Неделя Боровского района
Туристический апокалипсис
Актуально
07.08.2014

Клиентами «Лабиринта», «Розы ветров» и «Невы» были и жители Обнинска!

На днях уже шестой туроператор приостановил свою деятельность в связи с финансовой несостоятельностью. Как выживают в этих условиях обнинские туристические агентства? Затронул ли крах фирм наших горожан?

И как обнинцам оградить себя от подобных рисков во время отпуска?

 

ПРОНЕСЛО

Туроператоры лопаются, как мыльные пузыри, один за другим. Не выдерживают даже титаны туристического бизнеса. «Нева», «Роза ветров», «Экспо-тур», «Лабиринт», «Идеал-тур», а на днях о своем банкротстве заявила группа компаний «Интаэр». Заграницей находятся десятки тысяч отдыхающих, еще столько же спланировали отпуск у этих фирм.

Ясно, что турбизнес трещит по швам, а значит пришло самое время для проверки на прочность страховых фирм, туристических агентств и нервов самих путешественников. Такая глобальная кризисная волна зацепила все города. О том, как с ней справляются в Обнинске, журналистам рассказали представители турагентств города.

Кому-то удалось избежать проблем, связанных с хаосом вокруг туризма. К примеру, обнинскую «Омму» не затронула участь коллег. В частности, с «Невой» турагентство сотрудничало мало, не пошла работа и с «Лабиринтом». После нескольких «косяков» со стороны данного оператора, «Омма» разорвала отношения с ним, тем самым, как оказалось, обезопасив себя в будущем.

А вот турагентство «Курорт-экспресс»  подстраховалась заранее. Как пояснил нашему корреспонденту его руководитель, они всегда следят за изменениями в сфере туристического бизнеса, читают форумы и другие источники, работают осторожно, заключая юридически грамотные договора со своими партнерами.

А потому менеджеры этой компании заранее знали о возможной ситуации. В частности, если в прошлом году они сотрудничали с «Лабиринтом», то продлевать отношения в этом году уже не стали.

 

КРИЗИС ОТПУСКУ НЕ ПОМЕХА

Но не всем так повезло, и огромное количество клиентов турагентств оказались в тяжелых условиях, удачный выход из которых во многом зависит от компетенции менеджеров.

Несмотря на непростую ситуацию, обстановка в обнинском турагентстве «Планета чайки» все равно рабочая, а потому, планируя отпуск других, самим сотрудникам отдыхать некогда. Как рассказала руководитель «Планеты Чайки» Лариса ЕРШОВА, за много лет у них сложился крепкий коллектив, который умеет принимать быстрые и обдуманные решения, руководствуясь официальной информацией и законодательством, не поддаваясь панике под влиянием слухов.

Однако, как говорит сама Лариса, турагентства лишь маленькие звенья одной бизнес-цепи, и, к сожалению, не все зависит от них. А потому их тоже зацепило этой волной, которая, по ее мнению, не помешала им остаться на плаву.

По словам директора «Планеты Чайки», с фирмой «Нева» они сотрудничали редко.

- Она изначально ориентирована больше на балтийские туры. Так как не все люди чувствуют себя уверенно, путешествуя на паромах, большого спроса на «Неву» не имелось, да и есть более авторитетные туроператоры. Другие направления мы у них не смотрели, и нас миновала эта участь. В конце мая у нас появились ее клиенты, но заказ не был подтвержден, и мы, не дожидаясь возврата предоплаты от «Невы», вернули туристам деньги, - рассказала Лариса Ершова.

 

ГЛАВНОЕ - ОПЕРАТИВНОСТЬ

Но со второй крупной обанкротившейся компанией «Лабиринт» «Планета чайки» сотрудничала плотнее. Несколько броней для своих клиентов турагентство приобрело. Кроме того, сейчас в Греции находятся три обнинские семьи, полетевшие отдыхать через «Лабиринт». Лариса Ершова пояснила, что никого из туристов не выселили.

Их оставили пока за счет принимающей стороны. Так что, они продолжают наслаждаться своим отпуском. Обратно обнинцы летят греческими авиалиниями, а потому, по мнению директора «Планеты Чайки», не должно быть сложностей с их возвращением на родину. Тем не менее, турагентство подстраховалось, оповестило «Турпомощь», и у них есть варианты на случай форс-мажора.

Оперативно «Планета Чайки» работает и с забронировавшими путевки обнинцами.

- Узнав, что «Лабиринт» заявил о приостановке деятельности, мы уже 3 августа собрали наших туристов и ознакомили их с информацией, рассказали про страховую компанию, помогли заполнить заявления, в общем, обеспечили полное сопровождение их действий. Так что, уже в понедельник первый турист сдал документы на возмещение ущерба, - пояснила Лариса Ершова.

 

ОШИБКА ИЛИ ПОЛИТИКА?

Руководителю «Планеты чайки» жаль, что данная ситуация произошла с туроператором «Лабиринт».

- Это стабильная компания, у которой и мы были на хорошем счету. Это шикарная команда профессионалов, с которыми мы могли быстро решить любые вопросы, если они возникали с нашими клиентами. Даже сейчас они не закрыли кабинеты на замок, а их сайт продолжает функционировать, в нем содержится необходимая информация. Так что, это не вина коллектива компании, ведь в одинаковых условиях находятся многие туроператоры России, - считает Лариса Ершова.

На вопрос, что же тогда происходит на плацдарме турбизнеса, если операторы банкротятся один за другим, директор агентства не дает однозначный ответ. Тем не менее, она считает, что сложная политическая обстановка оказывает свое влияние на все сферы деятельности. Вероятно, под жернова международных отношений попал и туризм.

 

ОТПУСК БЕЗ КОШМАРОВ

Что же делать в данной ситуации обнинцам, чтобы максимально снизить риск?

Лариса Ершова советует выбирать рейсы с регулярными авиалиниями, то есть у компаний, работающих по предоплате. Также не стоит искать самые дешевые цены на туры, а выбирать агентства с хорошей репутацией и опытными менеджерами. При подписании договора необходимо обращать внимание на наличие финансовой гарантии (это и есть та самая страховка: чем она выше, тем спокойнее). Если туристы боятся бронировать заранее, тогда лучше покупать тур поближе к дате вылета.

Говоря о перспективе и профилактике повторения подобных ситуации, руководитель «Планеты Чайки» считает, что необходимо более строгое отношение к регулированию сферы туризма. Солидарен с ней и адвокат, сотрудник обнинской общественной организации по защите прав потребителей Владимир ТАЦЯК.

- К нам пока горожане не обращались конкретно по данной теме. Но нас, как юристов, поражает та ситуация, которая сложилась сегодня. Мы покупаем путевку, получаем подтверждение, что авиабилеты и гостиница забронирована, а потом, оказывается, что деньги ими не получены, и отпуск срывается. Как может такое быть? Где затерялись наши деньги? Почему мы должны оставаться крайними, если свои обязательства выполнили? Это в корне неправильно, - считает адвокат.

Владимир Тацяк считает, что оградить себя от подобной ситуации можно, лишь требуя от туроператоров фактического доказательства того, что деньги уже дошли до адресата. Лишь тогда можно быть полностью уверенным, что долгожданный отпуск не превратится в кошмар.

Ольга КУЗНЕЦОВА

Поделиться