Вы и мы
Кто виноват, и что делать, если в квартире холодно
ЖКХ
14.01.2021

Плата за коммунальные услуги растет, а вот качество услуг временами заставляет желать много лучшего.

Пожалуй, одна из самых дорогих коммунальных услуг - это отопление. Неудивительно, что люди хотят знать, за что они платят. Однообразия мнений в этом вопросе нет и быть не может. Потому как в одних обнинских домах граждане явно переплачивают за тепло, регулируя климат в жилом помещении исключительно открыванием окон и при этом отапливая улицу. А в других квартирах жители трясутся от холода, задаваясь извечными вопросами - кто виноват, и что делать.

 

НИЖНЯЯ ГРАНИЦА НОРМЫ - 18 ГРАДУСОВ ЦЕЛЬСИЯ

Дом на Поленова, 2 начинала строить печально известная СУ-155. И для многих чудом является уже то, что здание было хоть как-то достроено, и собственники жилья смогли въехать в свои квартиры. Что стоило владельцам жилья отремонтировать и довести до ума этот полуфабрикат - отдельная история. Сегодня людям, которые еще не выплатили деньги за жилье, приходится отапливать квартиры электроприборами и доказывать управляющей компании, что в некоторых квартирах третьего подъезда реально холодно.

Как же грамотно зафиксировать факт того, что температура в многоквартирном доме не достигает нормативных параметров?

- У нас холодно, - жалуются жильцы.

- Какая температура в квартире?

- Не знаем, мы не мерили, - следует ответ.

С таким подходом, конечно, ничего изменить нельзя. Ощущение тепла и холода - это часто только индивидуальные ощущения.

Прежде всего нужно измерить температуру в помещении, чтобы хотя бы самому знать, можете вы что-то требовать от управляющей компании или нет.

Нижняя граница нормы в отопительный сезон - 18 градусов Цельсия.

Жильцы дома на Поленова, 2 измерили температуру, и градусник показал 16-17 градусов.

- И это с включенными отопительными приборами, - заверили жильцы 3 подъезда. - У нас в подъезде в квартирах справа температура достигает 25 градусов, а слева - хорошо если 17! Что делать?

 

ТЕМПЕРАТУРА В КВАРТИРЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ГОСТОМ

Стандартом, устанавливающим допустимые значения температуры для жилых помещений в холодный период года, является «ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Он требует соблюдения температурного диапазона в 18-25 градусов Цельсия. В рамках этого диапазона устанавливается норма для каждого вида комнат в помещении.

В жилой комнате температура не должна быть ниже 18 °С, а в ванной - ниже 25 °С. Отклонения в нижнюю сторону допустимы только в ночное время (0.00 - 5.00) не более чем на 3 °С. СанПиН, в свою очередь, декларирует и верхний предел температуры. Например, для жилой комнаты он равен 24 °С.

Минимальной температурой в угловой квартире является показатель в 20 °С. Для лестничной клетки в подъезде жилого дома установлена норма температуры в интервале 14-20 °С, а в для межквартирного коридора - 16-22 °С.

На чердаках и в подвалах многоквартирных домов температура не должна опускаться ниже 4 °С.

Более подробные нормативы для всех видов помещений изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН.

Однако фиксировать температуру в жилом помещении нужно грамотно. Здесь тоже есть свои тонкости.

 

ЗАМЕР ТЕПЛА В ПОМЕЩЕНИИ

Для того чтобы замер температуры был объективным, необходимо соблюсти ряд предварительных условий: 

 - Не проводить замер в теплый солнечный день, так как при такой погоде помещение дополнительно прогревается с улицы;

- Необходимо тщательно проверить герметичность помещения, при наличии источников утечки тепла (например, сквозные щели) замер не будет отражать состояние теплоснабжения;

- Температуру следует измерять минимум в двух комнатах. Исключением являются однокомнатные квартиры с окном, занимающим 30% площади стены;

- Расстояние замера должно превышать полметра от наружной стены и обогревательных приборов, а его высота должна превосходить 60 сантиметров.

Образец Акта проверки температурного режима можно скачать здесь.

 

ЗАМЕРЫ МОГУТ ПРОВЕСТИ АВАРИЙЩИКИ

Если в ходе самостоятельного замера вы установили, что норма температуры понижена, следует сообщить об этом аварийно-диспетчерской службе. Если нарушение теплоснабжения не вызвано стихийными факторами (например, аварией на теплотрассе), диспетчер вызывает на дом аварийную бригаду, составляющую официальный акт замера.

Замер должен проводиться зарегистрированным прибором, имеющим все необходимые технические документы. В акте указывается такая информация:

  • дата его составления
  • характеристики квартиры
  • состав комиссии
  • данные прибора
  • значения температуры
  • подписи всех участников комиссии.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у владельца квартиры, а другой - у сотрудников ЖКХ, осуществляющих замер.

 

МАЛО ТЕПЛА ИЛИ НЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ?

Но для начала нужно обратиться в управляющую компанию. Вполне может быть, что коммунальщики не станут упрямиться и наведут порядок в своем хозяйстве.

Мы позвонили директору УК «РУК» Инге ЕФИМОВОЙ. Инга Олеговна поначалу решила, что речь идет о втором подъезде, потому как оттуда были жалобы на плохое отопление. Узнав, что жалуются жильцы третьего подъезда, поинтересовалась номером квартиры жалобщиков.

Но если мерзнут только в одной квартире, то это одна история, а если жалуются жильцы квартир всего стояка, то тут уж возникают вопросы к обслуживающей организации.

- Жителям нужно подать заявку, - сказала Инга Ефимова. - И по ней мы будем работать.

В принципе, это логично: если люди не жалуются, возможно, их все устраивает. Впрочем, вряд ли обосновано предположение директора управляющей компании о том, что в доме холодно, потому что он самый дальний, и тепло туда доходит в остаточном режиме. Если бы ресурсники плохо топили, то вряд ли холодно было только в отдельных частях дома.

Мы поинтересовались у специалистов, в чем может быть причина такого теплового режима в многоквартирном доме.

- Разбираться с системой отопления должны инженеры, а не сантехники, - пояснили коммунальщики. - Бывает, что в маленьких управляющих компаниях таких специалистов просто нет. Пусть обращаются за помощью к нам, мы поможем наладить температурный режим.

            Публично называть управляющую компанию, специалисты которой готовы помочь, мы не можем, чтобы это не расценили рекламой или недобросовестной конкуренцией. Но дать телефоны специалистов коммунальщикам из «РУКа» готовы.

 

МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ХОЛОД В КВАРТИРЕ?

- Мы оплачиваем электричество на обогрев помещения, наши дети мерзнут. Можем ли мы потребовать возмещения ущерба - в том числе и морального? - интересуются замерзающие жильцы.

По закону граждане имеют право требовать снижения платы за тепло на 0,15% за каждый час несоблюдения коммунальными службами вашей управляющей компании нормы температуры.

Проведя несложные вычисления, можно установить, что за 4 недели оказания услуги некачественного отопления дома плата за него снижается более чем на 90%.

Обычно коммунальщики добровольно не соглашаются на такой перерасчет, тогда придется идти в суд. И история знает примеры, когда россиянам удалось отстоять свои права. В частности в 2014 году жительница Пермского края взыскала у коммунальных служб 136 тысяч рублей за несоблюдение коммунальными службами своих обязательств по обеспечению ее дома теплом.

Заявление о перерасчете платы за отопление в Управляющую компанию можно скачать здесь.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться