журнал
Деятельность Сбербанка частенько вызывает у россиян недовольство. Конечно, люди давно сменили бы банк, но пока некоторые верят увереньям о том, что эта финансовая структура самая-самая. Собственно, и сам Сбер тоже себя так позиционирует. А что же в реальности?
ЗАДЕРЖКА ДЕНЕГ ПО ЖИЛИЩНЫМ СЕРТИФИКАТАМ
Реальность, как всегда, далека от победных реляций, и бедные клиенты уже не знают, куда идти со своими проблемами и претензиями. Доказать Сбербанку, что он не прав, как мы полагаем, не надеется даже самый оптимистически настроенный гражданин.
Вот и работа с жилищными сертификатами тоже оставляет желать лучшего. Сертификаты эти выдаются военным, чтобы они могли решить свой квартирный вопрос.
Обычно сначала владелец сертификата сначала находит себе жилье, а потом подает документ в банк. При покупке и продаже квартир очень важно знать, когда точно придут деньги, потому как в сделке обычно участвует не один, а несколько людей - продавцов и покупателей. На языке риелторов это называется «цепочка». Если какое-то из звеньев цепи размыкается, то кое-кто из этой «цепочки» вынужден платить за это деньгами. Задержка денег тоже чревата лишними платежами, поэтому рассчитывать время получения денег нужно предельно четко. Сделать это при обналичке военного сертификата в Сбербанке практически невозможно.
Судите сами. На самом документе четко написано, что деньги должны быть перечислены через три дня с момента принятия сертификата банком. Но перечислить деньги за три дня никто даже не обещает. Обычно речь идет о неделе. В личных беседах сотрудники банка кивают на Министерство обороны, мол, оно тормозит процесс.
Но и через обещанные 7 дней деньги приходят не всегда. В одном из таких случаев, задержка денег обошлась покупателю в 56 тысяч рублей. Сама пострадавшая женщина не обналичивала сертификат, она просто была крайней в цепочке, ей вовремя не заплатили за жилье.
ЗА НЕРАСТОРОПНОСТЬ БАНКИРОВ ПЛАТЯТ КЛИЕНТЫ?
Естественно, предъявлять претензии к Сбербанку она не может в принципе. Да и владелец сертификата тоже никогда не докажет, что из-за задержки денег у него были большие проблемы, не только моральные, но и экономические.
Почему-то когда клиент банка не оплачивает проценты по кредиту день в день, он должен выплачивать бешеные штрафы, а когда банк деньги задерживает, то тут почему-то никого не наказывают. А ведь клиенту совершенно безразлично, по какой причине ему вовремя не перечислили деньги.
В конце концов, если заемщик не гасит вовремя кредит, банк же не принимает объяснения типа: «Работодатель чудит, опять премию не выдал!» А самому банку любая задержка спокойно сходит с рук.
Ничего не поделаешь - преуспевающее предприятие. Впрочем, неизвестно, как долго он преуспевал бы, если бы наши законы хоть чуть-чуть защищали интересы клиентов, а не банкиров.
ЕДИНСТВЕННЫЙ БАНК, ЗАСТАВЛЯЮЩИЙ КЛИЕНТОВ САМИХ СОСТАВЛЯТЬ ДОГОВОРЫ
Очень комфортно существуя в такой благоприятной и питательной среде, Сбербанк порой сбрасывает с себя не только ответственность за некоторые действия, но еще перекладывает свои прямые обязанности на клиентов.
Дошло до того, что теперь оформлять «Договор купли-продажи с ипотекой в силу закона» должны... сами клиенты. То есть во всех остальных банках это делают служащие банка, а вот Сбербанк в случае с нашим читателем, почему-то оказался не в состоянии им же самим бумажки придуманные оформить.
Форма этого договора меняется регулярно, поэтому даже агентства по недвижимости должны находиться в постоянном напряжении: что еще придумает Сбербанк? Как еще изменит форму договора? Что уж говорить о гражданах, которым продраться сквозь дебри постоянно трансформирующихся форм вообще невозможно.
ЕСЛИ ЭТО ЛУЧШИЕ СОТРУДНИКИ, ТОГДА КАК РАБОТАЮТ ХУДШИЕ?
Ко всем этим странностям несчастные клиенты банка уже приспособились. Но сюрпризы от Сбера на этом не заканчиваются!
Наши читатели недавно вынуждены были обратиться в Сбербанк для того, чтобы получить деньги по военному сертификату, оформили договор по форме Сбербанка, принесли его в кредитный отдел банка по Ленина 71. Там очаровательная барышня Лиля приняла этот договор. Все это делалось на фоне диплома, уверяющего, что Лиля - лучший работник 2007 года.
Лучший сотрудник проверила документы и приняла их. После этого договор нужно было отдавать в регистрационный Центр, что и было сделано. Однако на следующий день сотрудники банка стали названивать своим клиентам с воплями о том, что договор не действителен, потому как не правильно оформлен.
- Вы же его вчера приняли! - возмутились клиенты. - Вы понимаете, что бумаги уже ушли на оформление в Регистрационный Центр?!
Но сотрудники Сбербанка делают вид, что они не понимают, что это значит, и какие проблемы возникают у клиентов. А в реальности получается, что кто-то свою квартиру продал, договор об этом подписан и ушел на регистрацию, а денег он за это не получит, поскольку Сбербанк договор не так оформил!
- Понимаете, - юлят сотрудники Сбера, - там не указан номер сертификата! Поэтому все документы не действительны!
- А куда вы смотрели, когда принимали документы? - мрачно интересуется клиент.
Но разговаривать он может сколько угодно, делу этим не поможешь. Пакет документов нужно переделывать, и делать это будет вовсе не Сбербанк.
- Я так и не понял, почему вместо того, чтобы проверять документы, сотрудница банка пыталась стребовать с нас совершенно ненужные документы, например, кадастровый паспорт, который нужен только к техпаспортам с 2008 года, - удивляется один из сопровождавших сделку риелторов. - Создается ощущение, что делается все, чтобы затянуть процесс перечисления денег по военным сертификатам.
ДОГОВОР ОТ КЛИЕНТА НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Эту ситуацию мы попросили прокомментировать руководство калужского отделения Сбербанка России. Начальник сектора маркетинга Иван ИВАНОВ пояснил:
- Перечисление денежных средств по государственным жилищным сертификатам (ГЖС) происходит на основании заявления-поручения, в котором клиент заполняет собственноручно несколько граф. При этом, конечно, работник банка обязан проконсультировать клиента и помочь, в случае необходимости. «Договор на услугу перечисления денег по ипотеке с банком», о котором говориться в статье, от клиента не требуется.
Если после объяснения господина Иванова для кого-то ситуация прояснилась, нам остается им искренне завидовать. Мы же, сначала ждали ответа без малого месяц, но как-то не очень понимаем для чего...