журнал
Калужская область стала одним из первых регионов, где будет реализован федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Всего сюда вошли 152 региональных школы, из которых 17 - учебные заведения наукограда.
Как оказалось, обнинские школы к федеральному проекту были готовы задолго до идеи его возникновения.
ЭТО НЕ СТРАШНО. ЭТО БУДУЩЕЕ
Наученные горьким опытом пандемии, когда дети безвылазно сидели дома, уставившись в экран компьютера, родители с огромной долей скепсиса и даже опаской отнеслись к идее проекта «Цифровая образовательная среда». Произошла подмена понятий и большинство мам и пап в едином порыве решили, что ЦОС - про тотальный переход на дистанционное обучение, отсутствие живого диалога и связи «учитель-ученик», а также перманентное нахождение чад дома.
Особо пессимистичные уже спрогнозировали своим детям проблемы со здоровьем от постоянного нахождения за монитором компьютера, попутно забывая, что дети, когда у них заканчиваются уроки и так проводят почти все свое свободное время в обнимку с гаджетами, читайте, пялятся в экран.
Но оставим софистику и вернемся к фактам.
ЦОС пришел в Обнинск и это нужно принять и постараться понять, что данный проект направлен на удобство обучения, и никоим образом, не ставит перед собой цель переложить ответственность с плеч директоров школ и учителей на плечи родителей.
ОБНИНСК БЫЛ ГОТОВ ЕЩЕ ВЧЕРА
Согласно проекту все школы должны быть подогнаны под единый цифровой стандарт. На данный момент известно, что в список требований входит обеспечение образовательных учреждений широкополосным доступом в сеть интернет, в том числе и беспроводным - wi-fi, наличие локальной сети, создание условий для реализации дистанционных образовательных технологий и гарантия равных доступных возможностей для образования обучающихся вне зависимости от места их проживания.
Плюс ко всему проект предполагает наличие видеонаблюдения в кабинетах, где проводится итоговая государственная аттестация, а также рабочие камеры у входных групп для обеспечения безопасности школьников.
Как вы понимаете, в большинстве учебных заведений наукограда все вышесказанное уже давно есть и успешно используется.
- В рамках реализации проекта, скорее всего, мы должны будем провести работу с каждым образовательным учреждением, чтобы понять, насколько хорошо в той или иной школе продумана IT-инфраструктура, - говорит начальник управления общего образования Татьяна Волнистова.
Надо отметить, что директора школ и без специальных проверок и федеральных проектов и так ежегодно покупают и обновляют компьютерную технику за счет средств субвенции или от приносящей доход деятельности - от сдачи в аренду помещений или за оказание дополнительных услуг на платной основе.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ПРО САНИТАРНЫЕ НОРМЫ
При использовании электронных средств обучения во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
Если панируется демонстрация обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих её фиксацию в тетрадях, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей 5-7 лет - 5-7 минут; для учащихся 1-4-х классов -10 минут; для 5-9-х классов - 15 минут.
Общая продолжительность использования на уроке интерактивной доски не должна превышать: для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера: для детей 1-2-х классов - 20 минут, 3-4-х классов - 25 минут, 5-9-х классов - 30 минут, 10-11-х классов - 35 минут. Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
- В итоге мы должны будем привести все школы Обнинска к единому IT-стандарту, - продолжила Татьяна Валерьевна. - Результатом соответствия будет являться наличие беспроводной сети с уверенной зоной покрытия во всех учебных помещениях. Осуществление видеонаблюдения за входными группами. Оснащение не менее 25% учебных кабинетов средствами организации видео-конференц связи для применения дистанционных образовательных технологий или средствами видеонаблюдения для контроля над проведением процедуры государственной итоговой аттестации и безопасности обучающихся. В принципе, большинство школ уже готово.
Также в результате реализации проекта ЦОС, не менее 60% учителей должны быть обеспечены персональным устройством - ноутбуком или компьютером.
- Не могу говорить о процентах, но точно скажу, что педагоги начальных классов обеспечены, также имеются устройства во всех предметных кабинетах - физики, химии и так далее. Плюс компьютерные классы и даже не по одному в каждой школе, - рассказывает Волнистова.
Кроме того осуществляется внедрение и широкое применение интерактивных досок. Если брать, например, новые школы, то они используются повсеместно.
В результате обновления структуры, получится, что 100% педработников будут иметь доступ к различным сервисам и образовательному контенту, то есть при подготовке к урокам смогут использовать дополнительные учебные материалы.
Не менее 20% занятий можно будет проводить при помощи цифрового образовательного контента. Не менее 10% уроков - с использованием интерактивных образовательных материалов, в том числе виртуальных лабораторий и симуляторов.
СТРОГО ПО ЗАПРОСУ
Вернемся к тому, с чего мы начали - родители боятся, что ЦОС - это про дистанционное обучение и перекладывание ответственности.
Но это далеко не так. Да, система предполагает обеспечение дистанционного обучения, но с точки зрения наличия компьютерной техники и сети интернет; и использоваться дистант будет в случае эпидемии или карантина. Основываясь на имеющийся уже опыт, должна быть гарантия, что учителя беспроблемно смогут выйти в сеть и нормально провести урок, используя для этого все необходимые материалы.
Также дистанционка доступна для лиц с ограниченными возможностями здоровья и для обучающихся малокомплектных школ. Но только в том случае, если на это будет запрос от родителей. То есть никакого «добровольно-принудительно», все строго по инициативе семьи и с заключением соответствующего соглашения.