журнал
Однажды я стала невольным свидетелем знакомства двух блогеров. Они поздоровались локтями (о, поколение заставшее пандемию молодыми!) и представились:
- Семён, полтора.
- Максим, миллион восемьсот.
Если что, «Полтора» и «Миллион восемьсот» - не прозвища или никнеймы, это молодые люди - о количестве подписчиков. Оно стало в наше время как... визитка или резюме. Раньше встречали по одёжке, а теперь - по подписчикам. У кого нет нескольких десятков тысяч «фоловеров» в Инстаграме - тот ничего не добился в жизни.
И в первую очередь, не добился рекламных договоров, позволяющих зарабатывать на собственной популярности.
Увы, как это часто бывает, в погоне за количеством, качество оставляет желать лучшего. Под "качеством" аудитории я понимаю то количество неслучайных людей, для которых действительно актуален и интересен производимый контент, которые доверяют мнению и рекомендациям своего ньюсмейкера, для которых выбранный автор (издание) имеет авторитет.
О качестве аудитории много говорили на только что прошедшем форуме современной журналистики «Вся Россия» - говорили эксперты, журналисты, популярные блогеры, рекламодатели. Чем искусственная популярность отличается от настоящей? Как заработать доверие своей аудитории, не используя для этого стандартный набор: хайпы, фейки, свайпы, гивы и прочие модные штучки, призванные заманить дополнительных читателей / зрителей, чтобы получить вожделенный прирост подписчиков.
Но заманить - не значит удержать.
И иметь большую аудиторию не значит иметь на нее влияние.
Один из самых ярких примеров того, насколько аудитории может быть индифферентно мнение и призывы ньюсмейкера, провал художественного фильма «Взломать блогеров». В нем снялись самые популярные, самые топовые YouTube-блогеры своего времени, с многомиллионной аудиторией подписчиков - Саша Спилберг, Марьяна Ро, Иван Гай. Они были уверены, что фильм «порвет кассу», ведь если подписчики откликнутся на призыв своих кумиров хвалить его в соцсетях и идти в кинотеатры, то успех обеспечен. Поддержите нас!... Фильм не просто оглушительно провалился в прокате, но и имеет на сегодня один из самых низких рейтингов в стране.
Пока в Интернете вовсю хоронят бумажную прессу, издатели и редакторы «устаревших» медиа отмечают: наметилась новая тенденция - устав от быстро меняющейся и неверифицированной информации, люди возвращаются к печатным СМИ. Снова читают старые добрые газеты и книги.
Интересно, что в Европе процесс начался на несколько лет раньше.
Так, в Европе и Англии, по словам главного редактора газеты «Вечерняя Москва», с 2018 года более 60 процентов читателей, нырнувших в Интернет, вынырнули обратно разочарованные - и побежали в киоск за газетой, по которой очень соскучились.
Во Франции и в Германии неуклонно растут с 2018 года тиражи печатной продукции. Газеты снова в тренде. Да, у большинства медиа есть электронные версии, но все лучшее и качественное нередко приберегается для бумаги.
Люди устали просто потреблять информацию, которую им все время подсовывают поисковики, мессенджеры и социальные сети. Читать газету становится вопросом престижа, кроме того, это позволяет вырываться из-под непрерывного контроля со стороны вездесущего таргетинга, который подсовывает читателю не то, что ему нужно, а только то, на что он готов отвлечься.
Несмотря на жесткую конкуренцию с онлайн-миром, многие издания не без потерь, но выдержали временный отток читателей и понимают: рано или поздно люди вернутся за качественной и, главное, достоверной информацией.
«НОВОСТЬ - ИНТЕРНЕТ - БУМАГА»
Помните, детскую игру "Камень - ножницы - бумага"? Нет самого сильного предмета: камень тупит ножницы, но его может завернуть бумага, однако бумагу режут ножницы. Новости быстрее выходят в Интернете, но бумага позволяет развернуть короткое сообщение в историю с комментариями и аналитикой. Интернет-издания и блогеры гонятся за оперативностью и скоростью подачи, классические редакции занимаются проверкой того, о чем все узнали в Интернете, собирают комментарии, выясняют предысторию и следят за дальнейшим развитием событий.
Кроме того, на редакции распространяется действие «Закона о СМИ», что позволяет им, с одной стороны, запрашивать информацию и проникать туда, куда блогеров не пустят, а с другой - обязывает нести ответственность за сообщаемые сведения.
Верификация информации - ее проверка, отсечение фейков - одно из главных преимуществ бумажной прессы. По всем опросам уровень доверия бумажным СМИ куда выше, чем интернет-изданиям и особенно мессенджерам вроде WhatsApp.
Бесконечное количество фейков, блогеры, которые почти не производят контент, а живут за счет хайпа и реакций на события, о которых рассказали журналисты СМИ или новостных агентств. Люди либо искренне заблуждаются и даже умножают количество вранья, репостя и пересказывая хайп, либо вынуждены перепроверять все, что узнали в Интернете. В этой ситуации снова становятся актуальны классические СМИ (в первую очередь, бумажные), которые изначально дорожат своей репутацией и публикуют достоверный, верифицированный контент.
Кроме того, снова актуальна поговорка «что написано пером, не вырубишь топором». В Интернете новость живет недолго и может исчезнуть в момент. Бумага хранит информацию. «Закон о СМИ» обязывает редакции не просто публиковать свои тиражи, но и отправлять обязательные экземпляры в библиотеки.
Бумага тоже может врать, с этим никто не спорит.
Наряду с солидными изданиями вроде «КоммерсантЪ» или «АиФ» в стране миллионными тиражами выходила газета «СПИД-Инфо», радующая аудиторию историями об обезьянах-насильниках и гинекологах-гипнотизерах.
Другое дело, что сейчас, в новое время нет смысла переводить леса на выдуманные истории, для этого есть бескрайние просторы Сети. Бумага требует вложений, а следовательно, более качественного и продуманного наполнения.
По данным "АиФ", в пандемию стремительно и неуклонно росло доверие аудитории к традиционным СМИ: по опросу ВЦИОМ, более 55% опрошенных верили данным только официальных СМИ, и лишь 20% - искали правду у блогеров.
Очень многие читатели, возвращаясь в стан фанатов печатных медиа, признают, что электронные гаджеты не смогли заменить им настоящую книгу или газету. Без шелеста страниц и легкого, чуть уловимого запаха типографской краски, информация кажется... фастфудом: вроде перекусил, вроде вкусно было, а последствия - тяжесть в животе.
Человек живет ощущениями - и это не только зрение: тактильный контакт, обоняние тоже важны.
Наконец, самый важный момент: профессиональный подход.
«ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР» ПРОТИВ КОЛЛЕКТИВА
Любой блогер начинает, как правило, один. Но по мере раскрутки и появления аудитории (а также рекламных денег), вокруг него начинает формироваться команда: оператор, звуковик, фотограф, СММ-щик, стилист. Иными словами, топовый блогер рано или поздно, методом проб и ошибок приходит к тому, с чего начинает любое классическое СМИ - качественный продукт невозможно делать в одиночку, даже если на экране есть только одна голова, а в Инстаграме аккаунт ведется от первого лица.
Нужна команда.
Над каждой статьёй в газете изначально работает целая команда, требующая содержать штат сотрудников: одни проверяют факты, вторые набирают текст, третьи его верстают, четвертые смотрят за орфографией и пунктуацией (газеты и книги - последний оплот грамотности!), редактора согласовывают концепт и оберегают политику издания от влияния извне.
Это целый оркестр, профессиональный и виртуозный. Он может временно уступить яркому и самобытному музыканту, который выступает, как человек-оркестр, и все делает «в одного», но зато реже фальшивит, более стабилен в качестве и, что важно, менее подвержен настроениям своей аудитории.
Блогеры, полагая себя «властителями умов», зачастую вынуждены заниматься «фансервисом» - подгонять аудитории ровно тот контент, который ее занимают больше. У газет - концепция и редакционная политика, многополярные мнения коллектива авторов.
Главная проблема бумаги - проблема носителя.
Да, она есть. Кто сейчас смотрит фильмы на VHS или хотя бы CD? Кто фотографирует на «полароид» или пленку?
Но с другой стороны, виниловые пластинки никуда не исчезли. И истинные меломаны предпочитают слушать музыку именно на них, а не в «цифре».
Помните фильм «Москва слезам не верит», один из героев которого хоронил театр и кино, потому что через 20 лет не будет ни того, ни другого, «только одно сплошное телевидение». В итоге театры и кинотеатры по-прежнему востребованы, а вот телевидение уже должно доказывать, что оно способно пережить тот же YouTube.
Вы пробовали купить билеты в театр за неделю, например? На иные премьеры они раскуплены за месяц или даже больше того! Не так давно я ребенку билет в ТЮЗ не смогла купить билеты раньше, чем через 3 недели.
ВКУСНЫМ И ВРЕДНЫМ ОБЪЕДАЕШЬСЯ БЫСТРЕЕ
Сложная это профессия - футуролог. Вроде думаешь о будущем, просчитываешь, моделируешь будущее, а по факту человек все равно все делает по-своему.
На форуме шутили: "Всё, что изобретено в Китае, работает веками. А бумагу изобрели именно там!".
Никто не отрицает: когда соцсети только появились, они мгновенно стали популярны и произвели на общество эффект разорвавшейся бомбы.
Бух!
Люди дорвались до бесплатного контента, до подробностей чужих жизней, за которыми можно следить не посредством папарацци, но лично и легально, просто подписываясь на официальные или личные аккаунты. Опять же появляется возможность общения с собеседниками в любой точке мира (хотя та же ISQ существовала задолго до этого).
Соцсети, как это модно говорить, "выстрелили" - и стремительно, и масштабно.
Отчасти это напоминает 90-е годы в России: границы открылись, барьеры исчезли, и люди, казалось, никак не могут нажеваться жвачек и напиться кока-колы. Но прошло время - эффект "вау" прошел, дефицит спал, ситуация стабилизировалась. От батончиков «сникерс» люди вернулись к сбалансированной пище.
С соцсетями мир идет по тому же сценарию. Насмотрелись, начитались, нахайповались, и хочется уже чего-то настоящего, проверенного, профессионального.
Газетку, будьте добры.
Да, в плане новостей принту никогда не сравниться с постоянно обновляющимся Интернетом. Эту гонку сайты и соцсети выиграли безусловно.
Однако именно неспешность, немгновенность, если можно так выразиться, стала конкурентным преимуществом печатных СМИ. Скорость всегда вредит качеству материала: нет времени на проверку, анализ, сбор дополнительной информации, даже элементарный фактчекинг не всегда проводится!
Интернет - это глашатай и ньюсмейкер.
Газета - это верификатор и аналитик.
То, что в Интернете называют лонгридом и чем страшно гордятся, в бумажных газетах зачастую презрительно именуют «кирпичом» и требуют сокращать, либо переписывать так, чтобы это точно «читалось».
Отдельного упоминания достойна реклама.
Рекламу в Сети увидит, вероятно, больше людей, но в газете она даст большую отдачу: ее прочтут осознанно и внимательно. В то же время, если нужно широкое и быстрое оповещение о некоем событии, Интернет - предпочтительнее.
И, конечно, пресловутый таргетинг! В сети таргетированная реклама раздражает, воспринимается как спам, как признак электронной слежки, и нередко вызывает раздраженное: "Достали!". Таргетированная реклама зачастую является бесполезным "обстрелом местности в ожидании противника": патроны потрачены, а цели не накрыты.
В этом важное преимущество печатных СМИ. Они - в отличие от диджитал - за вами не следят. И это важно. Люди устали от "Большого брата", он все больше и больше их напрягает: стоит только подумать о чем-то или произнести вслух, как реклама этой вещи или города уже мелькает в вашей ленте. Хочется оглянуться и спросить, вжав голову в плечи: "Кто здесь?"
Появляются мании, настороженность. Люди чувствуют себя подопытными кроликами цифровизации, верят в прослушивающие устройства, вмонтированные в их гаджеты, некоторым даже кажется, что над ними ставится какой-то глобальный цифровой эксперимент по сбору данных... а иначе откуда эта магия?
Газета - иное. Это бумага и отттиск букв. Когда вы ее читали, что при этом подумали, и читали ли вообще - никто никогда не узнает.
ТО, ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ - ДЕЛАЕТ СИЛЬНЕЕ?
Конкуренция губит одних и делает сильнее других.
В условиях бескомпромиссной конкуренции с бесплатной информацией в Интернете пресса вынуждена (хочет - не хочет, желает - не желает) повышать свой уровень.
Сейчас почти невозможно удержать читателя бледными фото и некачественными скучными текстами. Чтобы быть в тренде, приходится быть на шаг впереди остальных, уметь замечать красивое, вычленять главное и разговаривать с аудиторией не просто на понятном, но и на комфортном ей языке: чтобы человек прочел текст, получил и знания новые, и эмоции, и (это в идеале) расстроился, что текст этот так быстро закончился.
Это как в сказке про Алису в Стране Чудес: чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.
Печатная пресса - это солидность, репутация и достоверность.
Онлайн-пресса - это стремительность, противоречивость и тренды.
А вместе они - наша информационная среда, которая формирует из нас - личность.
Личность - это совокупность мнений по всем возникающим вопросам, а информацию для формулировки мнения мы берем в том источнике, которому доверяем, и с той скоростью, которая кажется комфортной именно нам.
Фишка в том, что покупая газету, вы делаете свой осознанный, личный выбор, а вот в Интернете его делает за вас бог таргетинга, либо ваше окружение - подписчики, друзья и друзья друзей, все те, кто наполняет ваши ленты в социальных сетях ссылками и репостами. И это очень важное различие, согласитесь.
Елена ЗУЕВА