Вы и мы
Проект по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда реализуется медленно, но верно
Транспорт
11.03.2021

В феврале прошлого года ООО «Центр информационной поддержки» выиграло открытый конкурс¸ организованный администрацией наукограда по отбору оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в общественном транспорте города. 

 

ТРАНСПОРТНЫЙ ДИДЖИТАЛ

Необходимость такой «цифровизации» зрела давно - многие люди сегодня предпочитают расплачиваться за покупки или услуги не при помощи наличных денег, а картой. Электронные платежи, по мнению горожан - это быстро, удобно и сильно экономит время.

Маршрутные такси и автобусы, впрочем, долгое время оставались верными наличке, хотя разговоры об установке валидаторов, обеспечении транспортных средств терминалами оплаты велись на всех уровнях, даже разрабатывались определенные проекты, но каждый раз реализацию что-то стопорило.

В прошлом году наконец-то цивилизация пришла в Обнинск, который, к слову, стал первым городом в Калужской области, где началась продажа и активное внедрение транспортных карт (ТОК). 

Сперва валидаторы появились на маршрутах № 9, 13, 14 и 17, сами транспортные средства были отмечены специальными стикерами, чтобы пассажиру было понятно, что здесь он может пользоваться ТОК.

 Приобрести карты жители наукограда могут в почтовых отделениях и в офисе оператора: улица Курчатова, д. 36, офис 47 (вход с торца). Там же можно пополнить баланс и задать любые вопросы по работе системы. Отметим, что карта не содержит никакой личной информации, читайте, обезличена. Это удобно для детей и тех категорий граждан, у кого нет единого социального проездного билета.

Впрочем, при наличии валидатора, расплатиться можно и непосредственно банковской картой, от чего возникает справедливый вопрос: так ли нужны Обнинску ТОК?

 

«РЕБЕНКУ КУПИЛА, САМОЙ НЕ НУЖНО»

Мнение о необходимости транспортных карт у обнинцев разнится. Кто-то находит нововведение удобным, кому-то ТОК не нужен совершенно.

- В тех маршрутках, где есть терминалы оплаты, плачу картой, на всякий случай всегда имею с собой немного налички, потому что не везде еще установлены валидаторы. Мне лично транспортная карта отдельно не нужна, для меня ее покупка и пополнение выглядит дополнительной и ненужной хлопотой, - рассказывает жительница Обнинска Дарья.

- Купила отдельно сыну транспортную карту, он школьник, мне так спокойнее, что не потеряет мелочь, и всегда будут деньги на проезд. Мне лично отдельно карта не нужна - плачу всегда наличкой, - говорит обнинчанка Ирина.

Вторая проблема: некоторые водители, кажется, не совсем понимают, как работать с валидаторами. Недавно молодой человек ехал на маршруте № 13 и хотел оплатить проезд картой, но аппарат упорно отказывался печатать билет.

- Давайте я вставлю карту и так оплачу, - предложил парень водителю.

- Нет! Извините, я не знаю и не понимаю, как эта штука работает, - отказал маршрутчик.

В итоге парню пришлось искать по карманам мелочь. Один плюс - доехал он тогда за 17 рублей вместо 22.

Но, как заявила начальник Управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина, со всеми водителями и пассажироперевозчиками оператор провел обучение, впрочем, провести дополнительный ликбез для тех, кто что-то забыл тоже не проблема.

- Возможно, водитель был новеньким, - предположила Анна Валерьевна. - Потому что все, кто работал в 2020-м году в Обнинске прошли обучение. Но в случае если пассажиру отказывают в оплате или говорят, что не умеют пользоваться валидатором, сообщайте информацию в администрацию города телефон 396-21-20, чтобы мы могли провести проверку и разобраться с ситуацией. Информация от пассажиров  нам очень нужна для возможности своевременного принятия мер.

В ОБХОД СИСТЕМЫ

Кстати

Карты ТОК не сразу прижились в городе, но прогресс есть: в декабре картой пассажиры воспользовались - 253 раза; в январе - 357; в феврале - 476.

Растет популярность и безналичной оплаты. Согласно отчетам: в декабре - 21335 транзакция, в январе - 20039; в феврале - 38750.

Еще одна сторона медали: с появлением валидаторов и возможности электронной оплаты, некоторые водители начали хитрить и просить пассажиров перевести им деньги по номеру телефона.

В этом случае, как настоятельно советует Анна Еремина, следует записать номер транспортного средства, маршрута, по возможности узнать имя водителя и сообщить в администрацию. Такого ушлого гения с крайне высокой вероятностью привлекут к ответственности.

- У нас регулярно проводятся проверки совместно с налоговой инспекцией, первые результаты уже видим,  водители все чаще выдают билеты, ну а если нет, то их ждёт наказание - рассказывает Анна Валерьевна. - Мы довольно быстро перешли на автоматизированную систему оплаты проезда, но период адаптации все равно занимает  некоторое время. Мы работаем над упрощением системы и хотим в ближайшем будущем прийти к тому, что платить за проезд жители будут, в большей мере,  при помощи карт, но альтернатива должна быть. Право, какой способ оплаты выбрать, остается за пассажиром.

По мнению Анны Ереминой именно так выглядит транспортный прогресс, необходимый Обнинску и нужно идти вперед, ведь городу первых регресс не положен как минимум по статусу.

 Любовь МЕДУШЕВСКАЯ

 

Поделиться