Неделя Обнинска
Школы будущего
Планы
07.04.2016

Обнинск сделает ставку на раннюю профориентацию!

Как можно заметить, методики образования меняются довольно часто. Для родителей, у которых есть дети двух разных поколений, это может показаться экспериментом. Старшие учились по одной программе, младшие - уже по другой, а через несколько лет Министерство образования сравнит их результаты и решит: какой же вариант лучше.

Однако Обнинск решил шагнуть в ногу со временем, и его инновационные идеи уже отчасти реализуются в школах города.

 

ПОКОЛЕНИЕ СТАЛО ДРУГИМ

Желание начать профориентацию детей с детского сада может показаться для многих какой-то дикостью, ведь у подростка сто раз на дню меняются желания и взгляды. Как можно говорить о выборе профессии? Однако, как показывает зарубежная практика, данная методика дает свои плоды. Да и забывать о фундаментальном багаже знаний, который испокон веков преподавала отечественная школа, никто не будет. Тем более что сами дети стали другими, как и мир вокруг них.

- Неправильно спорить: глупее или умнее нынешние подростки относительно предыдущих поколений. Они просто напросто другие, и от этого никуда не уйти, - считает начальник Управления общего образования Обнинска Татьяна ВОЛНИСТОВА.

И действительно, сейчас практически невозможно встретить ребенка, читающего книгу, да и число гоняющих во дворах мяч мальчишек заметно уменьшилось. Поколение «Пепси» сменилось «I-поколением». Гаджеты все больше и больше занимают времени у детей. Конечно, некоторые родители стараются максимально отвлечь свое чадо от электронных устройств, но против прогресса не попрешь.

Впрочем, с Татьяной Волнистовой солидарны многие детские психологи. Поколение полностью изменилось, и заинтересовать ребят литературой значительно сложнее, когда есть компьютерные игры, каналы с бесконечными мультиками и прочими другими благами XXI века. Надо искать новые подходы, которые способны вовлечь детей в интересный образовательный процесс.

 

ПОРА ОСВЕЖИТЬ КАДРЫ В ШКОЛАХ

Как уже рассказывала «Неделя», положительный пример такого «занимательного» образования есть в школе №12, где при активной поддержке «Агентства Инновационного Развития Калужской области» реализовывается программа замены привычных всем уроков труда на занятия робототехникой.

Оказывается, и другие школы не стоят на месте. При этом они занимаются не только с детьми, но и с педагогами. Ведь, чтобы выучить будущих новаторов науки и производства, необходимо обладать определенными качествами и знаниями.

На базе школы №7 и уже упомянутой №12 со следующего года стартует программа «Учителя для России», по которой будут набирать будущих преподавателей для средних школ не только из профильных ВУЗов, но и из лучших институтов страны.

- Например, люди с биологическим образованием смогут учить детей биологии, с журналистским -  русскому и литературе, и так далее, - объясняет Татьяна Валерьевна.

Это не только решит проблему кадров в образовательных учреждениях, но и вольет «свежую кровь», которая определенно придаст сил всему коллективу и улучшит работу школы в целом.

Например, директор школы №12 Алексей ГЕРАСЬКИН уже начал отбор кандидатов, которые предварительно сдают ЕГЭ по профильному предмету. По его замечаниям, эффект потрясающий, практически все - 100-балльники, что не может не радовать.

 

ЗНАКОМИТЬ С НЮАНСАМИ ПРОФЕССИИ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

А школа №16 может похвастаться инновационными методами преподавания с интегрированием шведской программы «SEED», которая включена в образовательный процесс при активном содействии генерального директора «АИРКО» Анатолия СОТНИКОВА.

- Суть «SEED» заключается в том, чтобы знакомить детей с принципами работы редакций газет, малых и крупных предприятий в различных сферах, - говорит Татьяна Волнистова.

В старейшей школе города, которая не так давно отметила свой столетний юбилей, тоже есть интересное новшество. Совместно с НИИ СХР ученики школы №1 занимаются в испытательной лаборатории института агроэкологии. Там у них есть возможность отслеживать рост и развитие плода, а также знакомиться с влиянием вредных веществ и радиации на фрукты и овощи.

Крупные производства тоже не остаются в стороне и участвуют в образовательном процессе будущего поколения. «Медбиофарм» предоставила на безвозмездной основе лабораторию, где школьники под надзором опытных сотрудников предприятия будут знакомиться со всеми нюансами фарминдустрии. Причем работу ведут не только с детьми, но и с учителями, чтобы регулярно подпитывать их новыми знаниями и эмоциями, а также «встряхивать» после серых и монотонных будней, проведенных за проверкой домашних работ.  

- До этого уже несколько лет действовала программа педагогического общества «Афелина», где детям давали большое количество теоретических знаний, однако мы хотим готовить будущих исследователей, а не одних теоретиков, - делится Татьяна Валерьевна. - Благодаря директору предприятия Рахимджану РОЗИЕВУ это стало возможным.

 

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСКОГО САДА

Помимо школ, активную работу в улучшении образовательного процесса ведут и детские сады города.

В д/с №2 «Палех» с 2002 года ведут совместную работу как с воспитанниками, так и с их родителями. На развивающие занятия дети приходят со своими мамами и папами, что налаживает взаимоотношения внутри семьи.

Детский сад «Альтаир» №41 выявляет таланты у детей на раннем уровне. Как считают воспитатели, нет неодаренных детей, просто есть те, у кого не выявили индивидуальные особенности на раннем уровне. При этом, благодаря партнерству со школой №13, руководство садика ведет постоянный мониторинг своих воспитанников. Учитывая, что данная программа начала действовать еще в 2000 году, уже пять выпусков окончили школу и сдали ЕГЭ, причем успешно!

А за подготовку самых «качественных» воспитателей отвечает дошкольное учреждение «Ласточка», признанное Академией повышения квалификации учителей на федеральном уровне. Уже более года детский сад считается одним из лучших в стране по методической базе.

Не забывает о том, что Обнинск в первую очередь - наукоград, и самое молодое дошкольное учреждение города - «Чебурашка», в котором с января этого года апробируется региональная программа по развитию математического образования.

- В первую очередь там учат детей смотреть на мир и на все происходящее в нем с этой (математической) стороны, - рассказывает Татьяна Волнистова.

Не секрет, что в самом Обнинске и за его пределами огромное количество предприятий технического и производственного толка, а потому данная программа определенно приходится к месту. Ведь если мир и прогресс не стоят на месте, то и образование должно двигаться в ногу со временем.

Павел ИВАНОВ

Поделиться