Вы и мы
«Образования без воспитания не существует», – уверена Ирина Строева, директор Технического лицея
Образование
04.03.2021

В последнее время очень модно стало среди молодых и не очень людей «искать себя». Взрослые люди никак не могут понять, чем заниматься и какой вид деятельности им интересен и доставляет удовольствие. И зачастую годами не могут определиться. Найти себя в профессии или хобби - важная задача и для детей. Если школьник до 11 класса не видит себя во взрослой жизни, это превращается в серьезную социальную и психологическую проблему.

Много лет помогает своим ученикам определиться с выбором профессии «Технический лицей» и его директор Ирина СТРОЕВА.

 

ГРАМОТНО МОТИВИРОВАТЬ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

Ирина Строева из тех директоров школ, которые не ищут идеальных учеников, коллектив вверенного ей учебного заведения не пытается избавиться от своих воспитанников, если они не показывают блестящие результаты. Цифры и баллы, отчеты и директивы не заслоняют учителям «Технического лицея» реальных детей, подвижных, шаловливых, внимательных и рассеянных, способных и не очень.  Всем им учителя стараются помочь раскрыться и определить свой собственный образ будущего.

Нужно признать, что не каждое образовательное учреждение может не просто вложить в детей информацию, а грамотно мотивировать ребенка учиться получать навыки, умения, знания, не говоря уж о том, чтобы ребенок с пятого класса знал, какую профессию он выберет в будущем. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Технический лицей» успешно справляется с этой задачей долгие годы.

Поначалу ребята прямо в школе получали профессии водителя, тракториста, оператора ЭВМ, секретаря-делопроизводителя и другие. Но времена изменились и сегодня ребята осваивают основы робототехники, учатся в кадетских классах с углублённым правовым обучением, танцуют и выбирают занятия в соответствии с требованиями времени. Профессиональные дисциплины в кадетских классах ведут специалисты, прошедшие педагогическую переподготовку. Так, курс «Основы правовых знаний» кадетам помогает освоить майор МВД в отставке Нина КУДРЯШОВА.

 

ДЕБЮТНАЯ ИДЕЯ, КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ И МНОГО НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

В 2008-2009 гг. было принято решение открыть кадетские классы.

- Как возникла эта идея? - интересуемся у Ирины Строевой.

- Это было коллегиальное решение, - уверяет Ирина Александровна. - В советский период воспитательная и патриотическая работа были хорошо отработаны и централизованы. Нам пришлось в 2008 году провести очень большую подготовительную работу. Никаких методических рекомендаций не было, но было много неравнодушных людей. Как раз в это время выпускник школы № 8 Игорь МАЗЕЛОВ был руководителем ОМВД  России по городу Обнинску. Он очень много сделал для того, чтобы идею кадетских классов воплотить в жизнь.

И 1 сентября 2009 года при поддержке УВД России по Калужской области в лицее открылись два кадетских класса. Помимо предметов школьной программы лицеисты получают дополнительные знания по правовым дисциплинам, основам безопасного поведения, занимаются спортом.

Кадеты с удовольствием изучают медподготовку, огневую подготовку, современные и бальные танцы. Ученики кадетских классов занимаются в тире ДОСААФА. 10 школьников имеют 2 разряд по стрельбе, есть и перворазрядники. Ребятам не трудно за полминуты разобрать автомат. С нетерпением десятиклассники ждут начала занятий по стрельбе из пистолета.

 

УТРЕННЕЕ ПОСТРОЕНИЕ КАДЕТОВ «ТЕХНИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ»

Каждый будний день, перед началом обучения, кадеты лицея собираются на построение. И здесь не бывает напоминаний - каждый кадет знает, что проверка готовности личного состава - это неотъемлемый атрибут воинской жизни, имеющей свой, неповторимый уклад.

Ребята в форме сотрудников полиции выглядят взрослыми, дисциплинированными и серьезными. Даже не верится, что они могут, как и все дети, шалить или разговаривать на уроках. Но если внимательно присмотреться, можно увидеть, что не у всех кадетов на форменных рубашках есть погоны. Оказывается, это такая форма воздействия на поведение воспитанника: при плохом поведении он не имеет права носить погоны.

- Я плохо себя вел и разговаривал на уроках, - признается юный кадет. - Но сейчас я учусь без троек и стараюсь вести себя хорошо.

Не сразу, но со временем все ребята понимают, что мало самому хорошо учиться, нужно еще не мешать получать знания своим товарищам.

Во время построения  подполковник МВД в отставке Сергей СОЛОДУХО осуществляет проверку присутствия кадетов, внешний вид, опрятность, чистоту одежды, наличие или отсутствие всех необходимых элементов формы и принадлежностей, готовность к занятиям. У всех кадетов должны быть носовые платки и расчески. Все действия отработаны: воспитанники дружно показывают наличие платка и расчески. Вроде бы пустяк, но вся система ритуалов направлена на то, чтобы ребенок мог сосредоточиться и начать день в школе серьезно и позитивно. В случае,  если  есть замечания по внешнему виду, поведению, успеваемости,  кадету дается  время  на устранение недочетов. Дисциплина - одно из качеств, что успешно должно быть привито кадетам.  

После проверки внешнего вида кадеты получают распоряжения от руководителя на ближайшее время, к которым ребята относятся со всей серьёзностью.

Надевая погоны и давая клятву служить Родине, каждый юный кадет осознает, что отныне действует во имя своей чести и достоинства. Кадетские классы воспитываются в лучших воинских традициях России. В основу ложатся любовь и верность к Родине, патриотическое воспитание. Уважение к людям и самому себе. Дисциплинированность и ответственность во всём. Построения, как обязательная часть военной жизни юных кадетов, позволяет привить все эти качества будущим защитникам Родины.

- У многих ребят родители работают в полиции, и дети собираются продолжить дело своих родителей, - рассказывает Ирина Строева. - Они понимают, что такое служба и с удовольствием готовятся к своей будущей профессии.

- Закончив кадетские классы, наши ребята могут поступать в академию МВД, - рассказывает подполковник Сергей СОЛОДУХО. - Там наши выпускники получают звание сержантов и становятся командирами отделений.

 

УЧЕБА - ЭТО РАБОТА НА БЛАГО РОДИНЫ

Руководство ОМВД России по г. Обнинску, Общественного совета и ветеранов регулярно встречаются с учащимися кадетских классов. Представители МВД и православной церкви рассказывают кадетам о профессии полицейского и важности данной службы, о доблести, а также о нравственных и духовных ценностях, неотъемлемых для каждого гражданина нашей страны.

Гости напоминают ребятам о том, что хорошая учеба - это уже работа на благо Родины. А кадеты демонстрируют не только военную подготовку, но и свои творческие способности. И оказывается, что любой ученик может научиться танцевать кадетский вальс. И, конечно, никого не оставляет равнодушным церемония выноса флага Российской Федерации, который педагоги и учащиеся старших кадетских классов вывозили на мотоциклах под бурные аплодисменты. До пандемии в лицее регулярно проводился конкурс строя и песни среди учащихся, в том числе с повышенными требованиями к  кадетским классам правоохранительной направленности. В этом году традиция  была сохранена с соблюдением всех санитарных правил и разграничения одновременного присутствия классов.

В рамках «Недели мужества»  руководство обнинской  полиции и ветераны  Великой отечественной войны проводят уроки мужества.

Кадеты внимательно и с большим интересом слушают приглашенных гостей, которые уже не раз проводили уроки мужества и тематические встречи в стенах лицея.

Учащиеся кадетских классов принимают участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, шествии Бессмертного полка и поздравляют ветеранов.

           

 

НАСТОЯЩИЙ ДИРЕКТОР И УЧИТЕЛЬ, А НЕ ТОЛЬКО МЕНЕДЖЕР И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

На парадах, посвященных Дню Победы, подрастающее поколение будущих полицейских демонстрирует высокий уровень строевой подготовки. Строевым шагом кадетские классы идут в параде войск обнинского гарнизона под звуки духового оркестра.

Заслуженные слова похвалы в адрес кадетов, их учителей и родителей неоднократно звучали из уст главного полицейского города, председателя Совета ветеранов Гимзера ДЗАДЗАМИЯ, заместителя начальника ОМВД Юрия ХРИПУНОВА и других полицейских.

Немало хороших слов от гостей лицея звучит в адрес его директора Ирины Строевой. Военные и штатские, дети и родители отмечают, что Ирина Александровна не просто менеджер и руководитель, а настоящий Учитель, умеющий слушать и слышать. А главное, человек, очень любящий детей.

- Она умная и добрая, - говорит юная лицеистка о директоре школы. - Поэтому у нее все получается.

- Нет образования без воспитания, - уверена Ирина Александровна. - Дети видят требовательность и строгость учителя, его умение понимать и прощать, и даже посмеяться над своими ошибками, и многое другое, на что взрослые порою не обращают внимания. И все это воспитывает.

 

«РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ МОЖНО ТОЛЬКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогический состав школы, возглавляемый Ириной Строевой, принимает активное участие в реализации национального проекта «Образование».  Это воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

На протяжении пяти лет в лицее проводятся занятия по робототехнике. И ежегодно задача перед коллективом усложняется. С этого учебного года лицей приступил к реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка». Это формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

- Наша школа стала площадкой по реализации технической направленности дополнительных общеразвивающих программ, - рассказывает Ирина СТРОЕВА, - а именно: 1-4 классам предложен курс «Основы робототехники Lego, 5 классам - IT-технологии (инженерная робототехника), 6-9 классам - IT-технологии (творческая робототехника). По программе «Точка роста» переоборудованы в лицее специальные помещения, закуплена школьная мебель, поступает из Министерства образования и науки Калужской области оборудование (6 комплектов по робототехнике, 7 ноутбуков и др.). Системой дополнительного образования данного направления охвачено 180 человек. Ребята участвуют и побеждают в конкурсах, а учителя с интересом наблюдают за тем, что еще придумают креативные ученики.

- Развивать способности можно только в деятельности, - продолжает Ирина СТРОЕВА. - Только пробуя, можно получить навыки. Нужно предоставлять детям возможность попробовать себя в разных областях, проводить экскурсии, встречи с людьми разных профессий, участвовать в практической деятельности. И не удивительно, что к 11 классу ученики «Технического лицея» многое знают о том, где могут понадобиться их руки и умы, и проблема выбора профессии для них становится размышлением о том, чем они реально могут и хотят заняться во взрослой жизни.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться