журнал
Людмила Сергеева: «С самого детства я видела пример настоящего педиатра».
Кто такой педиатр? О том, что это детский врач, безусловно, знает каждый. Только вот каким должен быть этот доктор? Какими качествами должен обладать человек, в чьих руках находится здоровье детей?
Ответы на эти вопросы «Неделя» решила поискать у главного обнинского педиатра, заведующей детской поликлиникой Людмилы СЕРГЕЕВОЙ.
ДЕТИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
- Людмила Александровна, почему Вы решили выбрать именно такое направление в медицине, как педиатрия?
- Вы знаете, медицина - это у нас семейное. Мой дед был военным доктором, бабушка - сестрой милосердия, а мама всю жизнь отработала педиатром. Именно в ней еще в детстве я увидела образец настоящего детского врача. Поэтому выбор профессии передо мной в принципе не стоял. Видимо, это заложено уже на генетическом уровне.
- Ну, раз у вас с детства перед глазами был пример истинного педиатра, значит, вы можете рассказать, какими качествами должен обладать этот врач.
- В первую очередь - человеколюбие со всеми понятиями, которое вбирает в себя это слово. Второе - это, конечно, внимательность и отзывчивость. И третье, пожалуй - широкий кругозор. Любой доктор, а педиатр особенно, должен стремиться быть всесторонне развитым человеком: и в литературе, и в музыке, и в истории, и даже в точных науках. Ведь, недаром говорят, что врачевание - это искусство. А люди искусства не могут быть малообразованными. Кстати, обратите внимание, что среди современных писателей, артистов - очень много выпускников медицинских вузов.
- Вы согласитесь с тем, что дети - это особенные пациенты? Часто ли приходится искать к ним какой-то специальный подход?
- Да, дети - есть дети. Иногда, прежде чем провести осмотр, ребенка нужно как-то увлечь, настроить и так далее. Здесь играет роль как настроение маленького пациента, так и его возраст. Как показывает практика, дети до года весьма контактны, «улюлюкать» с ними можно долго. А вот уже в возрасте от года до двух, когда у ребенка проявляется привязанность к «своим», в частности к матери, то на приеме у врача он может капризничать. А годам к трем, дети, как правило, вновь становятся более легкими в общении. Ну, а вообще, все это очень индивидуально. И педиатр потому должен быть еще и своего рода психологом, чтобы суметь распознать настроение ребенка и найти к нему подход.
ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ОТ ГАДЖЕТОВ
- С какими проблемами сегодня чаще обращаются дети и их родители?
- Первое место среди острых заболеваний, бесспорно, занимает ОРВИ, причем, независимо от возрастной категории. Если говорить о неинфекционной патологии, то у школьников это нарушение зрения, а также различные виды травм.
- Сегодня очень многие сетуют на то, что раньше и знать не знали о тех инфекциях, которыми многие дети болеют сегодня. Правда ли это?
- Ну, в какой-то степени это действительно так. Но все дело в том, что медицина не стоит на месте и развивается. Многие вирусы, например, такие как цитомегаловирус или Эпштейн-Барр, стали известны сравнительно недавно благодаря новым методам лабораторной диагностики. Раньше они тоже присутствовали, но могли протекать под маской, например, обычного ОРЗ и о них никто не говорил так широко, как сейчас.
- А если говорить о проблемах, не требующих скорого медицинского вмешательства, существует ли здесь какая-то определенная статистика?
- Да, за последние годы увеличилось количество детей, имеющих проблемы с речью, особенно среди дошколят. Я считаю, что это связано с тем, что имеет место тенденция бесконтрольного времяпрепровождения ребят за компьютерами, планшетами и телефонами. Тем самым они лишаются живого общения, меньше слушают, разговаривают и анализируют.
- Ну, раз уж вы заговорили о современных гаджетах, скажите, действительно ли они так негативно влияют на здоровье детей?
- Сразу скажу, мы живем в современном мире, с его необходимостью иметь дело со всеми достижениями цивилизации. Но неразумное, а порой, и чрезмерное пользование ими ведет к различным заболеваниям среди подрастающего поколения - в условиях, когда организм ребенка ещё не сформировался окончательно.
При этом, во-первых, отмечается большая нагрузка на зрение. К тому же со временем появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Вместо того, чтобы побегать на улице, ребенок часами сидит, часто в неправильной позе, уткнувшись в телефон или компьютер.
Кстати, оказать пагубное влияние на здоровье может не только процесс, но и сама игра. Дети ведь, в силу своей эмоциональности, нервничают, переживают, напрягаются, если им, например, не удалось пройти какой-то уровень или, не дай Бог, пришлось потерпеть поражение. Все это ведет к преждевременному истощению нервной системы, и, как следствие, проявлению так называемой вегетососудистой дистонии, что, в свою очередь, влечет в более старшем возрасте гипертоническую болезнь. К тому же дети, увлеченные играми, мало уделяют времени питанию, предпочитая перекусы, что чревато проблемами со стороны желудочно-кишечного тракта.
НАСИЛЬНО «ЗДРАВ» НЕ БУДЕШЬ
- Если говорить о питании, хотелось бы услышать ваш профессиональный совет. Как кормить ребенка, который отказывается от еды?
- У всех детей организмы разные. Если ребенок не хочет кушать, то кормить его насильно, конечно, не нужно. Тем более если ваше чадо имеет ту или иную нагрузку, то он в любом случае захочет есть. И здесь важно избегать всякого рода перекусов. Многие, особенно бабушки, любят сунуть малышу то печеньице, то конфетку. К тому же сейчас очень популярен фаст-фуд. А все это плохо сказывается на здоровье ребенка.
Я, кстати, как педиатр, никогда не стремлюсь к тому стереотипу, когда вид еще грудного ребенка с «перетяжками» на ручках и ножках вызывает умиление у окружающих. Если малыш так поправляется на грудном вскармливании, то это допустимо. А если такой результат дают искусственные смеси, то здесь уже необходимы рекомендации о том, что в рацион следует ввести коррективы.
- Людмила Александровна, через ваши руки ежедневно проходят десятки детей. Все с разными проблемами и диагнозами. Удается ли, покинув пределы своего кабинета, забывать о работе?
- Конечно же, нет. Профессия не оставляет, как правило, любого врача и вне рабочего времени. А педиатры, причем это все, кого я знаю, живут по принципу «пока не доведешь ребенка до выздоровления - не успокоишься».
Случается, что и, находясь дома, мысли о состоянии здоровья некоторых пациентах нас не оставляют. В таких случаях звоним родителям, интересуемся ситуацией. И это не только обязанность, это призвание, без которого, наверное, нельзя стать хорошим врачом.