Вы и мы
Каждому второму дошкольнику нужна помощь логопеда
Образование
04.04.2019

Молодые родители наукограда в большинстве своем отличаются ответственным отношением к получению ребенком знаний. В маленького человека с ранних лет пытаются впихнуть громадный объем информации, забывая отслеживать наличие самых элементарных навыков. В результате получается, что умные, развитые дети просто не умеют нормально разговаривать. Что делать, чтобы не опоздать с помощью своему ребенку?

 

«ПРОЙДЕТ САМО» - НЕОЧЕВИДНО!

Посещение логопеда, как известно, процесс совершенно безболезненный, но многие родители зачастую совершенно неумышленно делают все, чтобы ребенок к специалисту не попал.

Отговорка «само пройдет»  создает проблемы и детям, и взрослым, потому как в нынешние времена «само» часто не только не «проходит», но еще и усугубляется. В результате в 6-7 классе ребенок путает в диктанте буквы «р» и «л».

Учителя в шоке, раньше они такого даже не видели, а ученик не понимает, как вообще люди различают эти две буквы, если они произносятся одинаково. И как бы родители не требовали от учителя русского языка научить отпрыска грамотности, сделать это можно только после посещения врача-логопеда.

- А я бы не была так категорична, - возражает мама троих детей Наталья. - Я пошла на прием к логопеду, чтобы ребенок научился «р» выговаривать, а врач мне заявляет: нужно уздечку подрезать, иначе не научится. Пока дошли до остановки, я сама научила его «р» выговаривать. То ли сын перепугался, что ему будут что-то резать, то ли порычать «как мотор в машинке» ему понравилось. Но у нас все получилось и без подрезания уздечки. 

Хорошо, когда мама может помочь, но бывают и другие случаи, когда без врачей не обойтись. 

Когда «само пройдет», а когда нужно срочно бежать к специалистам, нам рассказала врач-логопед с 38-летним стажем Александра ЯЩУК, педагог детского центра «Карусель».

 

К ЧЕМУ ПРИВЕЛА ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСАДОВ

- Количество детей с речевыми недостатками увеличивается. Об этом говорят и учителя, и логопеды, - считает Александра Анатольевна. - Раньше в обнинских детсадах были логопедические группы, там с пятилетними детьми специально занимались, развивали лексико-грамматическую структуру речи.  В результате ребенок шел в сад подготовленный. Сейчас такие группы ликвидировали, вероятно, по экономическим мотивам. Осталась только в 29 компенсирующем саду. Конечно, для родителей это проблема.

В принципе, уже все наслышаны о том, что детсад к школе практически не готовит, но то, что и говорить детей не учат, - это, конечно, новость, поэтому не можем не уточнить:

- Власти постоянно говорят про оптимизацию работы детсадов и школ. Я в свое время спрашивала калужского министра образования: «Что такое оптимизация в детском саду или яслях?» Тогда мне внятно ничего не ответили, но теперь я понимаю, что это исключительно экономия. Чем меньше денег потратили - тем лучше работает детское учреждение. Не в этом ли причина того, что количество плохо говорящих детей регулярно увеличивается?

- Глобальных причин речевых проблем очень много, - вздыхает логопед. - Но, конечно, несвоевременно оказанная логопедическая помощь становится серьезной проблемой.

 

«ВО РТУ У САШИ КАША» ИЛИ В ГОЛОВЕ?

- Могут ли родители сами научить ребенка правильно говорить? - интересуемся мы у логопеда.

- Могут, но часто родители сами не слышат искажения звуков. Искаженные «ж» и «ш», щечный, «хлюпающий» звук - повод обратиться к логопеду.

- Может, «само пройдет»?

- Возможно, но если нет, то с возрастом дефекты речи тяжелее поддаются лечению.

- В каком возрасте ребенка следует отдать в руки специалиста?

- Обычные программы предполагают занятия с 5-7 лет. Мы занимаемся и с 4 лет. Бывает, что ребенок просто плохо слышит. Родителей должна насторожить замена звуков «г» на «д» или «к» на «т».

С раннего возраста лучше всего поддаются коррекции те проблемы, которые «живут» исключительно «во рту». Язык, губы, голосовые связки, легкие можно развивать в самом раннем возрасте. Проблемы со слухом выявлять нужно чем раньше, тем лучше.

Но речь - это проявление высшей нервной деятельности, инициатор речи - человеческий мозг, а не язык. Именно мозг командует органами, порождающими членораздельные звуки, складывающиеся в слова и предложения. И даже если ребёнок выговаривает все буквы, но говорит неохотно и слова не складываются в предложения, то тоже самое время бежать к специалисту.

 

К ЛОГОПЕДУ ЗА ЛОГИКОЙ

- В чем проявляется общее недоразвитие речи, не связанное с произношением? - интересуемся у Александры Анатольевны.

- Ребенок не может связать слова в предложении, не может объяснить, что он видит на картинке, не говоря уж о серии картинок.

- Если раньше рассказ по картинкам был для учеников самым простым заданием, то теперь многие дети вообще не понимают сути происходящего, - жалуется учитель с тридцатилетним стажем. - Помните, в учебнике русского языка было задание: составить рассказ по трем картинкам. На одной мальчик словил рыбку, на другой - лег загорать и положил рыбу на грудь. На третьей - тот же парень, только на груди у него белое пятно в виде рыбы. И полкласса вообще не может понять, что произошло и что нарисовано на картинке. «Мальчик решил пожарить рыбу», «Рыба пожарилась и стала белой», «У мальчика солнечный удар»! Спрашиваю: «А рыба при чем?» Ответ: «Не знаю!». И это не самые трагические ответы! Самые трагические: «На картине мальчик с рыбой, мальчик с солнцем и опять с рыбой»! В общем, причинно-следственные связи то ли отсутствуют, то ли нарушены - я не дефектолог, не знаю!

И часто бывает, что учитель, который посоветовал родителю показать ребенка логопеду, вызывает настоящий шквал недовольства.

- Ребенок в шестом классе путает слоги, если в слове их больше трех? - жалуется учитель.

- Бывает! - отвечает мама.

- Весь класс из слов «два» и «верблюд» не могут составить одно слово «двугорбый», - удивляется молодая учительница.

Казалось бы: а логопед здесь при чем? Он работает чаще всего с маленькими детьми. Но дело в том, что разговорные навыки формируются в самом раннем детстве. Ребёнок не думает: «А какого рода мышь?», чтобы прилагательное рядом со словом получило правильное окончание.

Поэтому, чем больше с маленьким ребенком разговаривают родители, тем больше шансов, что языковая картина мира у него сложится без помощи логопедов. Но если есть проблемы - помогите маленькому человеку научиться разговаривать. Возможно, встреча со специалистом по речи станет самой главной в его жизни. Потому как можно прожить жизнь, не зная, из чего состоит молекула воды, но очень сложно существовать на окраине языковой среды.

 

КОМУ БУДЕТ ВЕСЕЛО ОТ ДУРАЦКИХ ШУТОК?

В былые времена на Руси даже самая неграмотная старушка знала, что пугать детей не стоит. Конечно, всегда находились мужчины, которые радостно «воспитывали» мужика в сыне или дочери путем бросания в воду, мол, сам научится плавать. Или выскакивания из-за угла с дикими воплями или науськивания собаки. В общем, взрослые по отношению к детям в своем безумии всегда были весьма изобретательны.

Сейчас маразматический родитель не просто будит диким воплем ребенка, но еще и снимает это на камеру. Стоит ли удивляться, что после этого дети начинают заикаться, у них появляются признаки задержки развития или психологические проблемы.

Родителям просто не рассказали о последствиях подобных шуток, не нашлось мудрой, хоть и полуграмотной бабушки, которая сказала бы, что и без того ребенка в большом мире поджидает масса проблем, которые могут нарушить речь. Вот и увеличивается с каждым годом число плохо говорящих детей.

 

ПОДАРИТЕ РЕБЕНКУ МИР РОДНОГО ЯЗЫКА

- Причиной дефектов речи может стать вирусное заболевание, психологическая травма, - рассказывает Александра Анатольевна. - Даже обилие информации может привести к тому, что ребенок может начать заикаться или путать слоги. 

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), неоправданное применение медикаментов, серьезные стрессы и даже недополученное эмоциональное общение в первый год жизни.

Мама не разговаривала с малышом, когда пеленала или купала, смотрела фильм во время кормления? - как сформируются языковые навыки?

Но как бы не формировалась речь, каждому ребенку, даже хорошо говорящему,  перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы отлично «прячутся» и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму.

Помогите ребенку радостно и просто войти в мир родного языка, отведите его вовремя к хорошему специалисту.

Рената БЕЛИЧ

 

На правах рекламы

Поделиться