Вы и мы
Осторожно, дети!
Трагедия
04.03.2021

ОБНИНСК ПРОСТИЛСЯ С ПОГИБШЕЙ ШКОЛЬНИЦЕЙ

В первый день весны ученики и учителя обнинской гимназии, родные и близкие пришли проститься с одиннадцатиклассницей Алиной. Девочка закончила жизнь самоубийством.

В причинах произошедшего в настоящее время разбираются сотрудники Следственного комитета. Рассматриваются все версии гибели несовершеннолетней. Приносим соболезнования родным и близким Алины.

 

Профилактика

УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДУПРЕДИЛИ О ПЛАНИРУЕМЫХ 3 МАРТА САМОУБИЙСТВАХ ПОДРОСТКОВ В СОЦСЕТЯХ

В первые дни весны российские подростки стали получать в соцсетях предложение совершить суицид в прямом эфире 3 марта. Возможно, очередная атака на наших детей осталась бы незаметной, если бы в полицию не позвонила девочка и не рассказала о преступном предложении. Учительская общественность среагировала мгновенно и разослала в родительских чатах письмо-предупреждение.

Обнинские педагоги и родители получили тревожное сообщение 2 марта. Текст данного послания мы публикуем полностью, потому что несмотря на то, что 3 марта обошлось без трагедий, тема доведения школьников до самоубийств через соцсети по-прежнему остается очень актуальной.

«Уважаемые коллеги! В ряде социальных медиа зафиксирована информация о планируемых самоубийствах подростков в сети ТikТok 3 марта 2021 года.

Мы наблюдаем сезонность возникновения волн тревоги и страшных новостей о подростках. Когда информация о трагедиях активно распространяется, то создаются чувства ужаса и беспомощности, может нарастать паника. Зачастую вызывается волна дополнительного распространения информации и фактически косвенной рекламы события. Формируется Эффект Вертера.

В целях корректной организации профилактической работы необходимо с учетом учебного календарного графика обеспечить обучение всех несовершеннолетних в соответствии с расписанием занятий и мероприятий дополнительного образования. По расписанию проходят все мероприятия календаря Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха в 2021 году, в том числе по экологии и физической культуре и спорту, а также волонтерского проекта «Большая перемена» (Информация о проектах «Большой перемены» доступна на сайте bolshayaperemena.online).

Необходимо обратить особое внимание на обучающихся, систематически пропускающих занятия и тех несовершеннолетних, которые в данный день не пришли вовремя к началу учебных занятий. Следует незамедлительно выяснить у родителей (законных представителей) о месте нахождения ребенка.

Исследования причин и условий совершения суицидов показывают, что подростки чаще всего делятся своими намерениями с одноклассниками, друзьями.

В связи с этим, наиболее важным является системная проработка вопросов поддержки каждого ребенка со стороны ответственных взрослых вместе с самими подростками. Например, предложить самим подросткам обсудить: «как понять, что однокласснику/другу плохо», «к кому можно обратиться за помощью», «если я узнал, что одноклассник/друг собирается сделать рискованное действие - как я поступаю, как важно поступить».

Целесообразно с методической поддержкой главных внештатных педагогов-психологов в региональных системах образования дополнительно проработать возможности психологической поддержки по актуальным рискам в каждой образовательной организации, включая короткие памятки для классных руководителей и родителей с учетом базовых положений:

- разделять чувства;

- разрешить выразить свои эмоции (страх, гнев, обиды, раздражение, испуг);

- дать возможность отреагировать на критическую ситуацию;

- обсудить уязвимые места и противоречивые чувства, эмоциональную опустошенность;

- обсудить включенность ребенка в разные сферы жизни, вклада в общее дело;

- дать почувствовать, что Вы рядом с ним;

- спросить, как вести себя, как помогать, чтобы помочь, когда ему плохо.

Минпросвещения России просит использовать данные рекомендации для оперативной работы в ближайшее время.

 

Воспитание

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖИВАЕТ МОДУ НА САМОУБИЙСТВА

На неустойчивую психику подростков действует очень много факторов, которые могут отвести ребенка от пропасти, а могут и подтолкнуть к решению о самоубийстве. Соцсети в этом плане порою очень изобретательно пытаются убить ребенка.

Однако и окружающие маленького человека люди не всегда могут грамотно подготовить ребенка к преодолению жизненных трудностей. У родителей мало опыта в воспитании детей, а школы слишком долго приспосабливаются к новым условиям, поэтому спокойно относятся к статусу подростка в соцсетях «порою так не хочется жить». И на уроках литературы вместо того, чтобы использовать возможность обсудить волнующие подростков проблемы, учителя повсеместно пиарят самоубийства, мол, общество такое плохое, что еще оставалось делать героине? - Только утопиться! И даже если ребенок не согласен с такой точкой зрения, ему дают понять, что он просто не осознал исторические условия в которой действует герой.

 

ГЛУБОКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОРНИ

Обнинские педагоги ежемесячно встречаются и обсуждают психологические проблемы подростков, потому как именно на школьные годы приходится очень сложный период становления человека.

Психологи тоже обеспокоены, что суицидальные настроения распространяются как мода. Нужно отметить, что мода на самоубийства существовала давно. Сто лет назад гимназисты и гимназистки охотно расставались с жизнью исключительно для того, чтобы показать, какой глубокой личности лишилось человечество. Двести лет назад, начитавшись мрачных немецких романтиков, за пистолеты хватались молодые люди с кашей в голове.

Сегодня на уроках литературы российским старшеклассникам активно вкладывают в голову такое же романтическое отношение к самоубийству, как и двести лет назад.

 

ПО-ПРЕЖНЕМУ «ЛУЧ СВЕТА»?

Давайте посмотрим на то, как и какие произведения изучают в старших классах на уроках литературы? Самоубийца Катерина из «Грозы» - «луч света в темном царстве», Бедная Лиза у Карамзина - тонкая и трепетная натура, которая не может пережить любовного разочарования, Желтков из «Гранатового браслета» преподносится школьникам, как необыкновенный человек, умеющий любить и чувствовать, а не как манипулятор, преследующий понравившуюся женщину и отравляющую ей жизнь своими письмами.

И все это положительные герои, о странности поведения которых говорить не принято. Хотя есть отличный повод сформировать у детей негативное отношение к самоубийству, как к способу решать свои психологические и бытовые проблемы.

Ученики 10 и 11 классов даже если они категорически против самоубийства, обязаны прочувствовать и запомнить точку зрения учителя и школьной программы, транслирующих мнение критиков, которые никогда не были педагогами. Перед Добролюбовым, Островским, Куприным, Буниным не стояла задача вооружить подростка правильными установками, которые помогут ему в жизни, а не будут подталкивать к тому, чтобы утопиться, повеситься или полетать, как птица с крыши многоэтажки.

Стоит ли после этого удивляться, что чувствительные и романтические детишки перестают ценить жизнь и чувства своих родных и близких?

 

ЖЕСТКИЙ РАЗГОВОР ИЛИ УБИЙСТВЕННАЯ РОМАНТИКА?

Школьная программа не предлагает учителям рассказывать детям о том, что самоубийство - это смертный грех, и самоубийц в России хоронили за оградой кладбища. Считается, что это очень жестоко. Еще более жестоко объяснить детям, что в суициде ничего романтического нет: упавший с крыши будет выглядеть очень неприглядно, как и повесившийся или отравившийся, потому как моча и кал никак не украшают труп. Но предлагающие суицид соцсети и формирование романтического отношения к самоубийству заканчиваются трагически.

Опытные учителя, которым дети доверяют, подтвердят, что подростки сами часто начинают разговор о самоубийстве. И учителя, и родители должны быть к этому готовы. Даже вполне благополучные дети, которые не собираются вешаться, тем не менее хотят проговорить эту тему. Дети дают взрослым возможность помочь им и объяснить что-то очень важное. Например, что жизнь - это ценность, что часто она кажется очень тяжелой, только потому что человек сосредоточен на себе и не думает о других людях. А если и думает, то только в плане того, как привлечь к себе внимание.

Если с раннего возраста научить ребенка думать и что-то делать не только для себя, но и для своих родителей, друзей или бездомных котиков, то многие проблемы подросткового возраста будут не так остро чувствоваться.

Адекватно ответить на провокации безответственных людей и в реальности, и в соцсетях некоторым детям, да и взрослым, бывает очень непросто. Большинству помогают четкие жизненные установки, участливое отношение, возможность проговорить свои проблемы, но иногда не обойтись без профессиональной помощи.

 

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

- К сожалению, в нашей культуре существует традиция давить на ребенка, - признает педагог Лариса БЕНДАКОВА. Важно, в семье и школе не запугивать, не говорить им: «Вы не сдадите ЕГЭ и никуда не поступите». Многие дети и так не уверены в себе, их нужно поддержать, а запугивать. К сожалению, такая традиция существует.

Если так действуют и в школе, и дома, ребенку часто не обойтись без клинического психолога.

- Нужно чаще говорить детям: «У тебя все получится! Дорог много! Не получится пойти по одной, пойдешь по другой. У некоторых подростков черно-белое мышление, нужно открывать им мир во всем его разнообразии и сложности, - уверена Лариса Владимировна.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться