Вы и мы
Эх, прокачу! Предприниматели платят миллионы, чтобы возить горожан
Транспорт
25.06.2020

Сенсацией можно назвать результаты торгов за право перевозить жителей Обнинска на маршруте №15. Услуга, за которую муниципалитет был готов платить частным извозчикам миллион  рублей, обойдется городу бесплатно. Даже нет, не так - за право оказывать эту услугу предприниматели заплатят, причем огромные деньги - 6,7 млн. рублей!

С самого начала аукциона извозчики устроили настоящую битву, сбивая цену, пока она не упала с миллиона до нуля. Но на этом они не остановились, начав предлагать деньги уже городу за право работать. Тут либо маршрут «хлебный», и предполагаемая эксплуатация должна окупить и его, и ГСМ, и амортизацию автобусов, и труд водителей... или же исход аукциона стал делом принципа для его участников.

Победителем стало ООО «Авторегион +», которое ранее также стало победителем на маршруте № 13. Генеральным директором общества является Алексей Арутюнян, сын известной в городе предпринимательницы Ирины Арутюнян. И хотя г-жа Арутюнян - фигура далеко не последняя на рынке пассажирских перевозок, были серьезные сомнения по поводу того, что семья потянет- таки взносы в муниципальную казну. Если честно, имелись опасения, что предприниматели просто «сольют» конкурс - не внесут сумму, и его результаты придется аннулировать и объявлять заново, где такого «ценопада» уже не будет. Не секрет, что есть фирмы, которые сознательно демпингуют начальные цены на муниципальных и государственных торгах - в пользу третьих лиц.  Однако, как стало известно нашему изданию, ООО «Авторегион +» уже перечислило всю сумму в муниципалитет.

Но это не будут последние траты предпринимателей. Новые требования к организации пассажирских перевозок требуют вложиться еще и в дополнительное оснащение маршрутки - валидаторы, камеры (по три на автобус - на водителя, в салоне и на дверь), ГЛОНАСС и т.д. По подсчетам самих извозчиков, дополнительные расходы могут потянуть на сумму до 60 тыс. рублей с маршрутки.

С учетом того, что муниципальные деньги извозчикам не перепадают, а наоборот- теперь уже сами бизнесмены платят городу за право работать, делать это им придется исключительно за свой счет. Вернее, за те самые 22 рубля с человека, которые остаются единственным источником дохода и у водителей, и у владельцев маршрута. Тарифы в Обнинске действуют единые по области и пересматриваться  в отличие от маршрутов и требований не будут.

Немного сэкономить позволит, разве что, сокращение числа автобусов на маршрутах. Этакая «оптимизация», предусмотренная администрацией.

В прежние времена по Обнинску «бегало»  до 450 маршрутных «рыдванов» - преимущественно, «Газелей» ядовито- желтого цвета. После проведения аукционов с внедрением новой схемы количество маршруток сократится, по подсчетам перевозчиков, до 150 единиц.

Но давайте немного отвлечемся от проблем и перспектив предпринимателей. Для горожан, понятно, вся эта финансовая математика имеет вторичное значение. На первом месте - вопрос удобства и комфорта. Насколько сокращение маршруток на линии увеличит время, проведенное в ожидании на остановке?

Летом этот вопрос не так актуален, но вот в зимний период его будет задавать себе каждый второй. Люди привыкли, что до недавнего времени ожидания почти не было. Общественный транспорт ходил буквально каждую минуту. А теперь?

Официально власти уверяют: интервал должен составлять не более 5 минут. Для этого, к слову, маршрутки и оборудуются теми же датчиками ГЛОНАСС - чтобы контролировать движение на маршруте.

Анна ЕРЕМИНА, начальник Управления потребительского рынка, транспорта и связи администрации Обнинска:

- Количество транспортных средств на маршрутах сейчас действительно меньше, чем было до проведения аукционов. Но интервал движения конкретно на маршрутах №№ 9, 13, 14, 15 установлен в часы «пик» не более 5 минут.

Увы, пока на том же 13-м маршруте в течение 4-х дней интервал был  не 5 минут, а все 24 часа. Потому что ни один автобус победителя конкурса на маршрут не вышел. Да и сегодня, на момент выхода данного номера, требования аукционной документации по оборудованию транспортных средств на 13 маршруте до сих пор не исполнены. В частности, отсутствуют камеры наблюдения, которые должны были быть установлены до выхода автобусов на линию.

Формально после проведения аукциона у нового владельца маршрута есть 9 дней, чтобы подготовить транспортные средства и выставить на линию. Если этого не случится, администрация вправе ставить вопрос о расторжении контракта в связи с невыполнением его одной из сторон. Хотя после перечисления в бюджет города в общей сложности 9 млн. рублей  - уже «сильно вряд ли».

По неофициальным данным (нам рассказали об этом сами извозчики), у семьи Арутюнян возникли серьезные разногласия с рядовыми водителями, которые не хотят выходить на линию на условиях работодателя.

Вот что нам рассказали водители на условиях анонимности.

- Каждый день мы должны отдать «хозяину» 600 - 1200 рублей, в зависимости от маршрута. Заправляемся мы за свой счет, ремонтируем машину тоже. Автомобиль стоил миллион! И эту покупку тоже отбить надо. Все мы эксплуатируем собственные машины.

- А что же делает «хозяин»? Только покупает маршрут?

- Нет, еще деньги собирает и «проблемы» решает.

- А как с техосмотром и медосмотром?

- Раз в год медосмотр проходим, тоже за свои деньги. А теперь еще нужно будет установить валидаторы, камеры, да и машины должны быть не старше 2013 года.

При этом срок обслуживания маршрута установлен даже не на год, а только на 10 месяцев, что вызывает еще больше вопросов о его рентабельности. Не сбрасываем со счетов и последствия пандемии - самоизоляция, неполная рабочая неделя на некоторых предприятиях, сокращения: все это пассажиров не прибавляет.

По идее, в рамках поддержки малого бизнеса можно было бы пойти не на сокращение, а наоборот, на увеличение длительности контракта, например, до 18 месяцев. Полтора года - достаточный срок, чтобы правильно рассчитать риски, отбить вложения, да хотя бы вернуть кредит, необходимый для переоборудования маршруток. Однако, учитывая ажиотаж, развернувшийся вокруг 13-го и 15-го маршрутов, ждать, что власти города на это пойдут, уже не придется.

Зачем, если видно, что предприниматели готовы выкладывать миллионы за право поработать?

Дополнительное возмущение у рядовых водителей вызывает обязанность ставить валидаторы - устройства для считывания карт. Это означает, что расчет будет преимущественно безналичный, и деньги напрямую к водителям поступать перестанут.

Мы не удержались и задали вопрос организаторам маршрута и аукциона - а потянут ли предприниматели такие условия?

Анна ЕРЕМИНА, начальник Управления потребительского рынка, транспорта и связи администрации Обнинска:

- Никакого принуждения к заключению контракта с нашей стороны нет. Каждый участник конкурентной процедуры определяет самостоятельно свои возможности. Поскольку на сегодняшний день аукционы проводятся в отношении маршрутов, которые привычны для всех, пассажироперевозчики могут оценить экономическую целесообразность своего участия и выполнения работ.

- Но сокращения маршруток все равно идут. Как быть людям, которые останутся без работы?

- Многие организации осуществляют пассажирские перевозки не только на муниципальных маршрутах, но и на межмуниципальных . Возможно, произведут ротацию. Увы, в любом бизнесе риски неизбежны.

Сами частные извозчики уверены: сокращенные водители (почти все - со своими автобусами) никуда не денутся, по крайней мере, первые месяцы. А значит, на маршрутах появятся «пираты». Что это означает? Частные водители в нелегальном порядке будут выходить «на круг», делать рейсы и исчезать, пока не засекли и не отловили. Разбираться с «пиратами» должны в первую очередь представители администрации Обнинска. Но как показала практика, более 2-х лет на маршрутах незаконно осуществлял деятельность один из перевозчиков, и никаких действий в отношении него власти не то предпринять не могли, не то предпочитали смотреть сквозь пальцы.

Еще одна проблема, которую надо решать.

С одной стороны - не будем спорить, вопрос с реорганизацией пассажирских перевозок давно назрел. Период «дикого рынка» когда-то должен был закончиться.

При обилии частных маршруток и плотном интервале движения о качестве и безопасности услуг говорить не приходилось. Изрядная часть автомобилей была откровенно старой, что называется, сыпалась на ходу, да и сами водители периодически устраивали между собой уличные гонки, стремясь обойти соперника и собрать побольше пассажиров с остановки. Сами горожане иной раз называли пассажирские «Газели» «джихад-такси».

Добавим к этому отсутствие культуры обслуживания, когда водитель считал своим долгом орать на других участников дорожного движения и услаждать слух пассажиров шедеврами русского шансона. В итоге, люди выходили из маршруток с таким чувством, словно годик-другой отмотали от звонка до звонка...

С 1 января 2020 года из новых заработал «семнадцатый» - от Привокзальной площади до ИАТЭ и обратно. Рентабельность нового маршрута еще никем на практике не изучена. Нет четкого понимания расхода топлива на круг, не обсчитан реальный пассажиропоток. Возможно, поэтому за него конкуренции острой не было, и «семнадцатый» без особой борьбы отошел муниципальному автобусному парку. Предприниматели отдают отчет ситуации - если что-то пойдет не так, если маршрут окажется нерентабельным, город свое предприятие не бросит.

Поможет дотациями из бюджета.

НАША СПРАВКА

С начала этого года в Обнинске осталось 23 маршрута, которые обслуживают 11 перевозчиков. Основные игроки на рынке --ИП Васюков, ООО «Вираж», ООО «Геокон», семья Арутюнян, ООО «ОбнинскТрансАвто», ИП Новиков, ИП Жогин и муниципальный автобусный парк ОПАТП. Большинство маршрутов не менялось уже несколько лет, но с осени прошлого года были запланированы новые - такие, как №№ 17, 18, 19, 20.

Анна ЕРЕМИНА, начальник Управления потребительского рынка, транспорта и связи администрации Обнинска:

- Движение осуществляется по пр. Ленина, пр. Маркса. Мы считаем, что новый маршрут удобен для студентов Университета , гостей города и горожан, которым необходимо доехать до поликлиники, ТРЦ «Триумф Плаза» и к другим объектам, расположенным по пути следования. В отличие от него маршруты №№ 9, 13, 14, 15 - привычные для всех, путь следования по ним автобусов остался таким же.

С появлением новых маршрутов у местных предпринимателей было немало опасений по поводу «захода» на рынок «варягов» - бизнесменов из области или даже Москвы. И такие попытки действительно предпринимались, однако в итоге пришлые люди с автобусами не преуспели. За тот же 13-й маршрут боролись предприниматели из Наро-Фоминска, но они «отвалились» уже после падения цены за контракт до нуля. Платить администрации за право поработать на Обнинск «варяги» не пожелали.

Но ладно, пришлые: со своими предпринимателями получилось не очень хорошо. Короткий срок контракта, искусственные ограничения на количество машин, обслуживающих рейсы (что подразумевает увольнение работников), дополнительные требования по оснащению автобусов, переход на безналичный расчет, тарифы, не привязанные к реальному пассажиропотоку: все это очень жесткие и не совсем экономические меры. И то, что владельцы готовы платить, дабы остаться в бизнесе, говорит о том, что пандемия заставила людей совсем иначе смотреть на источник заработка.

Сохранить работу любым способом стало важнее, чем зарабатывать  достойные деньги.

Представители частного извоза считают, что с ними поступили несправедливо:

- Мы в свое время взяли на себя большую часть заботы города по пассажирским перевозкам. Да, может, не все машины были новые, но зато интервалы был очень плотными, люди не знали неудобств, не стояли на улицах, не мерзли зимой, не мокли в дождь. Сегодня, когда пандемия еще не закончилась, нас оставляют без средств к существованию. А на остановках из-за увеличившегося ожидания автобусов начинают скапливаться люди. То есть, происходит то, чего власти города всеми силами должны стараться избегать. Мы считаем, что нужно еще раз вернуться к вопросу об организации перевозок, сделать процедуру конкурса более открытой и понятной, и, по возможности, вынести на публичные слушания!

Возмущение частников понятно: расходы на выкуп маршрута владельцы с гарантией переложат на водителей, установив для них ежемесячный платеж «за право работать». И большинство согласится: деваться-то некуда, у многих маршрутки приобретены в собственность именно для частного извоза. Автобус - не грузовик, так просто не перепрофилируешь.

Еще в 2016 г. представители частного бизнеса пытались просчитать стоимость проезда по Обнинску, взяв за основу все фактические расходы и формулу, разработанную в федеральном Министерстве транспорта. По итогу выходило, что для соблюдения всех предъявляемых требований проезд должен составлять не менее 24 рублей за поездку.

Но власти города на такое снижение не пошли.

Вместо этого через какое-то время начался пересмотр маршрутов и требований к их обслуживанию. Требования включали уменьшение количества машин на каждом направлении. Таким образом, была создана искусственная, но вполне реальная конкуренция и между водителями, и между людьми, которых они называют «хозяевами», за право остаться и работать. Грубо говоря, пирог не увеличился, но места для едоков стало меньше.

Как видим, формула продолжает работать. Теперь бизнес не то, что не смеет ставить вопрос о пересмотре тарифов, но сам несет в казну миллионы за право работать. И это даже без скидок на инфляцию и покупательную способность рубля.

 Пока в накладе остаются только горожане без личного транспорта, которым придется дольше ждать маршрутки. Но не факт, что через несколько месяцев Обнинск не столкнется с транспортным коллапсом - если вдруг выяснится, что при таких расходах маршруты нерентабельны, и проще остановить движение, чем работать себе в убыток.

Евгений СЕРКИН

Поделиться