Неделя Обнинска
За кулисами «Нового года»
В гостях у ...
08.12.2016

Юные актеры театра «Улыбка» более 15 лет дарят сказку детям!

В конце каждого года в Дом Ученых приходит самая настоящая сказка, которую уже на протяжении многих лет юным горожанам дарят актеры местного театра танца «Улыбка» под руководством известного балетмейстера Александра РАЧКОВСКОГО. Как же рождается новогоднее чудо, решила выяснить «Неделя», заглянув за кулисы лицедеев.

 

«ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ»

Более 15 лет «улыбчивые» танцоры и их главный наставник Александр Рачковский работают над тем, чтобы дети наукограда окунулись в волшебный мир чудес. Как правило, каждое представление - это интерпретация известных детских произведений. Так, за несколько лет юные обнинцы увидели «Снежную королеву», побывали в «Кошкином доме», познакомились с «Мухой Цокотухой», «Морозко», «Золушкой» и другими любимыми персонажами.

В этом году юного зрителя ждут «Необыкновенные приключения Попугая Карудо». Представление создано по мотивам сказки «Айболит» и других советских произведений: на сцене оживет волшебная книга. Каждая ее страница - это новая сцена, новые герои и новые эмоции.

- Актерам порой приходится за один спектакль исполнять сразу несколько ролей. Поэтому они надевают на себя много нарядов одновременно, чтобы успеть вовремя перевоплощаться. И делать это нужно незаметно для зрительского глаза. Ведь детям нужна сказка. О том, что происходит за кулисами, мало кто догадывается, - говорит руководитель театра.

А ведь жизнь за театральным занавесом - это вовсе отдельная тема для разговора. Здесь, как рассказывает Рачковский, существуют свои правила и уклад, нарушать который нельзя.

- Каждый актер должен четко знать порядок своих действий за кулисами во время представления. Если он выбрал определенное место, где у него лежат костюмы, атрибуты, то вмешиваться в это пространство никто не должен. Даже я, как руководитель. Так как я понимаю, что все могу испортить, - рассказывает Александр Валентинович. - Тем более, иногда я сам являюсь исполнителем какой-нибудь роли. Например, на этот раз буду играть Айболита. 

Готовить новогоднее чудо в «Улыбке» начинают еще летом! В разгар жаркого сезона в голове создателя уже рождаются сюжеты.

- Сначала слушаю музыку, благодаря которой сознание рисует определенные картины, танцевальные элементы. Потом, когда у меня готова идея, я в первую очередь делюсь ею со своими юными воспитанниками. И если в их глазах вижу интерес, тогда делаю вывод, что стою на верном пути. Ведь дети - это главный ориентир. Нам важно их увлечь, сделать сказку максимально доступной и понятной, - рассказывает Рачковский.

 

«МЫ ПРОСТО СЛУШАЕМ ЗАЛ»

Как правило, в новогодних представлениях участвуют порядка 80 актеров! Причем, абсолютно разной возрастной категории, начиная с семилетних танцоров и заканчивая студентами.

- Взрослые артисты - это мои бывшие ученики. Многие из них уже имеют собственные семьи, но все равно с большим удовольствием принимают участие в создании чуда, - улыбается Рачковский. - Некоторые из них даже продолжили свой танцевальный путь в нашем театре в качестве преподавателей. Они мне во многом помогают. Когда я что-то не успеваю, например, отработать какую-нибудь сцену, то с полной уверенностью доверяю это ученикам.

На самом деле над созданием новогодней сказки трудится одна большая команда. Ведь, помимо работы актеров. немалую роль играют костюмы и декорации, которые каждый год вызывают восторг зрителей.

- Наряды мы шьем сами, - рассказывает Александр Валентинович.  - У нас есть четыре портных.  Много помогают и родители актеров. Декорации тоже создаем своими силами. Точнее, этим занимается наш художник Ольга ПОМИНОВА. Еще летом мы даем ей задание. Она готовит эскизы, которые обсуждает потом с нами. Затем приступает к созданию декораций. Это очень ответственная и сложная работа.

У каждой сказки, которых в коллекции «Улыбки» уже не один десяток, свои декорации. Иногда спектакли приходится повторять. Но всякий раз - это уже совершенно новое представление: меняется актерский состав, танцевальные элементы, спецэффекты, музыкальное сопровождение. Неизменным, как правило, остается только сюжет.

- А у вас существуют какие-то традиции, которые вы соблюдаете перед выходом на сцену? - поинтересовался журналист.

- Обычно мы просто собираемся за кулисами и слушаем зал. Важно знать, какой сегодня будет зритель: слишком ли юный, в каком настроении, спокойный или активный. Все это нужно почувствовать, чтобы подстроиться под аудиторию, - объясняет Рачковский.

Парадоксально, но маленькие актеры, которые работают над тем, чтобы подарить сказку своим сверстникам, не перестают верить в нее и сами.

- Вы знаете, мы делаем так: пока на сцене работает один состав, другой в это время вместе с остальными зрителями смотрит сказку. Потом они меняются местами, - рассказывает хореограф. - И я хочу сказать, что актерам это очень нравится. Вне сцены они становятся обычными детьми, которые также верят в чудо, несмотря на то, что еще вчера сами были его создателями.

Дарья ГУМЕРОВА

Поделиться