Вы и мы
Операция «ОСВВ», или что сегодня делают с бродячими собаками первого наукограда
Резонанс
19.11.2020

Тему бездомных собак журналисты нашего издательского дома поднимали неоднократно. Потому как проблема эта в Обнинске существует уже давно. И у нее две стороны - с одной люди, которые нередко становятся жертвами бродячих братьев наших меньших, с другой - собаки, вести безразборный отлов которых и предавать их «казни» - тоже не есть лицо гуманности.

Тем не менее, в Обнинске долгое время люди периодически становились жертвами хвостатых «бродяг». Последних, в свою очередь, по заявкам отлавливали и увозили в неизвестном направлении. Не сложно догадаться, что для многих собак это был билет в один конец...

А не так давно Госдума приняла закон, согласно которому умерщвлять бездомных животных запрещено! Логично было бы выяснить, что же теперь делают с собаками первого наукограда, не имеющими хозяев.

«Собачий вопрос» мы затрагивали уже многократно, всякий раз пытаясь обратить внимание местных властей на проблему, которая стоит остро, и отворачиваться от нее попросту нельзя. Сегодня мы хотим поговорить не столько о людях, пострадавших от собак (хотя это, безусловно, заслуживает внимания), сколько просто о бездомных собаках. Ведь далеко не все они проявляют агрессию.

Какое-то время первый наукоград работал по договору с калужской компанией «Полигон», которая отлавливала собак. За дальнейшей судьбой животных никто не следил. Думается, вряд ли она складывалась благополучно.

Тем временем, еще в 2016-м году в соседней Московской области начали работать по определенной схеме - правильной. О том, насколько же все-таки гуманнее относятся к братьям нашим меньшим соседи, и насколько их методы действеннее играют в отношении  человеческой безопасности, журналисты нашего еженедельника рассказывали местным властям. Мы даже связывались с представителями профильных инстанций Московской области и подробно выясняли, какой выход нашли они, и что нужно для того, чтобы запустить такой механизм у нас.

Система по работе с безнадзорными животными в соседнем регионе начала реализовываться после того, как правительство Московской области в 2016-м году приняло закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными».

Было разработано техническое задание, в соответствии с которым муниципальные образования должны выстраивать свою работу. Они проводят конкурс среди компаний-подрядчиков. С победителем заключается договор. Сотрудники компании работают по следующему алгоритму: они отлавливают бездомных собак, привозят в свой приют, обследуют животное, проводят вакцинацию против бешенства, стерилизуют и выпускают в привычную для них среду обитания, то есть обратно на улицу. Максимальный срок, в течение которого животное находится в приюте, составляет 38 дней. Причем все действия, которые проводятся с особями, сопровождаются фотоматериалами. То есть, по сути, у каждого животного появляется собственное досье, а на ухе - специальная метка. Сокращенно такую собачью «операцию» называют ОСВВ - отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск.

Однако нашим понадобилось еще почти четыре года, чтобы последовать соседскому примеру. Да и неизвестно, правда, последовали ли бы вообще, если бы не изменения на законодательном уровне.

Тендер на проведение ОСВВ выиграла калужская компания ИП «Богомолов». Об этом нам рассказала председатель комитета по охране окружающей среды, контролю в сфере благоустройства и экологии Ирина ОНУФРИЕВА.

Заявки по бездомным собакам (или согласно новой официальной терминологии «животным без владельца») принимаются в городской администрации. Затем они направляются компании, работающей по договору, на которую и ложатся все дальнейшие обязательства - стерилизация, осмотр (при необходимости лечение), временное содержание. Обнинск платит за это деньги. При этом расходовать муниципалитет может как собственные средства, так и предоставляемые субвенции, выделяемые региональным комитетом по ветеринарии. И первому наукограду пока что хватает предоставляемой областью суммы (1 миллион 360 тысяч). Еще бы, если учесть, сколько особей прошло «операцию» ОСВВ за год - около сорока - точнее, более сорока. Но о какой точно цифре идет речь, Ирина Онуфриева пояснить не смогла.

Кстати, согласно новому законодательству, умерщвлять запрещено даже агрессивных собак - тех, что представляют опасность для общества. Их обязаны поместить в приют на пожизненное содержание (а это уже, думается, совсем иная статья расходов). Но, по словам Онуфриевой, в Обнинске таких пока не ловили. Первое - это странно. Второе - кто в принципе должен контролировать дальнейшую судьбу такого животного? Муниципалитет, в котором его поймали? Или какой-то специальный надзорный орган? Кто отслеживает, в каких условиях содержится животное на ПМЖ в приюте, и вообще живо ли оно после отлова? Ответов на эти вопросы пока, увы, нет. Оно, в общем-то, и неудивительно. Слишком часто у нас так случается, что правила есть, а вот органа, осуществляющего над ним контроль, почему-то нет. Ну а как иначе объяснить, что, к примеру, уже не первый год в первом наукограде действуют (точнее, должны действовать) правила выгула и содержания домашних животных, только вот контролирующей инстанции почему-то нет?..

Дарья ГУМЕРОВА

Поделиться