журнал
Честно говоря, собираясь на встречу с Геннадием Артемьевым, я опасался, что разговор получится суховатым и плохо адаптируемым для читателя.
«Такая-то строка бюджета», «объем межбюджетных трансфертов составил столько-то процентов», «сумма средств на покрытие кассового разрыва требуется такая-то»... сами понимаете, ведь именно этими вопросами и занимается главный «ревизор» обнинского бюджета.
Контрольно-счетная палата - важнейшая структура в Обнинске, контролирующая целевое расходование средств и исполнение расходных обязательств города. Кроме того, без ее экспертного заключения проект бюджета не может быть принят.
Однако моим ожиданиям оправдаться было не суждено. О деньгах говорили реже всего. Больше и чаще - о взаимодействии и взаимопонимании.
- Геннадий Юрьевич, будем сегодня говорить о деньгах?
- Я, конечно, понимаю, что последние 10 лет работаю председателем Контрольно-счетной палаты Обнинска, и у кого-то действительно стал с финансами ассоциироваться... Но жизнь полна перемен и новых событий. Сейчас я намерен попробовать себя в качестве депутата, а работа народного избранника подразумевает, в первую очередь, прямое взаимодействие с людьми. Далеко не всегда решение проблем и задач упирается только в деньги. Зачастую первично - услышать и понять, что, собственно, нужно самим людям. Поэтому давайте все-таки говорить о людях. О наших горожанах.
- То есть, Вы намерены оставить должность руководителя КСП? А как же профессиональный опыт?
- Смотрите, Евгений, я дважды возглавлял КСП, и прекрасно отдаю себе отчет, насколько это ответственный пост. На КСП завязаны все функции контроля бюджетных средств, контроля за тем, как тратятся деньги в нашем с вами городе. А до этого работал и в представительном органе (был дважды главой депутатского корпуса Обнинска), и в законодательном органе Калужской области заместителем председателя, и снова в моем ведении был бюджет. И, конечно, понимаю, что мои нынешние знания и понимание бюджета сейчас куда более глубоки и профессиональны, чем раньше, когда мне было, например, 35 лет, и я впервые был избран в представительный орган. Чтобы лучше понимать свою работу, за эти годы получил дополнительные специальные высшие образования.
- Понятно, отточили навыки и приобрели необходимый опыт.
- У меня же за годы работы созрело и накопилось много идей и предложений для развития нашего города. Что касается КСП, то, безусловно, есть достойные кандидатуры, которые продолжат это непростое дело. Но это уже решать новому депутатскому корпусу.
Председатель КСП-- это человек, который, в первую очередь, должен быть нейтральным. Это подразумевает, что он, в отличие от депутатов, не может позволить себе продвигать какие-то вопросы, связанные с перераспределением статей в интересах своего округа. Обязанность председателя - беспристрастно следить за исполнением бюджета, а не делить его.
- Захотелось творческой работы?
- Захотелось быть ближе к людям, а не к цифрам.
- Так Вы были уже депутатом города еще в те времена, когда Собрание составляло всего 8 человек. Уже после этого Обнинск изменил свою модель управления, и теперь у нас 30 округов и 30 депутатов. С одной стороны, каждый депутат стал ближе к людям, с другой -больше споров и обсуждений. Какая форма лучше?
- Безусловно, нынешняя. Считаю, что формирование представительного органа из 30 депутатов пошло Обнинску на пользу, поскольку, как результат, усилилась личная ответственность каждого депутата перед избирателями. Да и горожанам стало проще оценивать конкретную работу своего избранника. Депутат из абстрактного городского чиновника стал членом небольшого сообщества, которое формирует его округ. А основу этих сообществ составляют наши ТОСы - органы территориального общественного самоуправления. Сегодня система распределения бюджетных средств внутри города на развитие территорий сформирована так, что деньги закладываются по округам, расписываются по ТОСам, а решения - как их расходовать - принимают конкретные люди, проживающие на территории. Депутат же выступает представителем их интересов и помогает мобильно решать все возникшие проблемы.
- Хм... А люди- то знают, что все решают именно они?
Когда речь заходит про местные выборы, то здесь больше речь не о политике, а о личностях, которых выбирают люди
- Это одна из главных задач депутата - довести такую информацию до избирателей и объяснить им, как работает система. Я, к примеру, сейчас постоянно общаюсь с жителями 18-го округа, от которого и избираюсь, с коллегами, с жильцами, с активистами. И вижу, что люди понимают, что они - общаясь со мной-- влияют на процессы в городе. И также должно быть с депутатами. В этом плане дома, которые своих ТОСов не создали, заметно проигрывают. У них, к сожалению, отсутствует возможность самостоятельно решать вопросы, например, по благоустройству территорий за счет бюджета города.
- А как Вам опыт Калуги - выделять деньги напрямую депутатам, чтобы они затем тратили их на благоустройство и решение других вопросов, поскольку знают, что подотчетным территориям нужно.
- Мое мнение: решать должны все-таки не единолично народные избранники, а выбравшие их люди. Что для них лучше и что предпочтительнее. Давайте, допустим, в этом году тротуары будем ремонтировать, а в следующем - потратим деньги на освещение? Или, может, все бросим на обустройство внутридворовых территорий? Вот наглядный пример: проблема застройки поля (пустыря) в микрорайоне 51,а, это как раз мой округ. Вы знаете, что там скоро начнут строить большой детский сад, но часть территории останется неохваченной. И что же там строить? Есть люди (с деньгами и ресурсами), которые бы хотели возвести там многоэтажки. Есть бизнесмены, которые видят на этом месте деловую застройку, этакий небольшой даун-таун. А что будет, если мы спросим людей?
- Дайте угадаю: парк или сквер.
- Совершенно верно. Парк, правда, уже планомерно реализуется рядом (Парк Победы), но сквер или даже сад на месте пустыря хотело бы видеть большинство окрестных жителей. Откуда мы это знаем? А мы просто спросили. Провели опрос жителей, почти 600 человек, обработали результаты и - знаем, на что предпочли бы потратить деньги горожане, проживающие в центре Обнинска. Вместо застройки - зеленая рекреационная зона. И это решение будет воплощено в жизнь, потому что решают - жители, а не власти. И, кстати, уверен, что жители других районов города за зеленый островок в 51-м микрорайоне рядом с детским садом будут благодарны.
- Погодите, но до этого там же были постоянные споры, провели аж три публичных слушания. Итог известен: даешь застройку! Земля в центре города не должна пустовать!
- Да, нам тоже говорили: слушания прошли, хватит. Однако мнение жителей перевесило, и мы добились, чтобы глава администрации - и я очень благодарен Карине Сергеевне (Башкатовой, и.о.главы города - Е.С.) - подписала постановление и дала поручение архитектуре готовить документы на перевод земли под рекреационную зону. Конечно, эта процедура небыстрая, будут оформляться бумаги, будут назначены еще одни слушания, придется заново собирать всех, кто заинтересован в решении вопроса. Но это и есть демократия. Уверен: мы поменяем назначение земли. Это более чем логично. Вы бы сами хотели жить там, где есть зеленая зона или где только «каменные джунгли»?
- Хотите сказать, вот это - главная работа депутата?
- Депутата представительного органа - да. Он здесь живет, здесь растит детей, он заинтересован в решении именно местных вопросов. Но есть и другие уровни, и там другие сферы работы. Уровень региона, Федерации.
- Решение по скверу рядом с будущим детским садом было единогласным?
- К моему удивлению, нет. 12% высказались в пользу деловой застройки, и уверен, что у них были свои резоны так голосовать, но абсолютное большинство предпочло зеленую зону. Тут важен еще один момент: в рамках этого решения возникает ведь много сопутствующих вопросов. Если сквер нужен, то, например, должны ли быть в нем оборудованы площадки для выгула собак? Как будут организованы подъезды? Стоянки машин?
- Не все захотят делить сквер или парк с собаками.
- Да, и здесь мнения разделились почти поровну, чуть ли не 50 на 50. Будем искать «соломоново решение». Но в целом, о чем говорит эта история? О том, что нужно спрашивать и слушать людей. Настояли бы власти города на своем, застроили бы это поле домами или офисами, и все следующие годы недовольные жители им припоминали бы это решение. Так всегда бывает. Построишь, не спросив, завтра выйдут те, кто были против строительства. Не построишь, придут люди и возмутятся: а где нам гулять / жить / бегать / кататься на велосипедах. Поэтому нужно, чтобы решение брал на себя сам гражданин. Ему же здесь жить! В этом плане мне очень нравится наша система ТОСов. Это такая договоренность местных сообществ, которые способны рачительно относится к выделяемым средствам, а также принимать обдуманные решения: в этом году мы сделаем дорожки, в следующем году - сделаем освещение.
- Все депутаты входят в ТОСы?
- Нет. И это считаю упущением. Если не входишь, то тесно работай с ними, взаимодействуй. Одна из задач ТОС - организовать людей, объединить их. Нужно ведь учить жителей не только принимать решение, но и нести за них ответственность, иначе всегда во всем будет виновата власть, которая что-то там сама себе нарешала. Депутат - представитель интересов населения. А, значит, главное для него объединить людей и дать возможность участвовать в решении городских задач. А если смотреть на ситуацию шире, то депутат - такой же житель Обнинска, как любой другой. Просто у него есть доступ к трибуне и возможность напрямую влиять на принимаемые на уровне города решения. А у жителей всегда есть возможность влиять на своего депутата. Это они его избрали! Параллельно у депутата есть возможность поднять необходимый вопрос на заседании, доказать свою позицию и принять совместно с коллегами решение, обязательное для исполнения местной властью.
- Но, к сожалению, в обществе (я сейчас не про Обнинск говорю, а про Россию в целом) отношение к депутатам... скажем так, неоднозначное.
- Изменить его можно только делом. Нужно помнить - приходя на собрание, депутаты не просто принимают решение по развитию города, по формированию бюджета: они отражают интересы своих избирателей. В этом вся суть представительного органа.
- Часто люди возмущаются тем, что в депутаты идут артисты, педагоги, соцработники, даже спортсмены. Как это так? Что понимает в принятии законов или НПА (нормативно-правовых актов) спортсмен?! Это должны быть только юристы и экономисты.
- У меня есть экономическое образование, учился и в юридической академии, но еще раз хочу подчеркнуть то, о чем говорил выше: депутат такой же житель города, как любой другой. И поэтому когда доходит дело до принятия бюджета, который готовят специалисты из администрации города, задача-- прийти на Собрание к депутатам и объяснить все вопросы так, чтобы каждый понял. Любой человек. В том числе, депутат. Обнинцы не обязаны разбираться во всех тонкостях Бюджетного Кодекса, но должны видеть, куда, как и почему направляются средства и защищены ли их интересы.
- Обязан ли депутат критиковать деятельность органов власти? Считается, что хороший депутат должен регулярно озадачивать власть острыми вопросами.
- Если по делу - да. По большому счету, всегда есть место и для вопросов, и для критики: почему город решил уделить внимание развитию той улицы в соседнем микрорайоне, а не вот этой в моем? Задача Администрации города - объяснить, почему. Причем объяснить так, чтобы депутаты не только с ним согласились, но и потом могли сами объяснить все горожанам. Увы, не все говорят достаточно со своими избирателями. Отсюда возникает недопонимание, кто же такой депутат, чем он занимается.
- Продолжая тему критики и критиков. В последнее время много говорят о том, что власть в городе монополизировала одна партия - партия «Единая Россия». А как же оппозиция? Где альтернатива «медведям»?
Тут у нас есть маленькое преимущество. Мы помним, что наш глава региона Владислав Валерьевич Шапша ранее возглавлял Обнинск. Уверен, и он это не забывает!
- О наличии политической альтернативы уместный вопрос, когда мы говорим о крупных выборах на уровне субъектов Федерации или Госдумы. Но когда речь заходит про местные выборы, то здесь больше речь не о политике, а о личностях, которых выбирают люди. Понимаете? Партии - политические структуры, но на уровне муниципалитетов решаются ежедневные и часто даже бытовые вопросы. Здесь вперед нужны не партбилеты, а профессиональные навыки. По большому счету, я лично был бы рад представителю любой партии в составе депутатского корпуса Обнинска при условии, что он: а) пользуется авторитетом; б) умеет работать и в) горы свернет, но пробьет решение в интересах своих жителей. Соперничество политических партий - соперничество идеологий. Либералы и государственники, консерваторы и реформаторы... На уровне решений, определяющих жизнь региона или государства - это важно. Но для конкретного небольшого округа важно другое: качество дорог, качество жизни, комфортная среда, садики, школы.
- Вы хотите сказать, что на уровне Обнинска все такие люди, пассионарии, сконцентрированы в «Единой России»? И оппозиции у нас просто нет? Всех лидеров общественного мнения «засосало» в партию?
- Евгений, а что значит «оппозиция»? Она нам нужна по какому принципу? Просто, чтобы была? Ну, были бы в составе собрания депутаты других партий - и? Они бы все равно обсуждали все те же городские вопросы. У нас, в Обнинске, выбор не между правой и левой идеологией, а между, например, дорогами и очистными сооружениями? Вот что первично?
- Дороги?
- Ну да, потому что мы их видим, и по ним каждый день ездим. А очистные сооружения, существуют где-то, скрыто от нас, и недоступны глазу... Но уверяю вас, не построй бы мы их несколько лет назад, выделив средства в приоритетном порядке, пахло бы по всему городу так, что по дорогам никто бы ездить не захотел. Вот это в свое время было важно! Объяснить, что очистные сооружения мы не видим, но они - не менее нужны, чем дороги.
- Дороги у нас, к слову, тоже хорошие. По сравнению с другими регионами даже хочется сказать-- почти идеальные.
- Согласен. Люди, которые здесь живут 20 и более лет, помнят и другое состояние. Но что это значит? Что жители должны власть на руках носить и радоваться до конца жизни? Нет. Это значит всего лишь, что была проблема, которую мы, договорившись, системно решили. В этом весь смысл. А насчет партии... Если вы считаете, что вход в собрание депутатов может быть только через партийную дверь, то на праймериз «Единой России», например, можно было принимать участие всем, кому небезразличен Обнинск. В том числе - беспартийным. Добро пожаловать, давайте работать.
- Судя по кандидатам, городское Собрание депутатов может сильно обновиться, появится много новых лиц. Почти половина «старой гвардии» не участвует в выборах. Опыта хватит?
- Но половина же остается? Опыт никуда не денется. А вот свежего энтузиазма - прибавится. Важно, чтобы были представлены все направления - работники здравоохранения, образования, культуры и спорта и т.д. Ведь через депутатов, представляющих отрасль, представительный орган лучше, из первых уст понимает все проблемы.
- Вот Вы говорите «за цифрами людей перестанем видеть». Но на цифры депутатам приходится смотреть едва ли не чаще, чем на людей. Особенно учитывая, что сейчас начали поступать в большом объеме федеральные финансовые средства по национальным проектам - образование, здравоохранение...
- Да, и это хорошо. Я не случайно сказал в самом начале, что дело не только и не столько в деньгах, потому что деньги у нас в кои-то веки есть. По линии национальных проектов, инициированных Президентом России, поступают огромные финансовые средства, и благодаря этому многие территории могут сделать качественный рывок. Главное, рачительно тратить и не расслабляться. Вот взять нас. Мы, Обнинск, лидеры Калужской области по уровню образования. Как председатель КСП (действующий), я знаю, что у нас очень высокий уровень обеспеченности школами и садами. Не только другие регионы, но и другие муниципалитеты Калужской области могут позавидовать...
- Так немудрено! Мы же наукоград!
- В том-то и дело. Мы привыкли говорить «Обнинск - наукоград». Все время говорим. Говорим так долго и часто, что уже особо не задумываемся, что это значит. А это значит, что за особым статусом города стоит серьезнейшая федеральная программа, которая, увы, заканчивается. И в 2024 г. придет время подводить черту.
- Погодите, погодите... С 2024 года мы уже не будем наукоградом?
- Статус такой Обнинску давали не пожизненно - на 25 лет. Мы были первым наукоградом в стране. Сейчас подобных долгосрочных программ нет ни у кого.
-Так мы лишимся нашего статуса или нет?
- То, что Обнинск - первый наукоград в России, у нас не забрать никогда. Мы были первые тогда, и должны быть первыми сейчас. Но в 2024 г. программа закончится. Что это значит?
Значит, пришло время новых вызовов и новых идей. Фактически в ближайшее время стоит вопрос о новой стратегии развития, о новой прорывной программе, новом этапе развития города. И решать его именно новому составу депутатского корпуса. Отчасти поэтому я хочу оставить КСП, чтобы активнее участвовать в разработке будущего нашего города. Это, кстати, один из главных вопросов общегородской дискуссии.
- А идеи у вас уже есть?
- Они уже есть в городе и их много. Например, проект создания глобального всероссийского Центра ядерного образования, который бы включил и МИФИ, и ИНТЦ, и технопарки и бизнес-инкубаторы. Мы - город первых. И должны быть первыми, кто предложит новые подходы. И это уже вопрос не только обсуждения, но и командной работы. Вопрос взаимодействия.
- Вы про какую сейчас команду говорите? Города? Или губернаторскую?
- Депутат и его избиратели по округу - команда местного сообщества. А собрание депутатов в целом - команда города. В масштабе области все мы команда губернатора. И это логично. Мы ведь иной раз говорим про город Обнинск, но видим, что вопросы города решаются во взаимодействии с соседними районами. Например, у нас не было своей земли, чтобы выделить многодетным, как требует федеральный закон...
- Да, ее выделили в соседнем Малоярославецком и Боровском районах. В курсе, мы писали. Еще свалку вывели в другой район.
- Именно. Масса вопросов, где мы живем единым целым. Возможно такое решение только в формате взаимодействия, диалога и командной работы. Когда-то такой организационный подход назвали «северная агломерация» - это как раз взаимосвязь, взаимодействие соседних районов и населенных пунктов. Здесь иначе никак. Возглавляет эту команду - губернатор, глава Калужской области. И тут у нас есть маленькое преимущество. Мы помним, что наш глава региона Владислав Валерьевич Шапша ранее возглавлял Обнинск. Уверен, и он это не забывает!
Евгений СЕРКИН
Оплачено из избирательного фонда кандидата в депутаты Обнинского городского собрания восьмого созыва по избирательному округу №18 Артемьева Геннадия Юрьевича