Вы и мы
А давайте посчитаем?
Инновации
18.06.2020

Зачем нужно вести учет пассажиров общественного транспорта, и как придумали это делать инноваторы из Обнинска.

Сегодня для тех, у кого есть идеи, имеющие коммерческий потенциал, имеетсясущественная финансовая поддержка. Такую помощь уже на протяжении многих лет оказывает Фонд содействия инновациям, разрабатывающий ряд специальных программ. Победители получают гранты в определенном размере, потратить которые они должны непосредственно на  реализацию своих идей.

Одна из таких программ - «Старт»- направлена на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и вывести на рынок новый продукт или услугу.

Недавно были подведены итоги очередного конкурса, победителями которого стали обнинские разработчики. Сегодня мы расскажем вам о таком необычном проекте, как «Система автоматизированного подсчета пассажиропотока в общественном транспорте «Нейронет логистик». О принципе данной системы и о проекте в целом нам рассказал его руководитель Вадим МОИСЕЕВ.

- Вадим, если прочитать название вашего проекта, то суть отчасти понятна. Но хотелось бы, чтобы вы рассказали подробно. Что это за система подсчета пассажиропотока, и зачем она нужна?

- Суть проекта заключается в создании программы, которая по видео посчитает, сколько пассажиров входит в салон и сколько выходит. Сейчас это трудоемкая операция делается оператором при просмотре видео. Планируется, что программа заменит ручной труд. В основе ее работы лежит нейросеть, вернее, ее разновидность - сверхточная нейросеть, которая может распознать человека на видео и посчитать его.

Идея создания данного проекта принадлежит обнинским разработчикам нейросетевых решений и промышленному производителю видеорегистраторов, которые устанавливаются на автотранспортные средства для тех или иных целей.

- Для чего нужно производить подсчёт пассажиров?

- В автотранспортных предприятиях, в независимости от формы собственности, задача подсчета пассажиров является актуальной для решения следующих задач: контроль выручки, получаемой за транспортные перевозки, встречная проверка кондукторов и водителей, осуществляющих сбор выручки; сбор статистики по пассажиропотоку для планирования маршрутов и количества транспортных средств на маршруте.

- В чем заключается новизна проекта, какую пользу его реализация несет обществу?

На данный момент в открытом доступе существует лишь два типа сверхточных нейронных сетей, способных распознавать образы людей:

  • сверхточные нейронные сети - распознают лицо человека, то есть для их корректной работы на изображении должны быть отчетливо видны глаза, рот и нос человека,
  • сверхточные нейронные сети - распознают силуэт человека, то есть на изображении должны быть отчетливо видны руки, ноги и туловище человека. В ситуации, когда мы имеем видео с регистратора, установленного над головой пассажира в дверном проеме транспорта, ни одно из этих условий не выполняется. Иное размещение регистратора тоже невозможно, так как иначе его угол обзора может быть перекрыт стоящими пассажирами, либо перемещение пассажира по салону может быть воспринято как выход. Таким образом, возникает необходимость разработки новой математической модели сверхточной нейронной сети, которая будет позволять осуществлять детекцию образа человека на изображении в вертикальном ракурсе.

Научная новизна предлагаемого решения - создание сверхточной нейронной сети так называемого «третьего типа», представляющей из себя конфигурацию сверхточной нейронной сети и ее коэффициентов, итерактивно полученных в процессе обработки базы данных размеченных видеоизображений.

- Вадим, вот в данный момент у вас есть проект. А что мы получим на выходе, каков итог его реализации, если говорить наглядно?

- Предполагается, что результатом данной разработки станет создание программного обеспечения, которое будет реализовываться на коммерческих и муниципальных автотранспортных предприятиях для подсчёта пассажиров (с погрешностью не более 3%), что, в свою очередь, заменит ручной труд и сэкономит денежные средства.

- На какой стадии проект находится сейчас? Каковы перспективы и сроки его реализации?

- В настоящее время разработан прототип приложения, но с высокой погрешностью распознавания, которая исключает возможность его коммерческого использования.

Погрешность прототипа составляет 30%, которую мы планируем снизить до конца текущего года посредством разработки математической модели на основе сверхточной нейронной сети, распознающей образ человека с нестандартного вертикального ракурса.

После решения этой глобальной для нас задачи мы предоставим созданную программу в опытную эксплуатацию автотранспортным предприятиям, которые в свою очередь неоднократно заявляли о важности создания такого программного продукта. 

Стоит отметить, что разрабатываемое в рамках проекта программное обеспечение, позволяющее сократить трудозатраты операторов на расшифровку видео с регистраторов, направлено на формирование комфортной городской среды.

Актуальные данные по пассажиропотоку, формируемые в режиме реального времени, в формате микро-сервиса могут входить в такие городские платформы как Ситуационные центры или Умный город.

- Как попали в программу «Старт»? Что дает вам участие (победа) в данной программе?

- Мы узнали о существовании данной программы в рамках взаимодействия с Агентством инновационного развития Калужской области (АИРКО), которое, в свою очередь, является представительством Фонда содействия инновациям в Калужской области и всячески помогает разработчикам на разных этапах создания инновационных продуктов. Победа в данной программе расширяет наши финансовые возможности в части найма высококвалифицированных специалистов, способных обучить нейронную сеть и выйти на важный показатель погрешности обработки - не более 3%.

Беседовала

Дарья ГУМЕРОВА

Директор Департамента поддержки инновационных предприятий и проектов в АИРКО Алина ЦЕПЕНКО:

- Вообще, значимость программы «Старт» для нашего города и региона трудно переоценить. За весь период работы Агентства по программе «Старт» было поддержано 99 проектов! Это означает, что технологические предприниматели получили финансовые ресурсы на самом раннем этапе жизненного цикла проекта, когда коммерческого продукта, по сути, еще нет, или он далек от совершенства. И когда привлечь средства для развития практически невозможно. Благодаря программе «Старт», в Обнинске уже вырос целый ряд успешных инновационных компаний. Есть примеры, когда старт-ап-компания прошла полный, трехлетний цикл программы и сейчас активно развивается при грантовой поддержке по программе «Коммерциализация». Мы желаем всем старт-апам успехов в реализации проектов! А тем, кто только планирует начать инновационный бизнес, напоминаем, что прием заявок на все три этапа программы «Старт» открыт до 20 июля 2020 года, заявки можно подать в режиме «онлайн» на сайте http://online.fasie.ru, а получить консультации по всем вопросам в Агентстве инновационного развития.

 

Поделиться