журнал
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» уже в одиннадцатый раз прошел в деревне Никола-Ленивец. Каждый год это живописное место привлекает в арт-парк несколько тысяч человек: архитекторов, художников, перформеров, музыкантов, урбанистов и просто любителей активного отдыха и чего-то нового. В этот раз посетители фестиваля искали в Никола-Ленивце «Убежище».
НОВЫЙ ЦЕНТР И ОБЪЕКТЫ
В этом году музей под открытым небом с десятками ландшафтных объектов пополнился еще девятью новыми творениями. Темой «Архстояния» стало «Убежище», которого искали гости и участники ради сохранения эмоциональной чистоты и покоя.
Стоит отметить, что в этот раз, благодаря художнику, первооткрывателю и резиденту арт-парка Николаю ПОЛИССКОМУ, Никола-Ленивец обрел новый центр - Белые Ворота. Они продолжили серию Триумфальных арок художника.
- Объект Полисского активизирует новые маршруты от поля Меандр до реки Угра и обозначает новую точку входа, через которую можно попасть к гибкому вязаному из дерева мосту архитектурного бюро «Wowhaus». Конструкция моста «оживает» под ногами зрителя и превращается одновременно и в подвижное укрытие над топями, и в площадку для наблюдения за природой, - рассказали организаторы фестиваля.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПЕРФОМАНСЫ
Путешествовать по арт-объектам гостям фестиваля помог актерский факультет Курс Муравицкого Московской школы нового кино. Вместе с «Music Inside» они совершили поход-перфоманс по инсталляциям «Архстояния».
Участники в костюмах химзащиты начали с рефлективных обрядов в Теневом павильоне Ирины КОРИНОЙ и Ильи ВОЗНЕСЕНСКОГО, признанном самым политизированным объектом фестиваля и представляющим собой пятиметровую шишку из ржавых щитов ОМОНа, расположившуюся посреди леса.
Далее участники похода-перфоманса отправились захватывать «Личную вселенную №5» Дмитрия ЖУКОВА, предложив свой апокалиптичный вариант к укрытию будущего. Истинное убежище, по мнению автора, заключено в сердце человека, а не в его поиске и географическом местоположении.
Художник Ольга КРОЙТЕР показала секретный перфоманс в лесу, где, обнажившись, «укрылась» тугой полиэтиленовой пленкой в ветвях деревьев. Очевидцы утверждают, что смотреть на душный кокон с девушкой внутри было жутковато.
В ГОЛОВЕ БОМЖА
Самым симптоматичным объектом признана «Клетка» Наиля ГАРЕЕВА. Внутри нее расположено зеркало с прорезанной посередине замочной скважиной. Сквозь щель зрители направляли пропущенные через себя потоки информации, отделенные от действительности.
Такие манипуляции, по мнению автора, просто необходимо проделывать в глобальной информационной медиа-войне, которая сегодня активно формирует самосознание. Убежищем от нее, убежден Гареев, становится «возврат субъекта над отражением».
Посетили участники перфоманса и «Обитаемое вещество» - скульптуру, похожую на живой инопланетный организм, внутри которого надлежит прятаться от «привычной земной тверди».
Не оставила равнодушными посетителей и «Голова бомжа» Павла СУСЛОВА, сооруженная из холстов с изображениями местных объектов.
Самой же функциональной работой стал деревянный «Мост» архитектурного бюро «Wowhose». Своими соавторами художники называют бобров, построивших плотину так, что до появления здесь моста пройти к расположенному рядом ландшафтному парку «Версаль» через образовавшееся болото было невозможно.
ЗАКОПАТЬ 6,6 МИЛЛИОНА В ЗЕМЛЮ
Ну а «фишкой» нынешнего сезона «Архстояния» из-за своей дороговизны стал объект «Убежище G-500» от «Archpoint», архитекторы которого закопали в землю по крышу настоящий «Гелендваген», оцененный в 6,6 миллиона рублей.
Внутрь гости могли попасть через люк в крыше. Кроме того, объект предусматривал циркуляцию воздуха и изоляцию выхлопных газов, что давало возможность включить свет и завести закопанный «Мерседес».
А ночью все действо перенеслось на объекты «Ленивый Зиккурат» и «Красная сцена», ставшие центрами музыкальной интервенции на фестивале. Под российский нью-эйдж и психоделику все, кто искал гармонии с природой, устроили шаманские танцы.
Стоит отметить, что несмотря на традиционность проведения, фестиваль переживает не лучшие времена. После того, как прежний собственник отсюда ушел, территория осталась с долгами, а это значит, что участок может попросту уйти с молотка, накрыв медным тазом все инсталляции, что собирались годами.
Не прочь выкупить участок и вдохновитель «Архстояния» Николая Полисский, что было бы самым удачным раскладом для арт-парка, однако сумму в 60 миллионов рублей ему одному не поднять.