Вы и мы
Кто определяет перечень работ по содержанию жилья?
ЖКХ
03.08.2017

Сфера ЖКХ пожалуй самая сложная и самая неизученная. Как часто коммунальщики должны убирать подъезды, кто устанавливает тарифы, кто отвечает за сохранность имущества?

Вопросов больше, чем ответов. С этого номера мы начинаем совместный проект с компанией «Быт-Сервис», где руководитель проекта ЖКХ «Центра дистанционного обучения «АКАТО» будет развенчивать мифы отрасли.

Мы опубликуем статьи на самые актуальные темы, которые позволят людям понять механизмы работы коммунальной сферы, а также научат вас грамотно распоряжаться финансами и добиваться реализации своих самых амбициозных идей.

 

СУТЬ ЛЖЕТЕОРИИ

Рассматриваемая в данной статье теория гласит, якобы перечень работ и услуг по «содержанию жилых помещений» утверждается той организацией, которая указанные услуги предоставляет - то есть либо управляющей организацией (УО), либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), либо жилищно-строительным кооперативом (ЖСК).

Ряд потребителей жилищно-коммунальных услуг вообще не имеют представления, что существует некий перечень работ и полагают, что УО/ТСЖ/ЖСК действуют исходя из сложившейся ситуации - такие граждане уверены, что, например, уборка общего имущества производится по мере его загрязнения (степень загрязнения, при которой пора начинать уборку устанавливается, разумеется, УО/ТСЖ/ЖСК), неисправности, повреждения элементов общего имущества устраняются только при поступлении жалоб.

Сторонники указанной теории уверены, что потребители жилищно-коммунальных услуг никак не могут повлиять на перечень и периодичность выполнения работ, и зачастую возмущаются тем, что УО/ТСЖ/ЖСК делают исключительно то, что им вздумается, не обращая внимания на реальные потребности жителей, вытекающие из состояния общего имущества.

 

КАКОВА СИТУАЦИЯ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Необходимо отметить, что нередко и сами УО/ТСЖ/ЖСК разъясняют, что перечень работ и услуг по содержанию жилья установлен Правительством РФ, и собственники помещений никоим образом не могут влиять на этот перечень и на периодичность выполнения работ и услуг. Кроме того, часто инициаторы общего собрания собственников помещений МКД (или общего собрания членов ТСЖ), на котором утверждается состав и периодичность работ и услуг по содержанию жилья, не обсуждают этот перечень с участниками собрания, вопрос об утверждении этого перечня указывается в повестке дня и не привлекает особого внимания голосующих. Эти обстоятельства способствуют укреплению мнения об отсутствии у собственников помещений полномочий по изменению состава и периодичности работ и услуг по содержанию.

С учетом того, что сторонники столь распространенного заблуждения никоим образом не доказывают свою позицию, целесообразно вести речь не об опровержении лжетеории, а о разъяснении порядка утверждения состава и периодичности работ по содержанию жилых помещений.

Для более полного понимания порядка определения состава услуг и работ по содержанию жилья сначала укажем общие требования к работам и услугам, а затем отдельно рассмотрим два случая: управление домом управляющей организацией (УО) или
управление домом товариществом собственников жилья (ТСЖ).

При этом отметим один важный момент. В соответствии с частью 2 ст.161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) собственники не только вправе, но и обязаны выбрать один из предложенных способов управления многоквартирным домом (МКД): управляющая организация, ТСЖ (или ЖСК, иной потребительский кооператив), непосредственное управление (если в доме не больше 30 квартир). Несмотря на то, что часть 2 статьи 161 ЖК РФ прямо запрещает одновременно выбирать в одном многоквартирном доме два способа управления, частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлена «лазейка», пользуясь которой можно, формально выбрав один способ управления, по факту реализовать одновременно два способа управления домом. Такая ситуация возможна в случае, если в доме выбран способ управления ТСЖ, и при этом ТСЖ заключило договор управления с УО (такой договор может быть заключен между ТСЖ и УО в соответствии с п.1 ч.1 ст.137, ч.2 ст.162 ЖК РФ) - в этом случае, несмотря на выбор способа управления ТСЖ, фактически домом будет управлять УО.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЖИЛЬЯ

Предоставление услуг по содержанию жилых помещений, в отличие от коммунальных услуг, не является регулируемым видом деятельности. То есть ни стоимость таких услуг, ни окончательный перечень таких услуг не утверждается государственными органами. Тем не менее, жилищное законодательство РФ устанавливает общие требования к содержанию жилья, а постоянные попытки вмешательства законодательных и исполнительных органов власти в регулирование нерегулируемого вида деятельности привели к тому, что установленные требования довольно-таки обширны (но, тем не менее, не являются исчерпывающими).

В состав «содержания жилого помещения» входят:

  • услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
  • содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - ранее называемые «коммунальные услуги на общедомовые нужды» («КУ на ОДН»), с первого января 2017 включенные в состав «содержания жилья» Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ.

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами». Указанные в приведенной норме Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены ПП РФ от 15.05.2013 N416.

Часть 1.2 этой же статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 03.04.2012 N290, которым утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» и «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Части 2.1, 2.2 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливают, что при любом из трех предусмотренных способов управления МКД (непосредственное управление, управление ТСЖ, управление УО) лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны соблюдать требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Такие Правила утверждены ПП РФ от 13.08.2006 N491.

Перечисленные нормативные правовые акты (ПП РФ от 15.05.2013 N416, от 03.04.2012 N290, от 13.08.2006 N491) обязательны к исполнению (как и требования других законов, федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов), но они устанавливают лишь минимальный, обязательный к исполнению перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений, не устанавливая «верхнюю границу» такого перечня, не делая его исчерпывающим, не подлежащим дополнению.

Таким образом, Правительством РФ установлен обязательный к исполнению перечень услуг и работ и утверждены обязательные к исполнению Правила, стандарты и требования, также подразумевающие выполнение определенных работ и услуг, однако нормативные правовые акты (НПА) не устанавливают конкретный состав работ и услуг, которые будут выполняться и предоставляться в процессе «содержания жилых помещений». Продолжение следует...

Дмитрий НИФОНТОВ

 

К сведению

«ЗАЧАСТУЮ К ОБЩЕМУ ИМУЩЕСТВУ ЛЮДИ ОТНОСЯТСЯ ТАК, БУДТО ЭТО ИХ НЕ КАСАЕТСЯ!»

Комментирует Вадим КАЦ, генеральный директор УК «Быт-Сервис»:

- На самом деле, собственники, когда приходят на собрание, где обязательно надо утвердить три момента - условия договора, состав общего имущества и размер тарифов, не всегда понимают важность момента. Если последняя составляющая вызывает у людей вопросы, то к теме общего имущества они зачастую относятся так, как будто это их не касается, то есть понимание состава общего имущества, оно размыто, а ведь от этого напрямую зависит размер оплаты. Да и люди должны понимать, что за все, что называется общим имуществом, ответственны они сами, и никто эти объекты содержать кроме них не будет.

Часто от непонимания и проблемы возникают на ровном месте. Вот, например, люди приходят и говорят: « А почему мы должны платить за лифт, если мы им не пользуемся?». А ведь плата берется не за пользование лифтом, а за то, что это общедомовое имущество. Поэтому понимание состава общего имущества - вещь первостепенная.

Поделиться