журнал
На днях наша читательница рассказала, что стала случайно свидетельницей разговора двух пожилых женщин в маршрутке. Одна другой жаловалась на несносного зятя и черствую дочь, и в конце мечтательно сказала, что неплохо было бы, если бы о ней заботился социальный работник. «А так он мне не положен, я же живу с детьми», - сокрушалась старушка. Но, как мы потом выяснили, престарелая пассажирка ошибалась.
УСЛУГИ МОЖНО ВЫБРАТЬ
Сегодня профессия соцработника остается одной из самых востребованных. К сожалению, зарплаты у них невысокие, но труд очень ответственный. Как рассказала нам директор ГБУ КО «Обнинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Наталья БАКАНОВА, в наукограде под ее руководством работают всего 8 соцработников. А обслуживают они 134 человека. Каждого посещают два раза в неделю.
Обратиться за такой помощью в данный центр могут пенсионеры и инвалиды, частично утратившие способность к самообслуживанию. Разумеется, им необходимо представить справки - из Пенсионного Фонда, из ЖЭУ и из медучреждения. В большинстве случаев в центре людей избавляют от хождений по инстанциям и делают запросы туда самостоятельно. В Обнинске такое межведомственное взаимодействие хорошо отлажено. Бывает, что соцработника прикрепляют к временно неработающим гражданам, получившим травму.
Определенным льготным категориям граждан соцработники помогают бесплатно. Скажем, участникам войны. Для остальных оплата варьируется в зависимости от размера пенсии. Но она в любом случае символическая.
Для каждого подопечного составляется индивидуальный список услуг, которые входят в общий перечень различных видов помощи, предоставляемой центром социального обслуживания граждан.
КОГДА ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ СИЛЬНОЙ
Чаще всего маломобильные граждане просят убрать у них в квартире и сходить за продуктами. И вот здесь нередко у соцработников возникают сложности.
- По трудовому законодательству женщина не должна поднимать больше 7 килограммов. А пожилые люди иной раз такой список продуктов напишут, что волей-неволей принесешь все 25 килограммов. Наши сотрудницы пытаются объяснить подопечным, что им тяжело таскать такие тяжести, но те все равно упрашивают принести все по списку, - рассказала Наталья Баканова.
И сердобольные соцработники идут людям навстречу. Как и в ситуации, когда вместо одного пожилого и больного человека приходится ухаживать сразу за двоими. Потому что нередко жители Обнинска приглашают к себе пожить таких же, как и сами, немощных родственников из других регионов и стран ближнего зарубежья. Как отметила Наталья Михайловна, это, кстати, одна из главных отличительных черт жителей наукограда.
И, с одной стороны, очень хорошая черта - люди у нас добрые. Но, с другой стороны, дополнительная нагрузка ложится на соцработников.
- Вот приходит наша сотрудница к бабушке, а у той такая же больная и слабая сестра живет. Продуктов им уже нужно принести больше, лекарств купить - больше и соответственно количество мусора, который нужно выбросить, тоже увеличивается. А оплату сотрудница получает только за одного человека, - рассуждает Наталья Баканова.
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ИСПОРТИЛ МНОГИХ
Сейчас центр берет на обслуживание даже тех пенсионеров и инвалидов, которые живут вместе с родственниками. Звучит это на первый взгляд странно. Но факт остается фактом. Если дочь или сын не хотят ухаживать за своей матерью, это делает соцработник.
В этих случаях уборку они проводят не во всей квартире, а только в комнате своего подопечного. И так по всем остальным пунктам. Правда, случается, когда дети этих стариков отказываются открывать соцработникам дверь. И чаще всего, как рассказала нам Наталья Михайловна, так ведут себя именно дочери. С сыновьями у родителей отношения складываются благополучнее.
А с жалобами в центр социального обслуживания чаще всего приходят, как это ни странно, вообще посторонние люди. К примеру, недавно туда заявилась группа старушек, недовольная тем, что зять-вдовец регулярно приходит ухаживать за своей тещей - их подругой.
Дескать, чего он к ней повадился ходить, если дочь пожилой женщины уже умерла? Этот вопрос привел сотрудников центра в недоумение. «А что же тут плохого?» - поинтересовались они. Потом из разговора выяснилось, что пенсионерки претендуют на жилплощадь своей больной подруги и переживают, что зять может стать их конкурентом.
И вот со всеми этими людьми нужно поговорить, посочувствовать им, в чем-то убедить или переубедить. Даже если они не правы, нужно быть предельно вежливыми и терпеливыми. Таков профессиональный кодекс.