журнал
Моделируя корабли, школьники моделируют свое будущее.
Дополнительное образование сегодня играет немаловажную роль в воспитании и формировании подрастающего поколения. Главное - выбрать направление деятельности, которое было бы не только интересно ребенку, но и полезно для него. Ведь, порой, раскрытие определенного потенциала или таланта может существенно повлиять на будущую профессиональную деятельность.
В Обнинске «ассортимент» кружков, секций и профильных школ весьма разнообразен. Однако мы решили выбрать отделение судомоделирования, которое сегодня располагается на базе центра развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Эврика», где нас встретил опытный педагог и профессионал своего дела Игорь ФАРНАКЕЕВ.
ДЕЛО ЧЕСТИ И СОВЕСТИ
Игорь Валерьевич начал учить обнинских школьников строить корабли всего четыре года назад. Взять на себя такую ответственность он решил после смерти своего отца, который является основоположником в Обнинске такого направления, как судомоделирование.
- Отец мой начал это дело вместе с командой единомышленников из Физико-энергетического института еще в начале 70-х годов. Он буквально жил этим. Отец не только учил детей моделированию, но и сам создавал копии различных кораблей. Один из таких, например, стоит сегодня в этом кабинете. Это судно было создано более 30 лет назад. Оно не раз выходило на воду, имеет радиоуправление и даже стреляет ракетами. Я планирую его еще выпустить «в море» на каком-нибудь городском мероприятии, - с гордостью и некой ностальгией начал с воспоминаний свой рассказ Игорь Валерьевич.
Педагог признается, что сам с раннего детства благодаря отцу начал увлекаться судомоделированием и даже принимал участие во Всероссийских соревнованиях. А Фарнакеев-старший в то время был судьей этого вида спорта, тоже Всероссийского уровня.
Шли годы, и совсем еще молодой Игорь Фарнакеев тогда еще и думать не думал, что когда-нибудь он продолжит дело своего родителя. Ведь, окончив обнинский Институт атомной энергетики с дипломом физика-ядерщика и пройдя аспирантуру, молодой специалист ударился в педагогику. Только тогда его деятельность совершенно не касалась судомоделирования. Фарнакеев на протяжении долгих лет преподавал физику в обнинской Физико-технической школе. Однако, как уже было сказано выше, покинуть стены ставшего уже родным учреждения его заставили трагические события - уход из жизни самого главного его наставника - папы.
- Я не хотел, чтобы то дело, которым он жил всю свою жизнь, умерло вместе с ним. Сейчас я иду по его стопам, многому учусь сам и набираюсь опыта, - с улыбкой рассказывает Игорь Валерьевич.
«Я НЕ ВГОНЯЮ ДЕТЕЙ В РАМКИ»
Надо сказать, что педагогика, наверное, заложена у Фарнакеева от природы. При этом он действительно является для своих воспитанников не просто наставником, но и другом, помощником.
- Понимаете, я не стараюсь вгонять своих учеников в рамки. Я же понимаю, что у всех у них есть свои дела, проблемы. На занятия ко мне они часто приходят с психологической усталостью, которая появляется, как правило, после школьных занятий. Поэтому я не считаю правильным давить на детей, заставлять, ставить какие-то условия и жесткие требования. Они приходят, мы обсуждаем тему урока, определяем цель. И далее каждый ребенок работает в том ритме, какой удобен ему, и занимается тем, что нравится именно ему. Моя задача - не только контролировать, но и вовремя «перехватить» работу у ребенка - уловить его усталость и помочь, возможно, что-то даже сделать за него, - объясняет педагог.
На самом деле, судомоделизм - это весьма непростое занятие, которое не только развивает инженерно-технические навыки ребенка, но и воспитывает трудолюбие, терпение и усидчивость. Без этих качеств, как рассказывает эксперт, никогда не добиться поставленной задачи.
ДЕВОЧКИ ТОЖЕ ПИЛЯТ И СТРУГАЮТ
Впрочем, слова наставника подтвердили и сами воспитанники обнинской секции судомоделирования. На сегодняшний день этому делу у Фарнакеева обучается не один десяток детей. Все они спешат сюда после школьных занятий, чтобы погрузиться в любимое дело. Примечательно, что созданием моделей занимаются не только мальчики, но и представительницы слабого пола.
Алину ШЕРОВУ, например, в судомодельную секцию привел случай.
- Как-то мы с бабушкой прогуливались по Белкинскому парку и заметили летающий самолет - не настоящий, конечно, а модель. Меня это настолько впечатлило, мне захотелось узнать, как создаются такие вещи. И спустя какое-то время я узнала о том, что в нашем городе есть специальный кружок, - вспоминает девочка.
В школу судомоделирования Алина пришла всего полгода назад. И пока, как оказалось, ей не пришлось ни разу пожалеть о выборе своего увлечения.
Сегодня девочка трудится над созданием модели китайского корабля - такого, которым много веков назад пользовались императоры. А в мечтах у этой представительницы слабого пола совсем не слабые модели собственного производства. Например, мечтает Алина о создании какого-нибудь оружия. Правда, педагог такие порывы нисколько не одобряет.
- Я категорически запрещаю детям создавать какие-либо модели оружия. Максимум, что может быть, - это технический ножик для работы, - комментирует Фарнакеев.
А вот юный коллега Алины по судомоделированию Данил ВИХРОВ попал в секцию по инициативе мамы. Однако уже после первого занятия мальчик буквально влюбился в судомодельное дело, погрузившись в него с головой. Правда, сам он признался, что на выборе будущей профессии его сегодняшнее увлечение вряд ли скажется, это для него, скорее, просто отдушина.
Сегодня Даня трудится над созданием малого артиллерийского катера. Как признается юный мастер, труд этот непростой и довольно кропотливый, а потому нередко ему приходится обращаться за помощью к своему наставнику.
СОРЕВНОВАНИЯ ОСТАЛИСЬ В ПРОШЛОМ
Надо сказать, что без помощи преподавателя юным конструкторам точно не справиться. Ребята сначала изучают чертежи, создают заготовки, работая с самыми различными инструментами, потом собирают саму модель. Порой для этого требуются немалые физические усилия. Впереди у них еще все самое интересное - программирование, разработка собственного радиоуправления и многое другое.
Но надо сказать, что сегодня как спорт судомоделирование практически не заметно. Если раньше в Обнинске практически регулярно проводились различные соревнования, когда ребята запускали в небо свои самолеты, а «в море» - корабли, то сейчас таких мероприятий в городе практически нет.
- Все дело в том, что раньше у детей был интерес гораздо выше, потому как, например, самолет на пульте управления невозможно было купить. Его нужно было создать самому. А теперь все продается в готовом виде, - говорит о тенденциях Фарнакеев.
В Обнинске пока что традиционно проводятся соревнования по судомоделированию в канун Дня защитника Отечества. Но это мероприятие, как правило, интересует довольно узкий круг людей. Ребята собираются, чтобы продемонстрировать свои творения и немного позабавиться.
«ПОДДЕРЖКУ ГАРАНТИРУЕМ»
Помимо низкой популяризации судомоделирования как вида спорта, у него существует немало проблем как профиля дополнительного образования. По большому счету, финансовой поддержки у этой секции в Обнинске особой нет. Хотя, как заверила начальник Управления общего образования Татьяна ВОЛНИСТОВА, администрация готова оказать материальную помощь.
- Мы контактируем с Игорем Валерьевичем. Ему было предложено подготовить смету расходов. Далее все обязанности по финансовой части Управление возьмет на себя. Мы не можем не поддерживать эту деятельность как вид дополнительного образования. Ребята не просто занимаются конструированием. Мало создать судно, его же нужно еще «научить» ходить. А это большая умственная и физическая работа. Судомоделизм - один из видов детского технического творчества. Занимаясь им, учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные в школе на уроках физики, математики, истории, черчения, и применяют их на практике, кроме того, получают знания, умения и навыки, которые не может дать школа. Хорошо организованный образовательный процесс в учебной группе судомоделизма воспитывает у ребят любовь к труду, целеустремлённость, самостоятельность, коммуникативность, оказывает позитивное влияние на формирование личности каждого ребёнка.
И обучением ребят в этом направлении сегодня занимается Игорь Валерьевич. Понимаете, ведь Фарнакеев действительно воспитывает инженеров, физиков, которые очень нужны нашему городу с его наукоемкими предприятиями, - комментирует главный педагог Обнинска.
Кстати, особое внимание к своей преподавательской персоне Игорь Валерьевич привлек после того, как стал победителем муниципального конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание». Членам комиссии, в состав которой как раз и вошли сотрудники Управления образования, понравился не только сам преподавательский процесс, но и взаимоотношения, а точнее, то, каким образом их выстраивает Фарнакеев со своими учениками. Впрочем, главным показателем важности этого вида дополнительного образования являются сами дети, их горящие глаза и стремление.
Уже весной этого года Игорь Фарнакеев отправится отстаивать честь наукограда на региональном этапе соревнований «Я в педагогике нашел свое призвание».