Неделя Обнинска
Игорь Баранов: «ФАС будет не разорять предпринимателей, а наказывать!»
В гостях у ...
03.10.2013

История российской антимонопольной службы началась в 1990 году с образования комитета по антимонопольной политике. В 1998 году было создано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 9 марта 2004 года МАП было устранено, а вместо него была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС), являющаяся сегодня главным антимонопольным органом.

Руководитель Калужского УФАС Игорь БАРАНОВ уже более 17 лет работает в сфере антимонопольной политики. О работе свой службы Игорь Васильевич рассказал читателям нашей газеты.

 

СВОБОДА И ЗАЩИТА РАДИ БУДУЩЕГО РОССИИ

- Игорь Васильевич, какой вы видите основную цель своей работы?

- Наша миссия - свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Все это повышает конкурентоспособность товаров, сбалансированность их качества и цены.

- С кем или с чем вам приходится бороться?

- Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

- Какие основные принципы работы ФАС?

- Наш девиз: «Законность, равенство, справедливость». Наши ценности: открытость, сотрудничество, эффективность.

- Как граждане могут обратиться в ФАС?

- Обращения подаются в форме предложения,  заявления, жалобы, либо иной понятной форме. Хотелось бы при этом заметить, что при отсутствии в заявлении имени или наименования заявителя, места жительства или места нахождения заявителя Антимонопольный орган оставляет данное заявление без рассмотрения.

- Бывают ли ситуации, когда обнинские предприниматели с помощью антимонопольной службы пытаются свести счеты с конкурентами?

- Редко, но подобные случаи бывают. Но после этого конкурент обычно делает ответный шаг, и штрафовать приходится обоих.

 

ЖАЛОБА ДОЛЖНА ПОДРОБНОЙ

- На днях по телевизору объявили, что если на мобильный телефон приходят рекламные СМС-ки, то можно обратиться в ФАС, чтобы наказать навязчивых рекламодателей. Не подскажете, как выглядит механизм обращения?

- Бывают заявления примерного такого содержания: «Примите меры по факту прихода на мой телефон СМС - сообщений, поскольку разрешения на это я не давал». Естественно, из данного заявления даже не понятно существо требований заявителя, не говоря о содержании СМС, данных об отправителе и времени получения. Но есть заявления, в которых помимо основных требований есть даже фотофиксация СМС и детализация входящих СМС (т.е. перечень сообщений, который предоставляется оператором связи лишь по запросу абонента), то подробное и объемное содержание заявления (обращения) дает возможность Антимонопольному органу более детально и целенаправленно провести по нему проверку в довольно сжатые законом сроки - 1 месяц. 

 

НАВЯЗЫВАНИЕ СИМПТОМОВ БОЛЕЗНЕЙ В РЕКЛАМЕ - НЕЗАКОННО

- В последнее время произошли некоторые изменения в законе о рекламе, в частности, при рекламе медицинских услуг настоятельно рекомендуется не навязывать симптомы. Тем, не менее, в телевизионной рекламе мы ежедневно слышим, то про понос, то про геморрой, то про несварение желудка. Насколько это законно?

- В данном случае нужно принимать во внимание, каким образом подаются в рекламе заболевания и предположения об их наличии. Например, если в рекламе есть указания на заболевания, которые могут быть излечены с помощью рекламируемых лекарств, медицинских услуг, методов лечения, то в данном случае нет признаков нарушения законодательства о рекламе.

А вот простое перечисление в рекламе каких-либо симптомов какого-либо заболевания с утверждением, что человек болен, недопустимо. Более того, упоминание симптомов заболевания с предположением о наличии заболевания также будет являться нарушением законодательства о рекламе. То есть вопросы в рекламе: «Кашляете? Чихаете? Заложенность в носу?» или  «У Вас понос?», «Геморрой?» с дальнейшим утверждением или предположением: «Вы больны гриппом!», «Возможно, вы заболеваете» и с подачей лекарственного средства, которое поможет в данной ситуации, будут являться нарушением данной нормы.

Также подпадает под данный запрет непосредственное предположение наличия какого-либо заболевания у потребителя и без упоминания симптомов.

Указанные требования распространяются на рекламу, распространяемую любым способом, в том числе и рекламу на телевидении.

 

МОНОПОЛИСТЫ ПОД КОНТРОЛЕМ

- Нарушают ли антимонопольное законодательство обнинские предприятия? Как часто?  

- Наравне с Калугой Обнинск является быстро развивающимся городом. Случаи выявления нарушений антимонопольного законодательства в деятельности предприятий данного города не так уж и редки. В основном это недобросовестная конкуренция, хотя встречаются случаи и злоупотребления доминирующим положением.

- Какие замечания были у ФАСа к железнодорожниками, газовщикам и прочим гигантами отечественного бизнеса?

- На железнодорожников жалоб не было. В основном у граждан претензии к газовщикам и энергетикам, и жалоб этих становится все больше и больше. Например, в области  энергоснабжения это неисполнение сетевыми организациями своих обязательств по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, навязывание невыгодных условий договора. Еще встречались требования не предусмотренной законодательством платы, например: за выдачу технических условий на подключение к газораспределительной сети, нарушение порядка расчета платы за услуги по газоснабжению и т.д.

- Сложно ли бороться с монополистами и крупными концернами?

- На нас подают в суд, но большинство этих судов мы выигрываем.

 

НАКАЗЫВАТЬ, А НЕ РАЗОРЯТЬ

- Совершенно ли российское антимонопольное законодательство или пока есть, куда расти? Какие проблемы еще требуют более тщательного подхода и взвешенного подхода?

- Любое российское законодательство несовершенно, антимонопольное тоже не исключение. Были приняты три пакета антимонопольных законов, сейчас готовится к принятию четвертый. Предполагается, что он будет более либеральным, станет более мягким институт предупреждений и мы будем сначала предупреждать, а не штрафовать. Наша задача - наказывать предприятие за нарушения, а не разорять его. 

                                                                                                                                        Рената БЕЛИЧ

Поделиться