Неделя Обнинска
Директор училища №11 Вадим Романов: «После этого интервью меня могут снять с должности!»
Гость
30.06.2008

В последние годы критиковать власть у нас не принято. Особенно власть областную. В то же время отсутствие критики не означает отсутствия проблем и существует определенная критическая черта, после которой молчать уже невозможно. Для Вадима Романова, директора профтехучилища № 11, такая черта уже наступила.
      Вадим Павлович согласился на откровенное интервью нашей газете, чтобы в очередной раз попытаться докричаться до городского и областного руководства. Несмотря на то, что подобная критика у нас может закончиться весьма печально – ну не любят здешние власти тех, кто открыто высказывает свое мнение. Тем более, если это мнение идет вразрез с политикой городских и областных чиновников.


      В  «ПРОМЫШЛЕННОЙ» КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ПРОФЕССИЯ – ПОВАР?
      - Развитие промышленности в нашей области идет быстрыми темпами – приглашаются все новые инвесторы, открываются производства. В области ныне действует больше трех десятков профтехучилищ. Как вы считаете, могут ли учебные заведения дать достаточное количество специалистов, чтобы решить кадровый вопрос на вновь открываемых предприятиях?
      – На мой взгляд, промышленное развитие Калужской области и развитие профессионального образования идут в совершенно противоположных направлениях. Я был немало поражен, прочитав данные областного Министерства труда, опубликованные в одной из областных газет. Эти данные характеризуют выпуск всех профессиональных заведений области. Так вот, согласно этой официальной статистике, больше всего у нас готовят персонал общепита – поваров, барменов, кондитеров, официантов, технологов и прочих. Менеджеров и юристов готовят тоже много, но поваров и официантов –  больше.
      Руководство области говорит о том, что экономическое развитие области будет основываться на инвестиционных проектах в сфере промышленности, а если принять во внимание строящиеся автосборочные предприятия, а также завод «Самсунг», то пропорции в образовательных приоритетах надо менять. Но их пока не меняет никто.

      3 МИЛЛИАРДА ИЗ «СОЦИАЛКИ» В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

      - Большинство профтехучилищ с 1 января 2005 года были переданы из федерального ведения в областное. Насколько область поддерживает вверенные ей учебные заведения?
      - На тот момент всего по области было 36 училищ, так вот 32 из них перешли «под область». После такого перехода мы быстро поняли, что в Калужской области для нас ничего нет, и не будет – ни новых управленческих приемов, ни новых экономических разработок…и денег тоже.
      После принятия ФЗ №122, из федерального бюджета в регионы стали выделяться трансферты на осуществление новых полномочий. Эти деньги приходят «общим мешком», без распределения по статьям. Как область эти деньги делит – дело темное и никому неизвестное. Но так или иначе, вследствие такого деления с 2006 года вся социальная сфера оказалась «раздетой до трусов».
      Так как политика нашего региона предполагает приглашение большого количества инвесторов, то их стараются привлечь всеми возможными способами, в том числе созданием определенных условий. Для создания этих условий, к примеру, делаются площадки с подводкой транспортной и инженерной инфраструктуры. Область начала искать на это деньги. Откуда их взять? Да из образования! В середине апреля руководящему составу областного Министерства образования, культуры и спорта была поставлена задача – максимально сократить расходы на содержание подведомственных учреждений с тем, чтобы «помочь» найти недостающие областному бюджету 3 миллиарда рублей.
      Чиновники от образования чутко восприняли руководящие указания, и вскоре сочинили некий текст, озаглавленный «Система мероприятий по развитию начального профессионального образования Калужской области на 2007-2009 гг.» В частности, это сочинение на заданную тему предполагает реорганизацию ряда профтехучилищ.
     
      МИНИСТЕРСТВО ОТРЕКАЕТСЯ
      – Говорят, что созданный документ вызвал много шума …
      По другому и быть не могло – ведь в нем идет речь о фактической ликвидации ряда образовательных учреждений, что подразумевает увольнение части сотрудников во главе с руководителями. К тому же, реализация министерских намерений стала осуществляться в демонстративно-пренебрежительной форме. В результате директора стали узнавать о свершившейся «оптимизации» задним числом и от лиц в общем-то посторонних.
      Естественно, начался легкий, но усиливающийся «бурлеж». Наше общественное объединение «Совет директоров профессиональных училищ и лицеев», обратилось в Заксобрание области с просьба каким-то образом разобраться в созданной ситуации.
      Интересный момент – как только заинтересованные депутаты Заксобрания начали подготовительную работу по рассмотрению этой проблемы, руководители министерства от нее тут же все отказались, представив всё происходящее как проделки одной из рядовых министерских чиновниц. Получилось так, что шаги по реорганизации проводятся, а вследствие чего – неизвестно. Кто придумал перечень таких мероприятий, также осталось загадкой. Тем не менее, возник шум, который дошел до самого Анатолия Артамонова.
      Якобы после этого «наверху» было принято вполне разумное решение в срочном порядке приостановить программу и создать рабочую комиссию по этому вопросу. По моему мнению, наряду с представителями Заксобрания и областной администрации в подобную комиссию должны войти работодатели, представители министерства образования и министерства труда, училищ и муниципальных образований.
     
      РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧИЛИЩ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЧРЕВАТОЙ
      – Так, согласно этой пресловутой программе, в нашем Обнинске планировалась «реорганизация лицея № 19 и училища № 11 путем их слияния с последующей реорганизацией в «Региональный индустриальный колледж». Как бы вы отнеслись к такому повороту событий?
      Начну со второй части вашего вопроса. «Региональный индустриальный колледж» - звучит привлекательно, но после оформления вывески кто-то должен рассказать – что за ней находится. Пока же я и мои коллеги, работающие в действующем 28 лет индустриальном училище ничего, кроме завлекательного названия. не слышали. Да и услышать не от кого, поскольку авторы продвигаемого предложения упорно предпочитают оставаться неизвестными.
      Если же речь идет просто об объединении под одной крышей, то и здесь все очень непросто. Во-первых, оборудование нельзя перевезти просто так. Для этого необходимо определенные площади и определенных технических условий. Например, наши металлообрабатывающие станки могут быть установлены только на первом этаже и исключительно на специальных фундаментах. В лицее № 19 таких условий нет. Но там есть хорошее сварочное и столярное оборудование. Для сварочной мастерской необходима мощная система вентиляции, которую мы не сможем предоставить. То есть должно быть внятно сказано, кто к кому переезжает. А дальше возникает вопрос – на какие деньги будут осуществляться реконструкция и переезд?
      Следующий момент – для того чтобы вести образовательную деятельность, необходимо наличие лицензии. Получение лицензии – многотрудное дело, для ее получения надо в первую очередь показать материальную базу, которую еще надо создать.
      Сейчас лицензия есть отдельно на свои специальности у училища №11 и отдельно на свои – у лицея №19. Если их реорганизовать, то действующие лицензии аннулируются и потребуется лицензирование уже нового учебного заведения. На это понадобится минимум 3 месяца. В результате часть учащихся какое-то время не сможет получать образование. После получения лицензии следует процедура аккредитации без прохождения которой образовательное учреждение не имеет право выдавать выпускникам государственные дипломы. Может случиться так, что во-время аккредитация не будет получена. И куда в таком случае пойдут возмущенные выпускники? Вы правильно догадались.
     
      МЭРИИ «ЧУЖИЕ» «ПО БАРАБАНУ»
      - Ваше училище находится под областным ведением. Должна ли как-нибудь обнинская администрация участвовать в жизни подобного заведения?
      – Любая здравомыслящая мэрия должна быть заинтересована в том, что происходит  на ее территории. Вот наша мэрия, по всей видимости, не отдает себе отчет, что благодаря существованию и деятельности профессиональных учебных заведений город в течение этих 16 «реформаторских» лет был избавлен от многих неприятностей. Мы давали людям профессии и тем самым надежный способ обеспечивать себя средствами существования. Тем не менее, в администрации не делают ровным счетом ничего для профессиональных учебных заведений. За многие годы наши городские чиновники привыкли, что заведениями занимается кто-то другой – Москва, Калуга. На все наши обращения нам отвечали: «вы не наши». Я считаю, что администрация должна найти время, чтобы выступить цивилизованным лоббистом учреждений, которые находятся во вверенных ей территориях.
     
      ВЫПУСКНИК УЧИЛИЩА, НЫНЕ ВИЦЕ-МЭР ЛЕЖНИН НЕ МОЖЕТ ВЫВЕЗТИ МУСОР
      – Какие-то средства на нужды училища область все же выделяет?
      – Выделяет. Вот, например, расходы на содержание здания согласно 225-й статье. Сюда входят все виды ремонтных работ, вывоз мусора и т.д. В 2006 году на это нам не было выделено ни копейки. В результате длительных хождений в 2007 и в 2008 году – по 96 тысяч. А теперь смотрите – из этой суммы 64 тысячи мы вынуждены тратить на вывоз мусора. В результате у нас остаются символические деньги.
      – В принципе, город мог бы вам как-нибудь помочь. Например, с тем же мусором.
      – Мы говорили об этом с вице-мэром по «коммуналке» Вячеславом Лежниным, который, между прочим, в прошлом – выпускник нашего училища, в свое время получил специальность «электромонтер». Разговор шел о вывозе мусора после субботников, которые мы устраиваем несколько раз в год. Мы просили у Вячеслава Вячеславовича машины, которые могли бы увезти собранные мешки с мусором. Конечно, если мы находим деньги, сами заказываем машины и эти мешки вывозим самостоятельно. Но бывает так, что денег на это попросту нет.
      Вице-мэр ни разу, несмотря на наши просьбы, не согласился их выполнить. Вместо этого он приехал с инспекцией, указал нам на эти мешки и принялся ругаться за невывезенный мусор. Правда, на это мы ему ответили, что вот уже как два года назад начали платить земельный налог. Только благодаря нашему училищу в бюджет Обнинска поступает 2,5 миллиона рублей. Все вместе взятые профессиональные учебные заведения города платят порядка 44 миллионов. На вопрос – почему, получая такие деньги, администрация даже не может вывезти пару-тройку раз в год собранный мусор – Вячеслав Лежнин промолчал. Но и впоследствии продолжал упорно игнорировать наши просьбы.

     
      ВИЦЕ-МЭР ПОПОВА ВСЕ ПОНИМАЕТ, А СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ

      – Неужели никто из обнинской администрации не обещал вам помочь?
      – 8 октября прошлого года во ВНИИГМИ-МЦД был созван городской совет директоров, посвященный кадровой проблеме с участием вице-мэра по «социалке» Татьяны Поповой. Татьяна Сергеевна по завершению совета резюмировала, что она все поняла, знает, как надо эту проблему решать. Более того, она обещала обратиться к губернатору и сдвинуть все с мертвой точки.
      Мы ждали довольно долго. Сейчас уже конец июня, а признаки деятельности вице-мэра в наших интересах по-прежнему не прослеживаются.
      
      ЗАВОДЫ ОТСТРОЯТ, НО РАБОТАТЬ НА НИХ БУДЕТ НЕКОМУ
      – Насколько сейчас востребованы ваши выпускники?
      – Они крайне востребованы. Вот смотрите – привлеченным инвесторам было объявлено, что в Калужской области существует изобилие квалифицированных кадров. Однако, судя по результатам моего недавнего общения с представителями завода «Самсунг», в реальности дело обстоит несколько иначе.
      Если учесть, что «Самсунгу» требуется более полутора тысяч молодых специалистов (строго младше 45 лет), то можно себе представить, с какой задачей столкнется предприятие.
      В Калуге на первое время вроде бы решили проблему с кадрами для завода «Фольксваген», перепрофилировав одно из училищ, которое теперь выпускает автосборщиков. Но за «Фольксвагеном» выплывает «Вольво», а за ним – «Пежо». И так далее.
      – Но как же тогда, на ваш взгляд, дальше будет решаться эта проблема?
      – Область намерена решить проблему кадров переселенцами – но пока их реальное количество исчисляется несколькими десятками, а ведь уже сегодняшняя потребность составляет несколько тысяч. Добавим сюда и крайне неблагоприятную демографическую ситуацию. В этом году из школ выходит дети, родившиеся в 1991 году.   Все мы помним, что в этом году началось резкое снижение рождаемости, которое в течение последующего десятилетия только усиливалось. То есть сейчас мы вплотную подошли к тому, что наших местных специалистов на увеличивающиеся объемы производств просто физически не будет хватать.
     
      МИНИСТЕРСТВО ТРУДА ИЗБЕГАЕТ ПРОГНОЗОВ
      - Вадим Павлович, на последнем заседании совета по вопросам наукограда при губернаторе области активно обсуждался вопрос подготовки кадров. Анатолий Артамонов активно отстаивал идею что все учебные заведения должны выстраивать свою учебную программу в соответствии с насущными потребностями области…
      – Вообще, на мой взгляд должно быть так – все заявки на потребность в кадрах суммируются в области и подаются учебным заведениям. Я с нашим областным Министерством труда знаком уже 20 лет, но никогда от них ни одного прогноза не получал. Мы вот у себя ориентируемся исключительно по запросам работодателей. Показательно, что у  нас заявок в три раза больше, чем выпускников.
      В принципе мы бы могли  начать готовить определенные новые востребованные профессии. А мы даже не знаем, что требуется в области. Вот, например, я понятия не имею, какие специалисты будут работать на ныне строящейся корейской кондитерской фабрике. И никто не знает. Следовательно, подготовкой кадрового обеспечения этого предприятия никто и не занимается.

      УЧИЛИЩА «ЗАГНУТСЯ» ОТ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
      – Какова перспектива обнинских училищ?
      – В этом году мы выпускаем 94 человека по промышленным специальностям – токари, фрезеровщики, слесари, радиомонтажники, промышленные электромонтеры. Профлицей № 19 выпускает несколько больше. Среди выпускников две трети – жители Обнинска, и одна – из прилегающих местностей, Боровского, Жуковского и Малоярославецкого районов.
      Вследствие осуществления пилотного проекта  подушевого финансировании  школ, который стартовал в прошлом году, количество поступающих в профессиональные училища и техникумы резко сократилось. Мы это видим, сравнивая количество поданных заявлений в этом году с предшествующими годами. Дело в том, что школам, фактически перешедшим на сдельную оплату труда, стало невыгодно «отпускать» после 9 класса своих выпускников. А после 11-го класса ребят, которым исполняется 18 лет, с настойчивым нетерпением ждет военкомат. Вот и результат – набор в училища, да и не только в них, будет гораздо ниже. А если прибавить ко всему демографический фактор, то в училища просто-напросто будет некому поступать. 
      Беседовала Марина БЫКОВА
     

КРАТКАЯ СПРАВКА
      Вадим Романов родом из Ялты, окончил Ленинградский университет (на 3 года раньше Путина). По профессии – историк. С 1972 года занимается преподавательской работой. В Обнинск попал по распределению после окончания аспирантуры в 1983 году.
      С 1988 года директор училища № 11, в марте этого года отметил уже 20 лет работы в данной должности.
      Женат, две дочери. Старшая – психолог, младшая – студентка мединститута.
     

     

Поделиться