Вы и мы
Владимир и Валентина Пискуновы - 61 год на двоих
Ко Дню Победы
12.04.2018

Меньше месяца осталось до значимой для каждого гражданина нашей страны даты - Дня победы. С каждым годом тех, кто «штурмом брал Берлин», становится все меньше и меньше. От того их истории приобретают еще большую ценность.

Пискуновы войну встретили в разных концах СССР, он -  четырнадцатилетним мальчишкой в Пятигорске, а она - девятилетняя девочка - в Ивановской области.

 

ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ - ПУГОВИЦЫ ИЗ ГРАМПЛАСТИНОК

Валентина Васильевна вспоминает, что детство у нее, как и всех мальчишек и девчонок того времени, закончилось в один день - 22 июня 1941 года. Дети работали наравне с взрослыми, чтобы помочь пережить это сложное время.

О том, что гитлеровцы вероломно напали на Советский Союз, Владимир Никифорович, в отличие от всей страны, узнал лишь вечером.

- Накануне мы поехали с дядей на Тамбукан, он - посмотреть, как идет заготовка сена для лошадей, мы - искупаться. Помню, ночь была звездная, под открытым небом спали, а когда вернулись на следующий день в станицу, люди нам сказали, что началась война, - вспоминает ветеран.

Пискуновы говорят, что в миф о том, что Гитлера разобьют за несколько месяцев, никто тогда не верил, потому что силы фашистской армии в разы превышали возможности Советского Союза.

Однако военные действия были далеко, и в сентябре Володя Пискунов пошел в восьмой класс. Но доучиться ему не удалось, война все-таки вмешалась.  В сентябре 1941-го на фронт отправился отец Владимира Никифоровича.  Порядка двух лет он доблестно воевал, но под  Новороссийском в одном из походов за языком подорвался на мине. 

Четырнадцатилетний Владимир остался в семье за старшего. Чтобы семья с четырьмя детьми могла выжить, мальчик отправился на работу.

- Мы изготавливали пуговицы на гимнастерки из патефонных пластинок. Делали их в печи, которую  топили шелухой от семечек с маслозавода. Помню, руки всегда были в волдырях и ожогах, потому что действовать надо было очень быстро. Пластмассу подрезали ножом, перемешивали, иначе пуговка получится серая, и ее забракуют.

 

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

А в 1942-м в Пятигорск вошли немцы. Их приход сопровождался невыносимым гулом  и свистом пуль, которые летели аккурат над домом Владимира Никифоровича. Людей ужасала непрекращающаяся канонада, однако инвалиды войны успокаивали местное население, объясняя, что чем громче звук, тем дальше летит пуля, и ее не стоит бояться.

Спустя два года на фронт отправился и  семнадцатилетний Владимир Пискунов.  Два месяца заняла дорога с Кавказа в учебно-стрелковую дивизию Марийской ССР, расположенную в бывшем лагере для заключенных.

- Мы попали туда в конце ноября, 28 градусов мороза, а идти 25 километров пешком в лес. А приехали же с Кавказа - у кого ноговицы были, у меня ботинки, но не теплые, шли 7 часов. Потом у многих то руки, то ноги ампутировали, у меня пальцы обморожены - до сих пор черные ногти, - рассказывает Пискунов.

В противотанковой артиллерии Владимир Никифорович и встретил День Победы.  Правда, война на этом не закончилась, мальчишек посадили в поезд и повезли в неизвестном направлении, как они узнали  позже - на Дальний Восток.

- Температура там 40-45 градусов, и при такой жаре фляжка воды - 700 грамм - была на сутки, а шли мы по  монгольской степи. Там очень много дикого чеснока, и вот идет ряд, и люди толкут этот  чеснок, запах кошмарный.

От жары солдаты падали без чувств, поэтому было принято решение передвигаться ночью, но и тогда силы заканчивались, бойцам хотелось спать, и они в полузабытьи уходили в ночную степь, где легко потеряться.

В такую переделку попал и Владимир Никифорович. Остался в живых он благодаря русскому немцу, командовавшему полком, - Ивану ГАРВАРДУ. Фары машины выхватили в ночи потерявшегося юношу, и его, спящего, подобрали свои.

 

«ВОЙНА ВРОДЕ БЫ ЗАКОНЧИЛАСЬ, НО НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ»

Следующей точкой назначения для Владимира Пискунова стал Порт-Артур, где он не только командовал взводом вооружения, но и успел поработать управляющим бывшей японской фермы.

- Война вроде бы закончилась, но не закончилась. Американцы постоянно бомбили японские предприятия даже на территории Китая. Совершенно безнаказанно прилетали точно по времени и лупили все подряд, - вспоминает ветеран.

В 1951-м году Владимир Пикунов все-таки вернулся домой. Однако работы для участника войны в городе не нашлось. Чтобы устроиться на мясокомбинат, с которого Владимир Никифорович уходил на фронт, пришлось обращаться к партийному руководству. 

Позже Владимир Пискунов  с отличием окончил школу рабочей молодежи и поступил в Горьковский техникум по автоматике и телемеханики. Днем  молодой человек учился, а ночью видел сны с бывшей работы - мясокомбината. Юноше пришлось голодать, ведь общежития при техникуме не было, поэтому все деньги студента уходили на оплату жилья.

После учебы отличника  Пискунова хотели отправить на работу в Сибирь, но он сказал решительное «нет», слишком далеко это было от матери и родственников. Участнику войны пошли навстречу и распределили поближе к семье - в Ульяновскую область. А для начала отправили на стажировку - в Физико-энергетический институт. В 1956 году Владимир Никифорович даже не догадывался, что приехал сюда он навсегда, и Обнинск станет для него вторым домом. 

На проходной его встретила девушка с недовольным лицом. В тот день его будущей жене Валентине Васильевне поручили встретить приехавшего. Девушка тогда возмутилась, мол, я же смогла найти нужный корпус, и он - сможет, но все-таки пошла встречать незнакомца. С тех пор рука об руку Валентина и Владимир Пискуновы идут по жизни вместе.

Евгения НИКИТИНА

Поделиться