подавала иски в мировой суд в интересах граждан, и даже выигрывала процессы в первой инстанции. Но городской суд решения отменял. В результате по некоторым делам была-таки достигнута победа, но радоваться никто не спешил.

Мало кому доставит удовольствие сообщение - мол, можете получить с УК двадцать рублей. Да-да, примерно такие суммы оставались в решениях. А иногда и вовсе дело поворачивалось так, что это жители должны УК. Правда, порядок сумм назывался такой же - пара десятков рублей. Короче говоря, решили все оставить как есть, ибо несерьезно оперировать такими суммами.

Сейчас, по словам старшего помощника прокурора Обнинска Вячеслава СИДОРОВА, прокуратура снова готовит иски в мировой суд в интересах граждан, уже по другим основаниям. Будем надеяться, что попытка номер два окажется более продуктивной...

 

БУДЕТ ЛИ ОСЯЗАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

... Итак, краткое резюме по итогам событий: жильцам рано или поздно придется самим принимать решение о повышение тарифов на услуги УК. Мысль не новая, неприятная, но, видимо, придется ее принять, как есть. Поскольку между повышением тарифов и перспективой остаться без газа и воды разумные люди все же выбирают меньшее из двух зол.

Да и, опять же, мало кто будет возражать, если появится уверенность в получении за свои денежки конкретного осязаемого результата: ремонта в подъездах, чистых дворов и прочих благ цивилизации.

Зоя ЮРЬЕВА

Поделиться