Вы и мы
Людмила Жарская: «Мне хочется, чтобы люди сочувствовали и берегли друг друга»
История
04.02.2021

Людмила Жарская готовится отметить золотой юбилей творческой карьеры. Обнинцы давно знают и любят Людмилу Павловну как замечательную актрису, душевного человека и прекрасного собеседника.

«Вы и Мы» отправились в гости к Людмиле Павловне и узнали, почему в лексиконе актера не должно быть «не хочу», какое значение имеют аплодисменты и как шокировать зрителя.

 

РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД

- Вам было всего 17 лет, когда вы начали творческий путь. Как это получилось?

- Я с детства была очень артистичной, любила участвовать в сценках, различных постановках. А когда приходили гости, табурет и стихи были обязательным атрибутом! Вообще это было любимым занятием. Знаете, я недавно нашла поэму, которую разучивала с мамой, будучи маленькой девочкой - так вот, она на целых 11 минут!

- Тяга к театру у вас наследственная? Кто-то еще в семье или среди родственников близок к искусству?

- Нет. Эмоциональными были - особенно папа. Он прошел войну и иногда за праздничным столом 9 Мая рассказывал истории, говорил стихотворными фразами, вспоминая эти страшные дни. Думаю, это оказало влияние.

- И все-таки, Людмила Павловна, как вы попали в театр?

- Мне попалась на глаза газета с объявлением, что ДК ФЭИ объявляет набор в студию при театре. Ну и как тут не пойти? Летела на всех парах. Помню, что был большой конкурс, всех очень тщательно отсматривали.

И в конце, когда объявляли фамилии тех, кто прошел, и сказали, когда прийти на занятия, я очень надеялась услышать свою, но ее не произнесли.

- Обидно...

- Вы не представляете, как! Я была такая расстроенная, пошла домой, а через время мне позвонили и сразу пригласили на роль - совершенно небольшую, дальнего плана, в пьесе «Разгром» Александра Фадеева. В общем, это был этакий режиссерский ход - сначала не сказать фамилию, а потом позвать играть в театре.

- И как бы вы описали свою первую роль?

 - Неуклюже получилось (смеется).

 

ОТПЕЧАТОК ИСТОРИИ

-  О вас говорят как об актрисе, у которой никогда не было второстепенных ролей, только главные. Так ли это?  

- Ну нет. Разных персонажей приходилось играть. Не могу сказать, что все мои роли - главные.

- А больше всего вам какая запомнилась?

- Женя Комелькова из «А зори здесь тихие».

- Почему именно она?

- Знаете, я задумалась и боюсь, что не смогу дать однозначного ответа. Мне было 19, когда я ее играла, и образ Жени потряс меня еще тогда, но и откликается сильно в душе до сих пор.

- Это может быть связано с вашими родителями?

- Скорее всего. Я с огромной гордостью и патриотизмом играла Женю. Честно скажу, я очень деликатно и даже в какой-то степени болезненно отношусь к разговорам о Великой Отечественной войне. Иногда возникает ощущение, будто я сама ее прошла - так сильно эмоционально вовлекаюсь.

- Кстати, ваши родители посещали ваши спектакли?

- Конечно! К слову, один из них был «А зори здесь тихие», тогда я шокировала не только родителей, но и весь зал...

- Как же?

- С парнем, который играл немца, у нас до этого случился небольшой конфликт. И вот, согласно сценарию он должен меня застрелить и толкнуть ногой. И так сильно он это сделал, что я ударилась лицом о бревно. Он подошел, перевернул ногой моё бездыханное тело - голова была перекинута так, чтобы лицо было обращено в зрительный зал. А по лицу течет кровь. Знаете, зритель сначала замер, потом я слышала рыдание и оглушительные аплодисменты в конце. В те времена люди, конечно, были более впечатлительные.

- Есть ли для вас разница, как в конце зритель награждает вас аплодисментами - сидя или стоя?

- Огромная! Это очень особенное чувство, видеть зрителя аплодирующим стоя - честно скажу, всегда плачу. Это значит, что удалось эмоционально зацепить каждого человека, донести им мысль, быть с ними на одной волне. Вообще связь между актером и зрителем важна. Должна быть отдача, обязательно.

 

ЛУЧШИЙ АНТИДЕПРЕССАНТ

- Людмила Павловна, а бывало ли такое, что вы отказывались от роли? Вот не хочу, и всё.

- Этих «нехочушек» вообще в лексиконе актера быть не должно! Всем говорю: ты краска, а режиссер - художник, и у него кисти. Можно поспорить, подискутировать, рассказать свое видение, но никаких «не хочу». Не актерское это дело - капризничать.

- Вы как-то говорили, что вам тяжело заплакать. Но ведь многие из ваших персонажей плачут на сцене. Как удается?

- Тяжело по щелчку пальцев. Не понимаю, как у других это получается. У меня все сильно завязано на эмоциях. Я, честно признаюсь, потом неделю могу восстанавливаться после глубоких драматических ролей.

- Чем спасаетесь? Сладости, сон, прогулки?

- Огород! Это моё маленькое, но очень серьёзное хобби. Я ж Козерог (смеется). Мне дайте в землю рогами зарыться, и больше не надо ничего. Вот сейчас вовсю посевные работы веду у себя на подоконнике - цветы, ранние помидоры.

- Людмила Павловна, а есть ли какие-то актеры, которыми вы лично вдохновлялись?

- Вот сейчас скажу, и никто не поверит (улыбается). Но моя первая любовь была - Вася Лановой. Ох, как я его любила. Смотрела все фильмы с ним. Самый любимый, конечно, «Офицеры». Муж ревновал, однажды чуть даже до развода дело не дошло. Алиса Фрейндлих, Иннокентий Смоктуновский, Светлана Крючкова, Ирина Муравьева. Что же касается современных, особенно впечатлиться кем-то трудно.  

- Вы назвали актеров кино, но сами служите в театре. Вам хотелось попасть на большие экраны когда-нибудь?

- Так я снималась и в кино тоже! Правда, в эпизодических ролях, но тем не менее опыт есть. Ой, помню случай один. Шла съемка какого-то военного фильма, и костюмерша сильно запачкала моё платье. Так она мне выдала из реквизита - красивое такое - и сказала, что завтра принесет моё чистое, и поменяемся. Я пришла домой в этом роскошном платье, и мама долго удивлялась и спрашивала, откуда такое, говорила - отнеси туда, где взяла (смеется).

 

ОСОБЫЕ ЛЮДИ

- К юбилейному бенефису вы готовите «Странная миссис Сэвидж» - комедию американского драматурга Джона Патрика, где сыграете главную роль, Этель Сэвидж. Чем вы похожи с главной героиней?

- В образе Этель Сэвидж я ищу и нахожу некоторые черты своего характера. Мне, как и странной миссис Сэвидж, очень хочется, чтобы люди были полны сочувствия друг другу, чтобы жалели, понимали и оберегали друг друга.

 - Людмила Павловна, а вы бы советовали людям идти в театр и пробовать себя на этом поприще?

-  В народный театр я рекомендую приходить и пробовать себя! А что касается профессиональной карьеры, то тут, скорее, нет, чем да. И дело не только в высоком конкурсе, а больше в том, что, если не получится поступить, это может стать ударом на всю жизнь.

- Что бы вы пожелали себе в юбилей?

- Чтобы все шло так, как идет. Своим чередом.

Поделиться