Неделя Обнинска
Вот тебе и «Лего»!
Инновации
03.03.2016

У школьников Обнинска есть все шансы стать лучшими робототехниками страны!

Как говорится, жить надо всегда в ногу со временем. Наука полностью подтверждает это выражение, и доказывает не словом, а делом, что не стоит на месте. Каждый год в Обнинске происходят новые открытия и разработки: теперь и в современных школах. В подспорье этому на образовательную арену города вышел Центр молодежного инновационного творчества «Модель Спектр».

 

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ

Началось все еще в 2011 году, когда Министерство экономического развития России совместно с «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере» открыло форум в Казани, где и анонсировали программу создания и развития Центров молодежного инновационного творчества в России.

Эта программа стала отечественным аналогом зарубежного движения «FabLab», которое основал в конце прошлого века профессор Массачусетского Университета Нил ГЕРШЕНФЕЛЬД.

Главной идеей нового направления стало открытие мастерских, где можно было бы создать что угодно, благодаря станкам с числовым программным управлением. Проще говоря, слушатель может через некоторое время научиться делать на таком оборудовании все: начиная от брелоков, номерков в гардеробную, фресок и заканчивая мебелью и примитивными роботами. Возможности ограничены только фантазией человека.

Однако более обескураживающим звучит тот факт, что обучающимся не придется годами оттачивать свое мастерство, чтобы сделать красивую поделку. Ведь им достаточно изучить язык программирования, благодаря которому они смогут воспроизвести модель, которую станок сделает сам за несколько часов.    

- Нам это стало действительно интересно, и мы решили развить данное направление в области, - рассказывает председатель наблюдательного совета ЦМИТ «Модель Спектр» Андрей МИНАЕВ. - От Калужской области подали 4 заявки: по две из Калуги и Обнинска.

Обнинск представляли ИАТЭ, проект которого курировал Геннадий ПИЛЬНОВ, и авиамодельного кружка «Эврики», возглавляемый Игорем ДЬЯЧЕНКО. Всего в России было подано 125 заявок, из которых отбирали 10 лучших. В списке победителей оказался проект Геннадия Борисовича. Тем не менее, было решено объединить оба обнинских коллектива, ведь никто не отменял правило: одна голова хорошо, а две лучше. 

 

ПОД УГРОЗОЙ МЕДНОГО ТАЗА

С июля 2013 года ЦМИТ располагался в здании Политехникума НИЯУ МИФИ. Несмотря на регулярные экскурсии по центру, молодых инженеров больше не становилось: то ли интереса к этому у них не возникало, то ли было лень напрягать мозги для изучения новой сферы, но факт остается фактом - посещаемость центра оставляла желать лучшего.

- Бюджетных средств на покрытие операционной деятельности не хватало. Понятно, что большая часть станков и оборудования были приобретены за счет областных, федеральных и спонсорских средств, но многого на этапе запуска мы не учли и вынуждены были дооснастить центр за счет собственных средств, финансировать заработную плату, оплачивать расходы на мероприятия - объясняет Андрей Минаев.

В связи с этим было принято решение оказывать услуги представителям малого предпринимательства и населения, чтобы хоть как-то сократить дефицит бюджета, однако и этого не хватало, так как с момента принятия такого решения прошло более года, чтобы ЦМИТ смог оказывать услуги на высоком уровне.

- Закрывать столь перспективный проект мы не могли, так как взяли на себя десятилетнее обязательство по его содержанию, да и не хотели, потому что видели в нем большую перспективу и будущее. Мы привлекли дополнительных инвесторов к проекту, а также Министерство экономического развития РФ разрешило частично субсидировать из регионального бюджета заработную плату и расходные материалы, - говорит Андрей Владимирович.

Стоит отметить, что всегда огромную поддержку проекту оказывало АО «Агентство инновационного развития Калужской области», которое собственно на политическом уровне в 2011 году и приняло решение о создании такого центра в Обнинске и продолжает его поддерживать по сей день.

Несмотря на финансовую помощь, результаты по-прежнему были слабыми.

 

ВКЛАД В ДЕТЕЙ

В связи с неблагоприятными итогами первого года деятельности, организаторы решили сменить вектор развития.

- В конце 2014 года мы задумались о том, чтобы начать образовательную деятельность, - рассказывает о судьбе центра Андрей Минаев. 

На составление учебных программ и подбор полностью новой команды тоже ушло определенное время. Именно в этот период к команде ЦМИТ присоединились Валентин ХАРЛОВ и Анна ФАДЕЕВА, которые и взяли под свой контроль «Модель Спектр», уже именно как образовательный центр, который к тому времени переехал во флигель при средней школе №12.

К сожалению, переезд не обошелся без скандалов - начали жаловаться жильцы близлежащих домов. К счастью, бытовой конфликт смог уладить тогда еще кандидат в депутаты Евгений ХАЛЕЦКИЙ, который избирался по этому округу в Горсобрание.

- Жильцы боялись шума от фрезерных станков, однако я смог их убедить, что новое оборудование не причинит большого дискомфорта, да и работы ведутся не в коммерческих, а в образовательных целях, - говорит «парламентарий».

Со слов депутата, жители смирились с таким соседством, а некоторые даже отдали своих детей в кружки центра. 

- «Эврика» и Колледж технологий и услуг передали нам в пользование свои комплекты «Lego Mindstorms», на которых детишки от 10 лет начинают изучать робототехнику и создают свои первые модели, - объясняет директор «Модель Спектр» Валентин Харлов.

 

НАУКА БУДУЩЕГО

Известный на весь мир производитель конструкторов не только делает обычные игрушки, но и выпустил серию для будущих инженеров, которая благодаря деталям и двигателям с моторами позволяет в домашних условиях собственноручно собрать робота.

- В нашем центре дети могут собрать два варианта. Первый двигается по определенной траектории за счет датчиков, которые считывают окружающую местность, а вторых мы называем «роботы-сумо», так как основная их задача - столкнуть оппонента с татами, - рассказывает об азах робототехники Валентин Харлов.

Откровенно говоря, поражает, как мальчишки, которые даже паспорт не получили, ловко разбираются в устройстве хоть и примитивного, но сделанного собственноручно робота. Более того, за счет специальных программ, идущих в комплекте, они программируют искусственный интеллект, благодаря которому бездушный конструктор начинает понимать, чего именно хочет от него юный инженер.

- В течение года дети осваивают несколько программ, от простейших к более сложным, - поясняет директор центра. - Несмотря на то, что это может звучать сложно, это вовсе не так, ведь собирать роботов из конструктора нравится практически всем детям.

Многим родителям может показаться, что подобные курсы стоят баснословных денег, но это отнюдь не так. Центр в первую очередь несет социальные обязательства, например, курсы робототехники, на которых присутствовал журналист, абсолютно бесплатные. Да и цена остальных курсов приятно удивит родителей - от 2500 до 3500 рублей в месяц. Слухи о том, что отдать своего ребенка в эту школу сложно, тоже не подтвердились, в группе будущих робототехников до сих пор есть свободные места.

 

ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС

При этом многие образовательные программы рассчитаны на более взрослых подростков, как, например, «Школа молодого инженера», где ребята смогут освоить работу за фрезерным станком и 3D-принтером.

- Наше оборудование способно создавать многие вещи, дело, опять же, в фантазии, - рассказывает Валентин Харлов. - Все поделки, которые разрабатывают наши ученики, мы разрешаем забирать домой: подарки на 23 Февраля, 8 Марта они делают здесь.

Благодаря оборудованию, имеющемуся в Центре, дети могут произвести не только сердечки к Международному женскому дню, но и более практичные вещи - будь то стул или даже шкаф.

- Мы разрешаем работать ученикам на безвозмездной основе. Если у них есть интересный проект, то мы без проблем поможем им в его реализации при условии, что делают они это для саморазвития и личных нужд, а не с коммерческими целями, - смеется Валентин.

Один из самых первых учеников центра, Эмиль ХАЛФИН, который успел  переквалифицироваться из обычного слушателя в помощника преподавателя, уже решил, кем станет в будущем.

- В планах поступить в МГТУ им. Баумана или МАИ, может быть, в ИАТЭ на факультет кибернетики, но больше хотелось бы попасть на специальность, связанную напрямую с робототехникой, - рассказывает десятиклассник. - Интерес к этой отрасли у меня возник давно, но благодаря центру я смог узнать много нового, что наверняка сыграет мне в будущем на руку.

Программы «Модель Спектр» насчитывают не только направление инженерии, программирования и работы умным станком. Например, с минувшей среды здесь открылась группа юных мультипликаторов, которые к концу курса смогут лично создавать собственные анимационные ленты на любой вкус.  

 

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Без планов на будущее - никуда. Вот и у «Модель Спектр» есть интересные наработки развития на несколько лет вперед. Во-первых, уже сейчас коллектив центра в силах начать импортозамещение, которого все так долго ждут, но не видят.

- Мы подали заявку на грант «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно технической сфере» для своего проекта «Платформа Технолаб 24» труда в школе, - рассказал Валентин Харлов. - Наша разработка обладает всем, что может понадобиться для проведения современных уроков технологии.

Если центр получит грант, то, вполне вероятно, что все школы города, а может даже и области, будут оснащены отечественными верстаками с биркой «Made in Obninsk».

Также уже летом начнет функционировать детский лагерь, с его конкретным месторасположением пока ничего не ясно, но направление уже выбрано - в сторону Калуги.

- Совместить веселое времяпрепровождение с изучением робототехники, азов программирования и мультипликации хотелось давно, к счастью, уже сейчас мы сможем реализовать это совместно с калужскими коллегами, - говорит заместитель директора «Модель Спектр» Анна ФАДЕЕВА.

В течение трех недель ребята не только активно и увлекательно отдохнут, но и получат неплохие знания, которые непременно помогут им в будущем, если они захотят связать свою жизнь с инновационными технологиями.

 

РОБОТОТЕХНИКА КАК ЧАСТЬ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ!

Самой главной целью ЦМИТ изначально стояла поддержка и помощь будущим и молодым инженерам, а также популяризация технических и научных специальностей, интерес к которым, по мнению председателя наблюдательного совета ЦМИТ «Модель Спектр» Андрея Минаева, в последние годы не высокий.

- После изменения направления деятельности центра начались существенные сдвиги. Такими темпами за несколько лет через «Модель Спектр» пройдет большое количество потенциальных инженеров, которые принесут пользу как стране, так и науке в целом, - рассказывает Андрей Владимирович. - С каждым месяцем к нам приходят все больше детей, самое приятное, что в их глазах видны колоссальный энтузиазм и желание связать с этим свою жизнь.

В перспективе коллектив «Модель Спектр» хотел бы запустить обучающие программы в школы города, чтобы по ним могли преподавать не только сотрудники центра, но и обычные учителя.

- В планах выпустить методички и обучающие программы, по которым преподаватели технологии могли бы работать с учениками, - планирует Андрей Владимирович. - Это позволит сделать уроки не только значительно интересней, но и поможет реализации нашей главной цели - популяризации технических специальностей.

Впервые подобная практика появится в следующем учебном году в качестве эксперимента на базе 12-й школы, с которой ЦМИТ ведет активную совместную работу. Директор учреждения Алексей ГЕРАСЬКИН позитивно относится к преподавательскому союзу с центром.

- Классические уроки трудов начинают устаревать, на их место приходят новые технологии, с которыми необходимо знакомить учеников, - считает Алексей Васильевич.

Начальник управления общего образования Обнинска Татьяна ВОЛНИСТОВА солидарна с коллегой по преподавательскому цеху, но конкретные выводы готова делать после того, как подведут итоги эксперимента, старт, которого будет дан лишь после составления методических пособий по государственным стандартам.

- Сама идея действительно интересна и актуальна, будет ли она работать в школах, не знаю, это покажет эксперимент, - говорит Татьяна Валерьевна. - Если он даст реальные результаты, то в дальнейшем возможен тест уже на областном и федеральном уровне.

В случае успеха, школьники смогут изучать робототехнику и другие инновационные направления с юного возраста, что, несомненно, в дальнейшем даст свои плоды.

Самое приятное, что подобная инициатива зародилась именно в Обнинске, ведь недаром он именуется первым наукоградом страны.

Павел ИВАНОВ 

Поделиться