Неделя Обнинска
Век живи - век учись!
Прорыв
25.02.2016

Дети отправятся грызть «гранит науки»  на инновационные предприятия Обнинска!

С фразой «развитие Обнинска как наукограда» знаком, пожалуй, каждый школьник. Однако обнинские дети пока даже не представляют, какую важную роль  предстоит сыграть им в этом самом развитии. Взрослые дяди и тети сейчас активно работают над тем, чтобы город целенаправленно растил гениев. Именно так хотят пополнить копилку ученых кадров наукограда, создав для детей свой собственный «Технопарк».

 

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Успеваемость обнинских школьников на фоне аналогичных цифр по России и Калужской области свидетельствует о серьезном уровне общеобразовательной системы в наукограде.

Однако в любом развитии - и науки, в том числе - нет предела совершенству. А потому недавнее заседание Городского научно-технического совета было посвящено, в первую очередь, образовательному кластеру.

Курирует стратегию его развития председатель Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего» Лев ЛЯШКО. Он возглавляет рабочую группу по образовательному кластеру. Объединение общественное - не созданное по приказу «сверху». Поэтому ее состав пополнили два десятка людей, действительно заинтересованных, чтобы город развивался в этом направлении: общественников, ученых, педагогов, директоров школ, чиновников от образования, руководителей вузов. Команда идейных вдохновителей имеет в своих рядах представителей всех слоев образования: от дошкольного до высшего.

Как рассказал «Неделе» Лев Ляшко, главная мысль в развитии образовательного кластера -  в наукограде привлечение детей и молодежи в науку должно быть одним из основных направлений. Реализовать такую идею возможно, создав в Обнинске школьный «Технопарк».

 

ШКОЛА УЧЕНОГО

Здесь перед глазами сразу вырастает проект бизнес-инкубатора, который сегодня возводят в Обнинске. Путь к нему долог, тернист и полон невероятных финансовых вливаний. А потому, представляя, как нечто подобное задумали создать в кризисный год для юных наукоградцев и сколько всего для этого потребуется, хочется слагать песни безумству тех, кто готов воплотить такую идею в жизнь.

Однако, по словам председателя рабочей группы по образовательному кластеру, «растить» детский «Технопарк» будут не на пустом месте.

- Это не «Сколково», где сказали: «Вот вам поле, и создавайте». Такой вариант потребует слишком больших вложений. Мы хотим использовать инновационные предприятия как элемент кластера, то есть объединить усилия образования, науки и производства Обнинска, - объяснил Ляшко.

Но это не значит, что все ограничится теорией. Ведь, как известно, сплошные лекции заставят школьника зевать, и не более. Занятия планируется проводить на базе школ и непосредственно на предприятиях, где научным руководителем ребят станет один из сотрудников: реально действующий ученый. Ученики будут заниматься в настоящих лабораториях инновационных организаций Обнинска, работать на их экспериментальном оборудовании и воплощать исследовательские проекты.

 - Такой опыт, кстати, уже в Обнинске был в середине 80-х годов, когда при Горкоме комсомола работала биологическая школа на базе МРНЦ. Тогда это направление отметилось очень интересными научными работами, которые на всероссийских конкурсах занимали первые места, - вспоминает руководитель «Интеллекта будущего».

 

ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ

Возродить это начинание сегодня представители рабочей группы образовательного кластера готовы сразу по нескольким направлениям. Условно они расписали таблицу их распределения.

Более того, сегодня уже есть действующие проекты этой  программы.

Пожалуй, главное место пока здесь занимает технологический элемент кластера. Так, в 12-й школе, например, мальчики вовсю осваивают соответствующую дисциплину в Центре инновационного молодежного творчества «Модель Спектр», созданном при поддержке Агентства инновационного развития под руководством Анатолия СОТНИКОВА.

Правда, это уже далеко не те уроки труда, к которым все привыкли еще со времен Советского Союза. Мастерят юноши здесь при помощи современных станков с программным управлением. Излюбленным аппаратом стал 3Д-принтер, с помощью которого можно создать практически любой предмет.

Там же школьники сами собирают и программируют роботов на уроках технологии. Во что выливается такая работа, наглядно показала «Роболига».

То есть, это уже полноценный элемент образовательного кластера, в котором дети развиваются при помощи самых современных программ.

До недавнего времени в таком направлении ребята обучались только во внеурочное время. Теперь же модернизированная дисциплина появилась и в школьном расписании.

А в школе №1 возобновили проект сельскохозяйственной деятельности. Ученики не только ведут собственное хозяйство (здесь есть даже теплицы), но и занимаются исследованием почвы и выращенных плодов, естественно, не без помощи профессионалов, в роли которых выступают сотрудники обнинского Института сельхозрадиологии.

 

 

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В рамках создания детского «Технопарка» развивать планируют и другие направления.

Так, в нем появится химическое отделение на базе НИФХИ им. Карпова и кафедры химии в ИАТЭ. Последний, по словам Ляшко, очень активно подключился к работе. Оно и немудрено, ведь в главном вузе Обнинска заинтересованы в том, чтобы со школьной скамьи развивать одно из лидирующих направлений научной сферы Обнинска.

Одним из самых крупных проектов должно стать развитие биологического отделения. Частично оно уже реализуется на базе компании «Медбиофарм». Школьники выполняют исследовательские работы при помощи специалистов данного предприятия. Ученые «Медбиофарма» будут не только вести с обнинскими детьми научную деятельность на базе собственных лабораторий, но и всерьез займутся квалификацией профильных педагогов. Для них будут организованы специальные курсы и лекции.

В школе №16 планируют вернуться к научно-практической работе, когда ученики смогут посещать предприятия, на которых работают их родители, и практиковаться там под руководством опытных специалистов.

Всего рабочей группой рассмотрено порядка 10 направлений, по которым станет развиваться образовательный кластер Обнинска.

Площадки для занятий будут разбросаны по «филиалам». Лекции, к примеру, можно читать и в школе, а практические уроки организуют на предприятиях. Однако возможно это не везде. Так, если говорить про область атомной энергетики и ядерных технологий, то вряд ли кто-то пустит детей в ФЭИ, а без практической деятельности обойтись нельзя. Здесь на помощь придет ИАТЭ, который готов предоставить свои площади и лаборатории.

- Ведь не обязательно работать на самом реакторе. Можно моделировать, технологии различные применять, производить математические расчеты, заниматься на тренажерах. Развернуться нам есть где, - обещает Ляшко.

 

БЕЗ ОБЯЗАЛОВКИ

Занятия не станут обязаловкой. Их включат в образовательный процесс в качестве факультативов по выбору, хотя ФГОС предусматривает исследовательскую и проектную деятельность для каждого школьника. Подобные уроки для детей будут проходить бесплатно. А вот как содержать их преподавателей, пока решается. По словам руководителя рабочей группы, возможно создание образовательного фонда, наполняться который станет из разных уровней: что-то за счет предприятий, что-то за счет бюджетных средств.

Этот вопрос пока рассматривается.

- Сейчас мы прорабатываем идеи,  а потом подумаем, как их реализовать. Была бы мечта, как говорится, а средства найдем.

Так или иначе, совсем скоро школьники подключатся к научно-исследовательской деятельности.

Однако, как пояснил Лев Ляшко, они не хотят, чтобы дети замыкались только на внутригородских проблемах науки и техники.

- Мы хотим проводить (и эта работа тоже началась) научные сессии, приглашая к нам ребят из других городов. Они бы приезжали к нам на лекции и выполняли научно-исследовательские работы, - планирует он.

Таким образом, в Обнинске будут созданы условия для выявления юных умов со всей России, чтобы дети приезжали в наукоград и в будущем поступали в его вузы, а затем шли работать на местные предприятия, к слову, не только наукоемкие. Отдельно в образовательном кластере станет развиваться направление привлечения в рабочие профессии.

 

ОТ БУМАГИ К КОНСТРУКТОРУ

Поверить в то, что школьники будут заниматься настоящей научной деятельностью, трудно, не говоря уже о самых маленьких обнинцах. В то же время образовательный кластер захватит и дошколят, как это реализуется, к примеру, в Ульяновске, где малыши вовсю постигают авиационное направление.

Там детям рассказывают об авиации, проводят с ними тематические занятия. Потом те поступают в школу с авиационным уклоном, затем заканчивают профильный вуз. Стоит ли говорить, какого уровня специалистов получают в последующем предприятия?!

Выстроить такую же цепочку - от дошкольника до специалиста - настроены и в Обнинске. И эта работа уже началась в ОНПП «Технология». Для нее выбраны четыре детских сада, где дети станут постигать авиастроение.

- Представить себе, что малышам что-то рассказывают о самолетах, можно, но научно-исследовательская работа...

- В перспективе там и небольшие проекты есть. Но пока это лишь первые шаги: например, форма одежды с самолетами, мероприятия с авиационным уклоном при участии представителей «Технологии». То есть такое ненавязчивое погружение в тематику, профориентация, - объясняет Ляшко.

- То есть пока это больше познавательная деятельность, теория?

- Дети по своей природе исследователи. Даже делать из бумаги самолетики, пускать их на дальность, смотреть, у кого какое крыло получилось - это тоже исследовательская работа. Данный процесс в Обнинске уже начинается. Сначала бумага, потом картон, а затем и конструктор, - считает руководитель «Интеллекта будущего».

 

ПО ОПЫТУ И ПОДОБИЮ

Опираться в развитии образовательного кластера рабочая группа планирует и на опыт других городов. К примеру, самый крупный наукоград - Бийск в каждой школе имеет заместителя директора по науке. Там эта работа уже отлажена, настроена связь между предприятиями.

Весной этого года в Бийск отправится делегация из Обнинска, чтобы посмотреть своими глазами, как работает такая система.

Однако это совсем не означает, что в Обнинске «сдерут» эту модель. В Бийск делегация отправится только за опытом. В наукограде же планируют более прорывной проект, и намерены создать образовательный кластер опережающего развития.

Следующая большая проектная сессия в Обнинске запланирована на 12 марта. Там все вышеуказанные идеи сгенерируют. Совершенно новым проектом здесь станет создание атласа новых профессий, который должен показать, что будет востребовано через 15-30 лет: какие навыки пригодятся нашим детям. Это тоже входит в программу кластера.

- Молодежь должна быть заинтересована в том, чтобы вернуться из московских вузов в Обнинск. Такова одна из ключевых идей. Для этого необходимо определить, профессионалов какой сферы станет растить Обнинск: медицина, фармакология, аэрокосмонавтика, атомная энергетика, IT-кластеры. Наша цель - подготовить человека, который смог бы работать в изменяющемся мире. Наша задача - сделать так, чтобы обнинцы легко меняли профессии с учетом новых перспектив, - уверен Лев Ляшко.

 

ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ

Таким образом, в Обнинске образовательный кластер захватит не только детей, но и взрослых, чтобы они смогли совершенствоваться в любом возрасте.

По задумке, Обнинск должен стать центром не только атомной энергетики или медицины, но и других сфер. Сколько же лет ему для этого понадобится?

- Он уже частично является центром образования. Посмотрите, сколько иностранных студентов обучаются в ИАТЭ! Наша Малая академия наук уже привлекает все 85 субъектов РФ. Школьники защищают здесь доклады, тысячи педагогов обучились на ее базе. Так что Обнинск де-факто становится таким. Мы лишь хотим усилить это направление, сделать следующий прорыв. Здесь конечной цели нет, - считает Лев Юрьевич.

В состав рабочей группы кластера входит и начальник Управления общего образования Обнинска Татьяна ВОЛНИСТОВА. Она также мечтает от преемственности между детскими учреждениями, школами, вузами и местными предприятиями.

- Для того чтобы «вырастить» своих специалистов, которые смогут здесь получить качественное образование, а потом не покидать свой город в поисках работы, нужно приобщать их к практике и научной деятельности с юных лет. А для этого нужно развивать взаимоотношения с местными крупными предприятиями, - уверена она.

Руководитель Агентства инновационного развития, заместитель председателя ГНТС Анатолий СОТНИКОВ считает первоочередной задачей запустить процесс.

- Мы собрали тех людей, которые смогут это сделать. Есть целый ряд интересных проектов. Глобальный план - создание детского «Технопарка», в который войдут Центр молодежного инновационного творчества, а также физическая, химическая и биологическая школы. Вся эта работа должна вылиться в стратегию - карту мероприятий, которая даст понять, что мы должны создать, какие действия нужны. Главная наша идея в том, чтобы Обнинск стал городом, в котором становятся умнее: от детского сада до гроба, что называется. Сегодняшние реалии таковы, что учиться надо в течение всей жизни. Задача образовательного кластера соединить его существующие элементы в единое целое, - пояснил он.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

Поделиться