Вы и мы
Калужские родители выступили против участия в эксперименте по цифровизации школьного образования
Образование
14.01.2021

12 января министр образования Калужской области Александр АНИКЕЕВ приехал в Малоярославец, чтобы поговорить с родителями, недовольными цифровизацией школьного образования, и ответить на их вопросы.

 

СТРАСТИ НАКАЛИЛИСЬ

Пока школьников не отправили на дистанционное обучение, цифровизация образования широкую общественность интересовала мало. И только когда из-за пандемии учить и воспитывать детей пришлось компьютеру и родителям, роль учителя в формировании личности и процессе получения знаний стала предельно ясной даже далеким от образования людям.

Не став разбираться в различии терминов «цифровое образование» и «удаленное обучение», граждане начали активно протестовать и против одного, и против другого. Поскольку объяснять людям разницу никто не торопился, не удивительно, что всякого рода подстрекатели стали разжигать страсти среди и без того обеспокоенных родителей. То весь интернет кишел утверждениями о том, что все российские школы уйдут на «удаленку», то вообще обещали, что все обучение злые чиновники сделают дистанционным. А тут еще появились новости об участии Калужской области в эксперименте по внедрению в школы цифровой образовательной среды. Народ заволновался, и в первый же рабочий день нового года министр образования Калужской области Александр Аникеев встретился с самыми активными противниками цифровизации в школе.

 

БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЫ О ПРОЦЕССАХ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Начал Александр Аникеев очень душевно:

- Не переживайте, я отвечу на все ваши вопросы, - заверил министр. - Для меня эта встреча тоже очень важна. К нашему взаимному интересу мы проясним все точки, которые нас волнуют.

После поздравления с Новым годом министр сообщил, что решил не медлить: «И, зная вашу нелюбовь к дистанционным формам общения, решил приехать, чтобы пообщаться лично».

Но вместо того, чтобы вначале дать людям высказаться и выслушать их тревоги и вопросы, министр стал сам задавать вопросы и начал с выяснения, какое отношение собравшиеся имеют к образованию. Узнав, что все люди, так или иначе, но имеют отношение к школе, перешел к документам и нормативным актам.

- Не буду излагать личных точек зрения. У меня есть свое мнение на то, что происходит в нашей стране, но я управленец, и для меня главное - руководствоваться нормативными документами, нормативными актами, о которых я буду говорить. Не рассматриваю вас как неких оппонентов. Родители должны и могут иметь свое мнение о том, что происходит в системе образования. Процессы, которые происходят в образовании, непросты и неоднозначны и не всегда воспринимаются даже в педагогическом сообществе так, как хотели бы инициаторы тех или иных реформ.

Министр предложил поговорить без политической игры.

- Вы более полугода задаете вопросы, но обходите нормативные основы нашей деятельности. Вы знаете, кем задаются основы нашей внутренней политики.

Собравшиеся выслушали сообщение о том, что в Указе от 21 июня 2020 года прописаны основные цели и направления развития нашего государства на ближайшее время. А для всех, кто работает в системе управления, этот нормативный документ является обязательным к исполнению. В том числе и пункт пятый данного документа, который рассказывает о цифровой трансформации.

 

ЗАДАТЬ ВОПРОС - ЭТО ХАМСТВО?

Собравшиеся поняли, что зачитывать указы можно до бесконечности, и не факт, что после этого останется время, чтобы задать вопросы, и высказали удивление подобным построением дискуссии об образовании.

- Давайте опустим тему с приказами, дайте высказаться, а то вы говорили, что у вас времени мало, - попросили граждане.

- Я не говорил, что у меня времени мало, - возразил министр и продолжил рассказывать об истории национальных проектов и подпроектов.

- Дайте задать вопросы, - требовали родители.

- Вам будет лучше, если я соберу вещи и уйду? - отвечал министр.

- Это шантаж! - резюмировали граждане. - Вы не сможете снять эти вопросы.

- Давайте вы меня  немного послушаете, - попросил Александр Сергеевич.

- Но вы гарантируете, что мы сможем задать свои вопросы?

В общем, министру снова дали слово.

- Один из них - подпроект «Цифровая образовательная среда». Он появился задолго до ковида. Но тогда на него никто не обращал внимания. Все было спокойно и гладко. Мы получили средства на его реализацию. Но началась пандемия, и все ушли на дистант. Если бы не было дистанта, все развивалось бы, как обычно, но случилась пандемия, мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Для нас это был непростой шаг, и мы две недели находились в шоковом состоянии - когда решали, как сохранить здоровье детей и продолжить образовательный процесс.

Но проблемы Александра Аникеева граждан явно не интересовали, они попросили объяснить, почему родителям ничего не сказали о том, что Калужская область принимает участие в эксперименте.

Не совсем понятно, кто решил, что региональное министерство образования должно согласовывать каждый шаг с какой-то неопределенной группой родителей, но и реакция министра была несколько странной:

- Если вы пришли, чтобы нахамить...

- Мы не хамим. Вы подняли руку, чтобы наша область участвовала в проекте, почему вы никого не спросили? - возмущались мамочки.

- Никто не дал согласия, - возразил Александр Аникеев.

- Написано, что Калужская область дала согласие, и у нас все хорошо. Как так? - удивлялись родители.

- Там не написано, что мы являемся участниками. Я там такого не видел, - заверил министр.

- Если это эксперимент, то должны быть какие-то цели, - рассуждали родители. - Какие?

- Вам зачитать?

- Можете своими словами сказать.

- Цель - модернизация системы образования. Цифровая среда внедряется в качестве дополнительного инструмента образовательной деятельности. Дистанционное обучение - это вынужденный шаг, и он имел значительные последствия. Население стало отождествлять цифровизацию образования с дистанционным обучением.

Отдельно родителей интересовало, куда уходят персональные данные их детей.

В результате встречи, возможно, собравшиеся поняли разницу между цифровизацией и «удаленкой» и узнали, что школа должна формировать современные цифровые компетенции.

 

СТРАСТИ ПО «УДАЛЕНКЕ» ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

На встрече министра с народом присутствовал руководитель «Родительского Всероссийского Сопротивления» по Калужской области Владимир НЕЖЕЛЬСКИЙ.

- Чему вы сопротивляетесь? - поинтересовались мы у Владимира Валерьевича.

- Мы сопротивляемся ювенальной юстиции, борьбы с расчеловечиванием и другими проникающими из-за границы тенденциями. Граждане очень испуганы дистанционным обучением. Дистант показал негативные результаты не только в рамках образования, но и в рамках здоровья. НИИ гигиены и здоровья провело опрос школьников. В опросе участвовали 29 тысяч учеников 5-9 классов. И результаты печальные. 77% вынуждены были сидеть за уроками более 4 часов. 34 % - свыше 7 часов. Сократилось время прогулок и занятий физкультурой.

Странные, конечно, результаты. Без всякой «удаленки» дети учатся больше. У учеников 5-9 классов в день от 5 до 7 уроков. Да еще домашнее задание. 4 часа в день занимаются только первоклассники. Девятиклассники и вовсе, отсидев 6 уроков в школе, отправлялись к репетиторам, да еще должны были делать домашнее задание.

- 30% детей стали жаловаться, что у них ухудшилось зрение, - продолжил Владимир Нежельский. - Возникли неблагополучные реакции у 83 детей. Зачем нужно было выводить детей на удаленное обучение? Дети не болеют. Так говорят норвежские врачи.

Про болеющих учителей сторонник сопротивления не вспомнил.

Свидетельством того, что отечественное образование рухнуло, Владимир Валерьевич считает тот факт, что Министерство образования оставило только два обязательных экзамена на ЕГЭ. Остальные предметы по выбору.

Но далеко не все разделяют подобную точку зрения. Результаты ЕГЭ нужны для поступления в вузы. А там свой перечень необходимых экзаменов. Какой смысл заставлять физиков, математиков или биологов заставлять сдавать русскую литературу или обществознание? Или будущих филологов сдавать химию в обязательном порядке?

                                                                                                       

Знают ли родители школьников разницу между цифровизацией образования и удаленным обучением? Судя по высказываниям на встрече министра образования Александра АНИКЕЕВА с участниками «Родительского Сопротивления», четкого понимания, что это такое, у широких слоев населения пока нет.

- Что вызвало вашу встречу с участниками «Сопротивления»? - поинтересовались журналисты у Александра Аникеева.

- Есть родители, которые против цифровизвации. У них свои доводы, мы должны вести диалог. Сегодня по их приглашению я прибыл в Малоярославец. Состоялся не сказать, чтобы приятный, но интересный разговор. Я услышал позицию родителей. В ней есть беспокойство, разумные доводы. Есть и те, кто поддерживает цифровизацию образования, Родителей волнует, как будут соблюдаться санитарные правила и нормы, закон о персональных данных. Все изменения будут осуществлены в строгом соответствии с законодательствами. Они будут учтены, и наша задача, чтобы сделать этот процесс важным для ученика.

- Участвует ли Калужская область в эксперименте?

- Пока документы не опубликованы, мы еще не подали заявку, но участие области очень важно и необходимо для нас. Мы сможем создать в наших школах современную цифровую среду. Например, в Обнинском лицее «Держава» действуют современные системы.

Там удалось внедрить комплексную систему образовательного процесса. Она охватывает все стороны школьной жизни. Это положительно влияет на всю жизнь школы, на управление системой образования. Мне бы хотелось, чтобы этот опыт переняли и другие школы.

Внедрение цифровой образовательной системы уже началось в 14 регионах страны, а в течение ближайших трёх лет ей будут охвачены все учебные заведения. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено без малого 80 миллиардов рублей. Часть этих средств будет направлена на техническое переоснащение школ и повышение квалификации педагогического состава. Авторы проекта полагают, что цифровая образовательная система - это один из этапов перехода государства на рельсы цифровой экономики.

 

ЗА И ПРОТИВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Что подразумевается под цифровизацией образования?

Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники - все это перейдет на онлайн-версии. На электронных ресурсах школьник найдет подробную информацию для занятий. Школы будут оснащаться компьютерами, планшетными панелями. В каждом заведении проведут интернет для доступа к информационному контенту. И против этого никто не возражает.

Но некоторые новаторы решили изменить роль учителя. «Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости», - сообщают наивные сторонники цифровизации, по всей видимости, плохо понимающие и роль учителя, и значение школы в формировании личности. Хотя любой учитель скажет, что ребенок сам себя не воспитает и не выучит. И вряд ли общество собирается воспитывать аутистов.

Изменения при цифровизации будут кардинальными, и пока нет возможности точно сказать, будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится. Но уже понятно, с какими проблемами столкнется обучение.

- Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. В идеале цифровизация - это только часть образования, причем не очень большая.

- Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению критического восприятия информации.

- Плохая социализация. В школе ученик получает не только знания, но учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

- Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем появятся: сухость, покраснение, раздражение, ухудшение зрения.

- Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых, не сможет спрятать дневник, исправить оценку. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и неправильными способами.

В общем, волнение родителей и учителей вполне понятно: нельзя отнимать у школьников счастливое детство. И пока в классах есть учителя, плохие или хорошие, они защитят детей от шустрых новаторов. Так что в первую очередь говорить об опасностях эксперимента над детьми должны педагоги.

                                                                                                                Рената БЕЛИЧ

Поделиться