журнал

Детский садик «Россиянка» является одним из самых популярных в городе. Для того, чтобы ребенок попал в одну из его групп, родители даже готовы прописать своих чад у родственников, которые живут рядом с учреждением. Его заведующая Татьяна СКИРТАЧ рассказала «Неделе», чем вызван такой интерес.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
- Татьяна Владимировна, я знаю, что детский садик «Россиянка» - особенный. Здесь вы работаете по программе Монтессори. Как возникла такая идея?
- 90-е годы были очень трудным временем. Все понимали, что и страна по-другому начинает жить, и система образования начинает сильно меняться, а, главное, изменились взгляды людей на будущее и на настоящее. Поэтому возник вопрос, что нужно сделать, чтобы привлечь детей, ведь рождаемость падала.
Тогда я перерыла много учебной литературы и различных материалов, чтобы найти курсы «Монтессори», и поехала обучаться в Москву. Оказавшись на месте, я вначале подумала, что попала в лабораторию, но потом поняла, что это не что-то необыкновенное, а созданные умные игрушки, которые называются пособиями. Как раз по ним наши дети сейчас учатся и развиваются.
ЦЕНА ВОПРОСА
- А почему другие детские сады в городе не берут эту программу, раз она такая содержательна и передовая?
- Это программа очень, прямо скажем, недешевая, одна из самых дорогих. Мы привыкли видеть в детском саду машинки, куколки, тряпочки, кубики, а там настолько все четко продумано. Я приобрела специальные игровые пособия. И до сих пор ни один кубик за 20 лет не пропал и не потерялся. Потому что там есть четкие правила, как себя вести, как передвигаться по комнате, как брать предметы, которые тебе интересны.
- А как муниципальный садик смог позволить себе такую роскошь? Это личная инициатива?
- Мы испробовали много вариантов. Прежде всего, создали профсоюз, и все члены моей команды обученных специалистов в него вступили. Подключились и родители. Затем, когда происходила реформа образования, и президент России Владимир ПУТИН рекомендовал создавать попечительские советы, мы пошли по этому пути.
Отказались от профсоюза и сделали благотворительный фонд. Сегодня родители считаются активными его участниками, все денежные средства проходят через них. Такая поддержка помогла нам создать вместо одной группы целых восемь.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
- Адаптация программы легко проходила для детей и для воспитателей?
- Педагоги имели большой опыт, и, начиная осваивать эту программу, они очень скоро поняли, мало того, что это интересно, но и дети все задействованы в воспитательном процессе, ведь есть четкие правила: быть организованным - поработал, поставил на место, и т.д.
Эта система помогает воспитателю сконцентрироваться не на соблюдении порядка, а на выявлении стремлений ребенка и поддержания его интереса. Адаптация детей происходит быстро, ведь здесь у нас малыш становится исследователем, ему позволено все. Главное, перед этим объяснить, как пользоваться теми или иными вещами и какие последствия могут быть.
- Какие есть видимые результаты?
- Ну, во-первых, дети стали более самостоятельны, их приучили начатое дело доводить до конца. Во-вторых, ребята развили в себе любознательность, и поэтому им интересно продолжать учиться, узнавать что-то новое в школе, а не просто зубрить.
Но самое главное, у них есть навыки практической жизни, они своеобразные маленькие взрослые, ведь если ребеночек привил себе любознательность, то ему будет легко в будущем. К тому же, кода родители приходят, а их чадо не хочет идти домой - это, наверное, самый лучший показатель того, что система «Монтессори» работает.
Беседовала