Вы и мы
Юрий Борисов и Владислав Шапша высоко оценили искусственный интеллект в лицее «Держава»
Инновации
15.10.2020

В последние годы школа, дети и образование стали приоритетными не только для родителей и работников образования, но и для представителей власти и предпринимателей, ученых и медиков. Симбиоз этих приоритетов создал интеллектуальную систему «Для самых родных», пилотный проект которой уже год работает в Обнинске и включает в себя 17 модулей.

14 октября Лицей «Держава» посетили высокие гости из Москвы и Калуги: заместитель Председателя Правительства России Юрий БОРИСОВ, губернатор Калужской области Владислав ШАПША, министр образования региона Александр АНИКЕЕВ, вице-президент «Сбера» - руководитель «Сбер образования»  Марина РАКОВА, руководитель администрации  Обнинска Карина БАШКАТОВА и другие. Собравшимся показали интеллектуальную систему в действии.

           

СТАТИСТИКА, КОТОРАЯ ВСЕ ЗНАЕТ, ПРИШЛА В ШКОЛУ

Чего хотят родители и власти от школы? В первую очередь, знаний и безопасности. Если к этому добавляются еще и комфорт, медицинское наблюдение, воспитание, интерес к проблемам ребенка и индивидуальный подход к его способностям, здоровью, навыкам и стремлениям, то в такой школе и детям хорошо, и родители за них могут быть спокойны. Да и учителя смогут передать больше знаний и умений своим ученикам. Ответ на вопрос «Как это сделать?» есть в Лицее «Держава».

- Статистика все знает, но ничего не понимает! - считает руководитель проекта «Для самых родных» Александр КОЧУРОВ. - Создание системы «Для самых родных» основано на собранной статистике и опыте прошлых лет со всего мира! В обнинскую школу искусственный интеллект привёл Виктор ДРОЗДОВ.

 

СБОР ДАННЫХ ВСЕХ ОБЛАСТЕЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Результаты работы системы говорят сами за себя - это и высокие баллы выпускников на ЕГЭ, и улучшение здоровья (система не только проверяет температуру, но и требует своевременного проветривания классов), и сбережение ресурсов. Больше миллиона рублей сэкономлено с помощью модуля «Бережливая школа» - в прошлое ушли текущие краны и трубы.

- Искусственный интеллект собирает необходимые данные для обеспечения безопасности жизни ребенка в школе, - объясняет директор Лицея «Держава» Оксана КОПЫЛОВА. - Образно говоря, он помогает не тушить пожар, а предотвращать его. В нашей школе благодаря системе «Для самых родных» медицина интегрируется со школой. И мы можем осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и образованию каждого ребенка. Мы уже почувствовали улучшение условий труда.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ СТРАЖНИК ВАСИЛЬЕВИЧ

Демонстрация работы системы высоким гостям началась с порога школы. Измерение температуры проходит не путем тыканья в школьника термометром, а с помощью специального оборудования, которое совершенно ненавязчиво считывает информацию, да еще и делает поправки на погоду. Система распознавания лиц забьет тревогу, если в школу попытаются пробраться подозрительные граждане.

Если на пороге школы появляется человек, который находится в розыске, система тут же реагирует, отправляя оповещения в правоохранительные органы. Это стало возможно благодаря цифровому электронному стражнику Васильевичу. Он размещен при входе в школу.

У Васильевича есть т-катушка для людей, имеющих проблемы со слухом, тактильные клавиши для слабовидящих. Он же ведёт журнал посещаемости, автоматизирует работу охранника.

Если родителю нужно попасть в школу, он выбирает на экране учителя, тот подтверждает, что встреча назначена. Затем родитель кладёт паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.  Паспорт сканируется, при этом скан паспорта не сохраняется в базе, камера посетителя фотографирует, проводит сличение лица с паспортом и отправляет запрос в систему данных УМВД на предмет розыска. Если всё нормально, его пропускают.

Сейчас же в большинстве учреждений паспортные данные переписываются в специальные журналы, и ещё неизвестно, где и у кого они хранятся .

 

ПАПЕ СОК НЕ ПРОДАВАТЬ!

В школьном холле стоит аппарат, где ученик может купить соки, воду и сладости. Директор проекта демонстрирует собравшимся, как работает аппарат: прикладывает карточку, которую взял у своего сына, и проделывает необходимые действия.

Однако аппарат не торопится выдавать товар. Оказывается, умная система считывает не только данные платежного документа, но и лицо человека, который хочет ей воспользоваться. И если эти параметры не совпадают - ни воды, ни сока, ни сладостей выдано не будет - так аппарат не работает. Так что по карточке отовариться никто, кроме ее хозяина, не сможет.

Платёжная система установлена таким образом, что дети фактически деньгами не пользуются, при этом могут с помощью карточки рассчитываться в транспорте и буфете. Если ребёнок карточку теряет, никто другой воспользоваться услугами не сможет.

- В системе присутствуют не деньги, а баллы, один балл - один рубль. Родитель легко сможет пополнять баланс карточки с любого банка, комиссия не взимается. Никаких персональных данных в системе нет. Вместо них лицевой счёт, он же идентификатор ребёнка.

Когда родитель переводит средства на баланс ребёнка, физически деньги на карточку не попадают, они оказываются на транзитном счёте банка-оператора. В конце дня система отправляет уведомление в банк, что такие-то финансовые операции были совершены ребёнком, это видит и родитель.

Если школьник подойдёт к аппарату, а у него есть противопоказания по здоровью, он не сможет купить «вредный» продукт. Кроме того, родитель сам составляет меню - отмечает в системе те блюда, которые может приобрести его ребенок. Особое внимание уделяется и качеству блюд. Система отслеживает их от момента поступления сырья до конечного приготовления.

Алгоритм этой системы контроля применяется и в банкоматах Сбербанка. То есть, по чужой карте деньги вам не выдадут. 

 

ЦИФРОВОЙ СЛЕД КАК ЦИФРОВАЯ НЯНЬКА

Благодаря системе предиктивной безопасности «Для самых родных», которой при желании управляют сами родители, они могут со своего смартфона, компьютера, планшета отследить траекторию передвижения ребёнка, а если сын или дочь вдруг оказались там, где быть не должны, родителям приходит push-сообщение.

К системе безопасности можно подключить телефон, смарт-часы, браслет, карточку для прохода в школу. Пользуясь домофоном, рассчитываясь карточкой за проезд или питание, прикасаясь к турникету, школьник оставляет цифровой след. Система запоминает действия ребёнка, чётко знает контрольные точки. Это такая цифровая нянька. Если ученик покидает привычную траекторию движения, она информирует родителя. Если же родитель или опекун игнорирует поступающие сообщения, то машина начинает информировать бабушку, дедушку, друзей, вплоть до органов безопасности,

Ещё один плюс системы - объективность информации.

Искусственный интеллект не имеет эмоций, статичен в своих решениях, его не обманешь. Машина не принимает решения, она лишь собирает данные с каждого устройства, её задача - передать эти данные по зонам ответственности и компетенции. Машина определяет критические точки и уведомляет родителей, бабушек, учителей, если необходимо, то и правоохранительные органы. И конечное решение принимает уже человек, а не машина.

           

СИСТЕМА ИНТЕРЕСУЕТСЯ НАСТРОЕНИЕМ

И не надо думать, что информационные технологии бесчувственные! Ничего подобного! Система считывает эмоции, с которыми ребёнок зашёл в школу и вышел из неё. В каждой школе есть штатный психолог, которому отправляется эта информация. Допустим, психолог лицея «Держава»  получил информацию о том, что ученик постоянно ходит грустный, успеваемость у мальчика снизилась. Психолог реагирует на сигнал системы. И здесь никакой «Синий кит» со своими суицидальными идеями не пройдет. Специалисты отмечают, что считывание эмоций помогает им выявить детей, которые нуждаются в помощи. Зачастую родители не знают, какой контент потребляет ребёнок в интернете, под влиянием каких групп в соцсетях находится. Это может привести к трагичным последствиям.

Специалист при выявлении проблемной ситуации может не просто проследить цифровое портфолио ребёнка и как он учится, но и все его активности. Если выяснится, что психолог школы был неоднократно уведомлен о том, что с ребёнком что-то происходит, но не принял меры, то он, по сути, совершил преступление. Так что бесчувственной систему никак не назовешь: она делает все, чему ее научили без сбоев и капризов.

 

ЗДОРОВЬЕ ПОД НАДЗОРОМ

Большие медицинские комплексы приезжают в школы. Они позволяют детям пройти полное обследование - всех врачей вплоть до УЗИ. Выявляется группа здоровья каждого ученика. Родители за эту услугу не платят. Средства поступают из Фонда обязательного медицинского страхования.

С помощью этих данных учителю поступает информация, какого, например, ребёнка нужно посадить на первую парту, а кого можно и на последнюю по приоритету качества зрения.

Или при медосмотре выяснилось, что у ребенка, левый желудочек сердца за ростом не успел - камера сердца осталась маленькая. Это не аномалия. Однако система обратила на это внимание, проанализировала и предупредила, что при такой особенности при регулярном занятии бегом на уроке физкультуры у ребёнка может остановиться сердце. Данная система разработана именно в Калужской области компаниями «Астрал» и «Для самых родных» и интегрирована в региональную медицинскую систему.

 

ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Вести электронный журнал и дневник для учителей дело почти привычное, но отнимает у педагогов массу времени и сил. И часто делать это приходится уже после уроков.

- Мы собрались вместе с учителями Лицея «Держава», обсудили этот вопрос, выслушали их пожелания и максимально автоматизировали весь процесс. Наша система интегрирована в Сетевой город. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя и мобильное приложение автоматически стали электронным дневником и коммуникатором всех действий и задач педагога, которые ранее делались вручную. Элементарные вещи систематизируются, собираются, возникает портфолио качества работы учителя. Мы смотрим, как работает педагог, дети. Вплоть до того, что у учителя высвечивается на экране, какой ученик давно не отвечал, - рассказывает директор Лицея.

 

ШКОЛА БУДУЩЕГО НЕ ТОЛЬКО ВНИМАТЕЛЬНАЯ, НО И ЭКОНОМНАЯ

- Лицей «Держава» стал первой в России школой с комплексной системой видеоинтеллекта. Это позволяет видеть всё происходящее внутри школы. Слепых зон нет. Детей это не напрягает, - уверена Оксана Копылова. - А дисциплина выросла в три раза. Система автоматически анализирует драки, курение, катание на перилах и информирует оператора. Вычислить, кто стал зачинщиком конфликта, не составляет проблем.

Также система подключена к программе «Бережливая школа». Она уведомляет завхоза, если дети забыли закрыть кран в туалете, где-то случилась протечка.  Просматриваются инженерные сети, ведётся электронный учёт расходов электроэнергии. Школа избавилась от бумажной волокиты, все отчёты по вопросам ЖКХ формируются автоматически.

А благодаря оперативному устранению и контролю за потреблением всех энергоресурсов, Лицей «Держава» за прошлый учебный год сэкономил более одного миллиона рублей. В Обнинске посчитали, что в 59 учебных заведений за год может «утекать» до 62 миллионов рублей.

 

ОСНОВНОЕ ДОСТОИНСТВО В КОМПЛЕКСНОСТИ СИСТЕМЫ

- Интересная апробация системы «Для самых родных» произошла в Лицее «Держава», - отметил на встрече министр образования Калужской области Александр АНИКЕЕВ. - Основное достоинство этой системы (в отличие от других, во множественном количестве существующих в России) - в ее комплексности. То есть речь идет не только об использовании информационных технологий в образовательном процессе, но здесь подключаются еще и дополнительные сервисы: безопасности, питания, энергосбережения и так далее. Поэтому мы очень хотели бы, чтобы эта программа транслировалась бы и на другие школы.

Заключение министра образования Калужской области было одним из основополагающих для заместителя Председателя Правительства России Юрия БОРИСОВА, пообещавшего рассказать о полезном опыте Председателю Правительства Михаилу Мишустину и курирующим министрам России. Поскольку обнинский опыт был положительно оценен высоким гостем, появилась надежда на то, что далее будет решаться вопрос о внедрении системы в другие школы.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться