Вы и мы
Анатолий Сотников: «В новом мире учиться придется всю жизнь»
Конкурс
03.09.2020

Агентство инновационного развития объявляет о старте отбора проектов для участия в акселераторе инновационных проектов. Цель программы - выращивание в Калужской области качественных и сильных технологических проектов. Если у Вас есть идея и Вы хотите вывести ее на рынок, то это конкурс для Вас. О новых горизонтах мира идей и инвестиций рассказал Анатолий СОТНИКОВ, генеральный директор Агентства инновационного развития Калужской области.

 

АКСЕЛЕРАТОР ИДЕЙ И ПРОЕКТОВ

- Порой кажется, что наш мир устроен довольно странно: новаторы - носители часто отличных идей --не могут найти денег и инвестиций для реализации своих проектов, а инвесторы и предприниматели, желающие вложить деньги в перспективные новые проекты, не могут найти им достойного применения. Парадокс! - говорит Анатолий СОТНИКОВ. - Чтобы его разрешить в мире придумали такой инструмент, как акселератор идей и проектов. Наше агентство впервые в своей истории запускает такой акселератор, и это большой шанс для начинающих инноваторов региона и Обнинска. Состав команды экспертов и наставников дает нам надежду, что уже первый опыт будет успешным.

Для участия в акселерационной программе будет отобрано 15 проектов. Акселерация начнётся 21 сентября 2020 года и продлится 3 месяца.

В рамках программы будут организованы лекции по дизайн-мышлению, бизнес-планированию, маркетингу, эффективности продаж.

 

ПЛАТФОРМА ДЛЯ КОНТАКТОВ

После стартового обучения команды сосредоточатся на индивидуальной работе: скорректируют свой продукт, протестируют бизнес-модели и подготовят проекты к выводу на рынок. Каждой команде будет предоставлен личный трекер, представитель бизнеса или инновационной инфраструктуры региона, который поможет отладить бизнес-процессы в старт-апе. Кроме того, акселератор станет той коммуникационной платформой, где молодые предприниматели смогут приобрести полезные для дальнейшего развития контакты.

В команде акселератора в качестве менторов выступят ведущие эксперты инновационного рынка России - Александр ПУСТОВИТ, Олег БАРАННИК, Станислав ТРИЕРС и многие другие.

 

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Принять участие в отборе могут старт-апы, разрабатывающие решения по следующим ключевым направлениям:

 BioTech - проекты в области медицины, фармакологии и биотехнологий.

 AdTech - проекты в области медиа, маркетинга и рекламы.

 DeepTech - технологические и научные достижения и изобретения, защищенные патентами.

 EdTech - новые технологии в образовании: от онлайн-курсов до нейродевайсов.

Завершением программы станет демо-день, в ходе которого участники продемонстрируют результаты своей работы руководству области и потенциальным бизнес-заказчикам их продукции.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Российский рынок EdTech - технологических образовательных проектов - перевалил за 30 миллиардов рублей в год. Последние годы рынок EdTech энергично развивается, а темпы роста выручки компаний в этом сегменте свидетельствуют о высокой заинтересованности пользователей в высокотехнологичных образовательных продуктах.

Сегодня образование для людей самых разных возрастов - это динамично растущий рынок, одно из ключевых направлений венчурных инвестиций, область быстрой цифровизации и появления новых технологий.

Одно из наиболее востребованных направлений для инвестирования - развитие перспективных технологий для повышения эффективности и доступности образования. Это и создание образовательного контента, и сервисы подбора образовательных программ, и образовательные платформы-агрегаторы, и решения для управления персональной образовательной траекторией и технологии верификации знаний.

EdTech-рынок перспективен, ежегодно появляется несколько новых старт-апов в сфере образования. Наиболее быстро растущими можно назвать сегменты дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования.

 

СЛОЖНОСТЬ ЗАДАЧ И НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ОТВЕТОВ БУДЕТ ТОЛЬКО НАРАСТАТЬ

- Последние годы мы живем в нестабильном и изменчивом мире. Сложность задач и неоднозначность возможных решений будет только нарастать. И этот конкурс -как шанс успешно выживать в этом мире. Человек должен учиться всю свою жизнь, - уверен Анатолий Сотников. - Должна быть и большая, амбициозная цель, она ведет как путеводная звезда в бурном море, но, чтобы ее достичь, постоянно нужны новые знания и компетенции.

Парадигма «Кто владеет информацией, тот владеет миром» устарела. Пришла новая: «Кто владеет трафиком, управляет информационными потоками, тот владеет всем». Это касается и образования. На рынок EdTech выходят коммерческие компании, владеющие огромным трафиком или клиентской базой: телеком, интернет-компании, банки. Проще начать продавать образовательный продукт своим клиентам как дополнительную услугу, увеличивая ARPU среднюю выручку на каждого пользователя, чем отдать трафик интересному образовательному продукту.

Предполагается, что сектор дополнительного онлайн-образования будет расти по доходам в 2-3 раза каждый год. Продолжится процесс конвергенции, сближения, между классическим «государственным» образованием и частным сектором - поставщики услуг и контента будут больше представлены в аудиторных и внеаудиторных занятиях школьников и студентов.

Однако очень хочется, чтобы на выходе образовательного продукта главным был результат, а не процесс.

 

РЕЛЕВАНТНАЯ ПОДБОРКА С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОДЕВАЙСА

Предполагается, что в сфере образования в ближайшее время будет востребован 

сегмент решений для детей с особенностями развития, сегмент решений, которые используют контент из различных источников и выдают персонифицированную подборку наиболее релевантного материала (с учетом текущего уровня знаний, целей обучения, наилучших методов восприятия информации и др.). Такие решения полезны преподавателям для подготовки качественного содержания занятий. В этом плане хороши загадочные нейродевайсы.

- Что такое нейродевайсы? - интересуемся у Анатолия Сотников.

- Человек смотрит на экран и по движению его глаз можно определить, куда направлен его взгляд, где сфокусировано внимание, в какой части экрана. С помощью нейродевайсов можно время обучающегося использовать лучше и понять, что неэффективно.

Идея отследить движение глаз возникла уже давно и подобные разработки используются в рекламе. А вот соединить все это с процессом обучения и компьютером пока не удавалось. Так что нейродевайсы еще ждут своих технологов.

 

ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ НА ВЫПУСК КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА

Образовательные проекты сегодня перспективны, потому что являются более жизнеспособными - большинство из них уже финансируется на собственную выручку от продаж. Это значит, что в этом сегменте существуют бизнес-модели, которые быстрее приносят первые продажи и имеют короткий цикл от создания продукта до выхода на рынок и получения первой выручки. Участники акселератора получат дополнительные возможности с помощью экспертов найти ресурсы для реализации своих проектов. Для этого сегодня есть множество конкурсов, победители которых получают гранты.

Например, Фонд содействия инновациям сейчас проводит конкурс «Социум-ЦТ», где победители могут получить грант до 20 миллионов рублей, - говорит Анатолий Сотников. - Зачастую срабатывают самые простые идеи. Года три назад на конкурсе мобильных приложений грант получил айфон-погремушка. Мама решила занять ребенка и сделала из телефона погремушку со звоном и цветом, сунула малышу в руки, и тот заинтересовался.

Жизнь все больше в онлайн уходит. И здесь есть возможности для творчества не только взрослых, но и школьников.

- Обнинским ребятам удавалось победить в подобных конкурсах?

- 4 года, как пример, Фондом проводится конкурс «Капитаны бизнеса». 10 его победителей получают гранты по 500 тысяч рублей. В 2018 году свои проекты на конкурс подали более полумиллиона ребят, в числе 10(!) победителей - ученик ФТШ, и в 2019 году из более, чем 700 тысяч участников в первую десятку вошел ученик Обнинской гимназии.

 

ОНЛАЙН УЖЕ НЕ УЙДЕТ

- В 1998 году я попал в американский университет, где проводился эксперимент по внедрению в учебный процесс системы онлайн-обучения. Это был Кентский университет в штате Огайо, и они готовились ко дню запуска системы 3 года. Сегодня, когда нагрянула пандемия, этот путь пришлось пройти в единицы дней, чему помогли и новые технологии, и уже разработанные цифровые платформы. Мы должны быть готовы к любым неожиданностям. Нужно понимать, что если онлайн к нам пришел, то он уже не уйдет.

EdTech занял нишу детского и взрослого дополнительного образования. А это около 10 миллиардов рублей в детском и 15 миллиардов во взрослом, то есть в среднем 7-12% от рынка всего образования в этих двух сегментах.

Так что всех нас однозначно ждет цифровизация, то есть переход любых форм образования к использованию цифровых технологий, как в офлайн, так и в онлайн режимах. И речь идет не только о школьниках, для которых станет более доступна индивидуализация и сопровождаемые формы образования.

Все большее развитие получает концепция «обучение в течение всей жизни». ЕdTech пробует себя в сегментах обучения специалистов ручного труда и людей предпенсионного возраста. Одна из самых перспективных ниш - образование специалистов ручного труда. У нас в стране около 30 миллионов квалифицированных рабочих. Уже появились проекты, которые профессионально и успешно переводят в онлайн 2/3 образовательного процесса для таких специалистов.

Это большой рынок. Кто первый выйдет на него - быстро выбьется в лидеры индустрии. Однако, обычно навыки ручного труда-- у одного человека, а компьютерные технологии-- у другого. Предпринимательские таланты - у третьего. А это значит, всем придется осваивать несвойственные компетенции и коммуницировать друг с другом.

EdTech сейчас развивается, в основном, в частном сегменте, причем и со стороны разработчика, и со стороны клиента. То есть, основными создателями новых проектов являются небольшие команды с качественными идеями, а основным потребителем - учащийся, либо его работодатель.

-Уверен, что конкурс получится и достигнет своих результатов, - говорит Анатолий Сотников. - Подать заявку и узнать подробности можно на сайте акселератора http://accelerator.airko.org/.

 Рената БЕЛИЧ

Поделиться