Вы и мы
Обнинцы приобщаются к научной деятельности с юных лет!
Образование
03.08.2017

Статус наукограда обязывает Обнинск иметь развитую научную инфраструктуру и высокий интеллектуальный потенциал. Однако без внимательного отношения к образованию, начиная с начальной школы и заканчивая работой крупных институтов, Обнинск вряд ли сможет удержать свои лидирующие позиции.

Именно поэтому у нас многое делается для того, чтобы горожане могли приобщаться к научной и инновационной деятельности с юных лет. В частности, в этом направлении успешно работает Центр развития творчества детей и юношества, который в городе знают под названием «Эврика».

 

ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Сегодня «Эврика» - это постоянно развивающийся комплекс дополнительного образования детей. В нем расположено 46 кабинетов, мастерских, студий, школа, зал борьбы, приборы, компьютерная, радио- и видеотехника. В рамках его структуры функционируют кружки и клубы, секции и объединения, обучаются более 4500 человек - это 256 групп по 10-15 детей в каждой.

Центр является тем местом, где активно развиваются творческие способности ребят, их интеллект, практические знания и умения, что подтверждается неоднократными успехами детей на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

Всего здесь имеется шесть основных направлений - техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое, краеведческое, художественное, физкультурно-спортивное, и по каждому из них выстроена продуманная педагогическая работа, основанная на том, чтобы дать возможность учащимся расширить свои интеллектуальные возможности, знания и навыки.

В то же время «Эврика» представляет собой важный городской центр методической системы общего образования, где проводятся педагогические семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, круглые столы. Однако, безусловно, первоочередной задачей здесь является все-таки обучение детей, и на этом сосредоточены основные усилия руководителей кружков и учебных групп центра.

 

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - ДАТЬ УГЛУБЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Как отмечает директор обнинского Центра развития творчества детей и юношества Марина ХОМЕНКО, среди различных секций и отделений «Эврики» талантливый ребенок обязательно найдет то, что придется ему по душе. Поэтому сюда приходят мотивированные ребята, которые хотят научиться чему-то новому или пополнить свои знания в той или иной области. Немалую роль в этом играет созданное на базе центра педагогическое содружество «Афалина», где школьники с 9-го по 11-й классы имеют возможность посещать дополнительные занятия по основным учебным дисциплинам, и делают это бесплатно.

Главная задача «Афалины»- дать способным старшеклассникам углубленные знания по таким предметам, как математика, русский язык, физика, информатика, обществознание и право, биология и химия. Занятия ведут преподаватели ИАТЭ НИЯУ МИФИ, заслуженные учителя России, почетные работники общего образования, а расписание составлено таким образом, чтобы учащиеся имели возможность посещать сразу несколько предметов по своему выбору.

Многие ребята целенаправленно приходят сюда, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ, однако преподаватели не ставят перед собой цель любой ценой «натаскать» ученика перед экзаменами. Для них важно дать ребенку знания, которые впоследствии помогут ему как в ВУЗе, так и в будущей профессиональной деятельности.

- В каждом из наших учебных направлений есть ребята, которые на протяжении нескольких лет ведут определенную научную работу. Они берут тему и работают над ней, выступают на конференциях, готовят доклады, тем самым погружаясь в конкретную научную проблематику, - рассказывает Марина ХОМЕНКО.

Неудивительно, если многие из этих школьников, став взрослыми, затем продолжат изучение этих тем в вузах и аспирантуре. При этом они всегда будут помнить, что свои первые шаги в качестве исследователя и начинающего ученого они совершили именно в обнинском Центре.

 

ПЕДАГОГИКА КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ

С ранних лет дети приобщаются в «Эврике» к техническому творчеству, создавая архитектурные модели из конструкторов и обучаясь моделированию.

- Ребята таким образом учатся мыслить нестандартно, закладывая основы в том числе для своей будущей инновационной деятельности, - отмечает Марина Алексеевна. - Многое дает и наша школа дизайна, тем более что она является экспериментальной площадкой Союза дизайнеров России.

Одним из преимуществ центра служит то, что его педагоги хорошо знают требования вузов, а значит, могут дать ученикам именно то, что им пригодится при поступлении в университет. Причем, среди нынешних молодых преподавателей «Эврики» есть немало воспитанников Центра.

- Например, в школе изобразительных искусств и школе дизайна у нас сейчас работают те, кто закончили вузы и вернулись к нам педагогами. Это очень приятно, - подчеркивает Марина Хоменко.

Марина Алексеевна с особой теплотой отзывается о педагогическом составе «Эврики». По ее словам, здесь трудятся только настоящие энтузиасты своего дела, для которых главное - передать накопленные знания подрастающему поколению.

- Эти люди видят себя исключительно в этом, и для них это не работа, а хобби, ставшее важной частью их жизни, - заявила Хоменко.

 

ФИЗИКА СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНОЙ

Еще одна сильная сторона Центра - это вариативность образовательных программ, направленных на формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству, а также к его профессиональному самоопределению. Для этого здесь была наработана большая учебно-методическая база- это и учебные занятия, и игры, и методики по исследовательской работе.

Педагоги «Эврики» используют в том числе нетрадиционные формы организации деятельности детей, вкрапляя в занятия сказочные сюжеты, деловые линии, викторины, презентации.

- Учебная программа нашего Центра не стоит на месте, и в нее постоянно привносится что-то новое, что отвечает современным требованиям к системе дополнительного образования, - рассказывает Марина ХОМЕНКО.

Одним из итогов деятельности детей в «Эврике» являются научно-практические конференции, которые  ежегодно проводятся по каждой из учебных дисциплин, где ребята готовят доклады и занимаются проектной деятельностью. При этом Марина Алексеевна отмечает возросший интерес школьников к точным наукам.

- На первом месте по количеству занимающихся у нас все-таки эстетические предметы - это танцы, изобразительное искусство, но к естественнонаучным дисциплинам привлечено тоже большое внимание. Например, в последние два года мы отмечаем огромный приток школьников, желающих заниматься физикой. Причем идут как мальчишки, так и девчонки, - говорит Хоменко.

Такая же тенденция наблюдается и по многим другим направлениям. Поэтому приходится отбирать наиболее способных и талантливых, однако, как признается Марина Алексеевна, троечники сюда обычно не рвутся сами, поскольку потянуть учебную программу Центра может далеко не каждый даже вполне прилежный ученик. Но именно тем, кому гранит науки оказался по зубам, в будущем предстоит двигать наш город вперед и развивать потенциал Обнинска как наукограда.

 

ОБНИНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПОКОРЯЮТ ОЛИМП

Начальник управления общего образования г. Обнинска Татьяна ВОЛНИСТОВА:

- Сегодня в Центре развития творчества детей и юношества наиболее активно развивается художественно-эстетическое творчество, широко представлено спортивное направление, а также исследовательская деятельность. Например, кружок по химии, который ведет Елена ТЕТЕНЬКИНА, представляет собой очень интересные практические и теоретические занятия для детей. Причем за высокие образовательные результаты мы два года назад выдвигали Елену Викторовну в номинации «Человек года». Ее воспитанники регулярно занимают призовые места на дистанционных олимпиадах при МГУ.

Что касается педагогического содружества «Афалина», то оно направлено на мотивированных к учебе детей. Как правило, им преподаются предметы на углубленном уровне, и город выделяет миллион рублей на оплату труда приходящих педагогов, которым также доплачивает сам Центр из своих заработанных средств за счет сдачи в аренду помещений. С этого года «Афалина» также проводит экспериментальные занятия в атомном классе 16-й школы. Кроме того, в «Эврике» есть группа по авиастроению, правда, пока она немногочисленная, ее предстоит развивать, и Марина Хоменко будет над этим работать.

Также в центре работает такой уникальный педагог, как Евгения СИНИЦЫНА. Она ведет литературную школу, и второй год подряд три ее воспитанницы становятся лауреатами президентской стипендии. В прошлом году в преддверии юбилея города Евгения Ивановна помогла нам провести очень большую работу. Управление образования тогда организовывало конкурс среди учащихся по таким направлениям, как стихотворение, сочинение, рисунки, посвященные городу. Лучшие работы были собраны в сборник «Мой Обнинск», и его созданием как раз занималась Евгения Ивановна.

Через все эти направления идет приобщение детей к научно-исследовательской деятельности.

Олег ФОМЕНКО

Поделиться