Вы и мы
Инновации для иностранных специалистов
Наука
04.02.2021

Госкорпорация «Росатом» создает в Обнинске Центр ядерной науки и технологий

В соответствии с общемировыми тенденциями применения неэнергетических ядерных технологий в целях устойчивого развития Госкорпорация «Росатом» взаимодействует с рядом стран-новичков в создании национальных Центров ядерной науки и технологий. Двигателем прогресса являются квалифицированные кадры, способные к новаторской и продуктивной работе. Спрос на таких специалистов высок и будет расти в дальнейшем.

 

ПРОТОТИПА ТАКОГО ЦЕНТРА В РОССИИ НЕТ

Типовой проект Центра ядерной науки и технологий (ЦЯНТ) для стран-новичков включает исследовательский реактор и несколько научных лабораторий - в том числе лаборатории радиационного материаловедения, радиоизотопов, химии, IT, многофункциональные центры облучения и другие. По сути - это мини-исследовательский центр в стране-заказчике. Однако на сегодняшний день в России прототипа такого центра не существует.

Создание в Обнинске первого российского ЦЯНТ в рамках Инновационного научно-технологического центра, ориентированного на экспортные рынки и решение глобальных технологических вызовов в области ядерных технологий, станет новой страницей в истории наукограда.

Выбор Обнинска как первой площадки для ЦЯНТ обусловлен сетью расположенных в городе научно-исследовательских предприятий - включая ФЭИ, МРНЦ, ВНИИСХРАЭ и другие организации. Точкой сбора образовательных компетенций в поддержку развития центра станет Техническая академия «Росатома».

 

1500 СЛУШАТЕЛЕЙ ИЗ 45 СТРАН

Сегодня Техническая академия является центром сотрудничества МАГАТЭ. Среди 46 таких центров по всему миру академия стала единственной организацией, сотрудничающей сразу с тремя департаментами Международного агентства по атомной энергии в областях управления ядерными знаниями и развития людских ресурсов для ядерной энергетики и физической ядерной безопасности, а также в области неэнергетических применений ядерных и радиационных технологий.

Специалисты государств-партнеров «Росатома», начиная от руководителей ядерных программ и заканчивая операторами всех уровней, проходят обучение в Технической академии, впитывая и передавая полученные знания коллегам в своих странах.

- Развитие атомной индустрии в стране-новичке начинается с создания ядерной инфраструктуры. Для этого необходимо подготовить сотрудников министерств и ведомств, которые могли бы контролировать работу объекта использования атомной энергии, - убежден директор Международного центра подготовки персонала ядерной инфраструктуры Евгений ПАШИН. - С 2011 года в этой области в Технической академии прошли обучение более 1500 слушателей из 45 стран. Мы считаем, что уже обретенный опыт по подготовке персонала ядерной инфраструктуры зарубежных АЭС поможет академии стать надежным инструментом Госкорпорации «Росатом» и при осуществлении проектов по сооружению ЦЯНТ в части подготовки персонала.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ДЛЯ СТРАН-НОВИЧКОВ

В поддержку направления ЦЯНТ Техническая академия провела стажировку по возможностям использования и продления срока службы исследовательского реактора для специалистов из Индонезии, а также курсы для преподавателей стран-новичков по многофункциональным центрам облучения.

В рамках действующего проекта «Росатома» по сооружению ЦЯНТ в городе Эль-Альто состоялось обучение персонала развитию ядерной инфраструктуры Многонационального Государства Боливия. В 2020 году впервые был проведен курс «Медицинское применение ядерных технологий» для преподавателей университетов стран-партнеров «Росатома».

Помимо подготовки персонала боливийского центра, «Росатом» планирует сооружение центров ядерных наук и технологий в 11 странах. У каждого государства своя структура ЦЯНТ, зависящая от конкретных целей развития ядерной энергетики, располагающаяся на закрытой территории со своей инфраструктурой. Иными словами, ЦЯНТ - современный научно-социальный комплекс. А дать путевку стране для продвижения по научному пути - непростая задача.

 

ЦЯНТ ДОЛЖЕН СТАТЬ РЕАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПЛОЩАДКОЙ

- Процесс подготовки исследователя очень длительный. Невозможно подготовить ученого только на площадке вуза. В середине 90-х в ФЭИ мы объединили в единую систему филиалы кафедр ИАТЭ в учебно-научный центр. Студенты начинали готовиться к научно-исследовательской работе с третьего курса. В итоге дипломная работа выпускника вуза была полноценной научной работой. В будущем она обычно становилась частью его кандидатской диссертации, - говорит Евгений Пашин. - Эта методология может быть применена и при подготовке научных кадров ЦЯНТ. Задача - выстроить систему подготовки персонала на рабочем месте исследователя до того момента, как человек начнет самостоятельно проводить эксперименты и делать расчеты. А это значит, что российским ученым какое-то время придется сопровождать молодых специалистов, даже когда они уже начнут свою профессиональную деятельность в своей стране. Возможно, и не один год.

Создать ЦЯНТ в другой стране не очень сложно. Гораздо сложнее, чтобы этот ЦЯНТ стал реальной исследовательской площадкой. Для ученых Обнинска эта задача станет настоящим вызовом.

 

Поделиться