Вы и мы
УФАС пригрозило администрации Обнинска
Под острым углом
08.04.2021

Эксперименты с автобусными маршрутами ставят в тупик и чиновников, и горожан.

Год назад мы с азартом рассказывали читателям о том, как благодаря мудрости властей Обнинска и правильной организации конкурсов на обслуживание городских автобусных маршрутов, казна города начала зарабатывать на том, за что раньше она же платила.

Если раньше город ничего не получал, то благодаря новой практике уже предприниматели стали предлагать деньги за право работать в наукограде. Рекордсменом в этом плане в 2020 г. стало ООО «Авторегион +» (Алексей Арутюнян), предложившее городу 6,7 млн. рублей за право обслуживать маршрут № 13.

Казалось бы, отличная практика?

Но власть в городе сменилась. Руководит администрацией нынче доктор экономических наук Татьяна Леонова и - ​не знаем, связаны ли эти события друг с другом - ​но торги вдруг стали проводиться странным образом. Выгодой для казны Обнинска и не пахнет, при этом местные предприниматели жалуются в УФАС и прокуратуру на незаконные действия администрации, считая, что их права нарушаются.

Так, 2 февраля состоялся аукцион, на который были одним лотом выставлены сразу два маршрута - ​№ 15 и № 18. На него заявились три соискателя, но двоих - ​ООО «Вираж» и ООО ТК «Автосеть» просто не допустили до торгов - ​по формальным основаниям. В итоге конкурс признали не состоявшимся и заключили муниципальный контракт с единственным участником, который был допущен. Естественно, заключили по номинальным условиям, когда выгода города как таковая отсутствует.

При этом, повторимся, основания для недопуска двух участников до торгов формальные, то есть, как таковые отсутствуют.

Из письма директора ООО «Вираж»:

«... правильная политика по проведению двух аукционов (маршруты № 18 и № 19) принесла в бюджет города более шестисот тысяч рублей, а общая сумма дохода в бюджет по итогам проведенных в 2020 г. аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, составила более 16 млн. рублей (поставщики оплатили за право заключения контракта).

Возникает законный вопрос: какая причина, какое отсутствие возможности осуществить закупку конкурентным способом побудило администрацию проводить закупку у единственного поставщика?»

Вопрос действительно интересный: вот есть люди, готовые платить за возможность работать, но город предпочитает потратить «лишние» деньги... почему?!

Внятного ответа на него пока, увы, не имеется.

Дальше - ​интереснее. Городские власти не только решили прекратить зарабатывать на перевозках, но и начали экспериментировать. Ранее мы обращали внимание, что на торги маршруты выставлялись не на полный календарный год, а только на 10 месяцев. Теперь власти Обнинска пошли дальше - ​маршруты предлагается обслуживать в течение 2‑3 месяцев. В смысле, муниципальный контракт с перевозчиком заключается только на этот - ​крайне укороченный - ​срок.

Понятно, что при таком контракте компании, которая заходит на линию, нет смысла думать о каком-то качественном улучшении предлагаемых услуг по перевозке. Как можно планировать обновление, например, автопарка, оборудования или улучшения качества услуг, если уже через два месяца контракт истекает, а новый конкурс может выиграть совсем другое предприятие?

- Автобус - ​не ручка, его так просто не заменишь, - ​возмущаются частные извозчики. - ​Двухмесячный контракт - ​это чисто текущий заработок, за такое время даже на амортизацию техники денег не поднять.

Антимонопольщики свое веское слово уже сказали: администрация Обнинска явно вышла за пределы своих полномочий и должна устранить нарушение законодательства.

Из письма УФАС от 31 марта 2021 г., № 357/05:

«В связи с наличием в действиях администрации г. Обнинска Калужской области, выразившихся в необоснованном отклонении заявок ООО «Вираж» и ООО ТК «Автосеть»... признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», Калужским УФАС России в адрес администрации выдано предостережение о недопущении нарушения сотрудниками администрации требований антимонопольного законодательства... Срок исполнения указанного предостережения администрацией г. Обнинска - ​30 апреля 2021 г.»

Автобус - ​не ручка, его так просто не заменишь, - ​возмущаются частные извозчики

За месяц, надеемся, что-то изменится в лучшую сторону.

А пока - ​имеем то, что имеем.

Так, из-за странных игр «в конкурсы» в городе до сих пор не проведен тендер на обслуживание, например, маршрута № 2. На нем фактически самовольно работает предприниматель близкий к экс-главе депутатского корпуса Владимиру Викулину и формально они не обязаны соблюдать новые конкурсные условия, содержащие требования от муниципалитета. Ну, вроде обязанности иметь валидаторы, возить городских льготников, соблюдать установленное городом расписание. Федеральному закону перевозчик соответствовать обязан, иначе лишится лицензии, а вот местные требования может соблюдать исключительно по личному почину. Ведь конкурсные обязательства он на себя не принял.

Правда, в Управлении потребрынка Обнинка уверены, что «двойка» им подчиняется.

Анна ЕРЕМИНА, руководитель Управления потребительского рынка Обнинска:

- Работу данного пассажироперевозчика мы взяли на контроль. Напомню, что данная проблема нами в городе уже была решена и после нового года к нам практически не поступали подобные обращения. Все транспортные средства на маршрутах города, включая маршрут № 2, оборудованы терминалами - ​валидаторами и должны осуществлять перевозку пассажиров по единым социальным проездным билетам.

Ну, дай-то Бог...

Невнятная политика Татьяны Леоновой относительно пассажирских перевозок делает совершенно непонятным существование еще и муниципального автобусного парка - ​ОПАТП. Сегодня это предприятие получает из казны города хорошее финансирование - ​а это десятки миллионов рублей только на содержание этого предприятия. Но при этом участвует в конкурсах наравне с частными предпринимателями, которые эти вопросы решают за свой счет.

В чем смысл содержания ОПАТП, которое фактически финансируется дважды? За счет бюджета и за счет рядовых граждан при проезде? А тариф - ​один и тот же, что и у частного извозчика.

Чиновники объясняют: если частники вдруг забунтуют или просто бросят маршрут, ОПАТП прикроет. Логика в принципе есть, но довольно кривоватая. Если все действительно так, то не дешевле держать просто законсервированную аварийную бригаду прикрытия?

Опять же, живем мы в рыночные времена, когда возможность заработка ценится очень высоко. Встанет одна бригада, буквально завтра из той же Калуги приедут другие, готовые заменить. Еще и согласятся приплатить бюджету миллион-другой. Наконец, можно просто предусмотреть в конкурсной документации жесткие штрафы за отказ от исполнения обязательств по муниципальному контракту!

Если честно, мы очень озадачены тем, как развивается ситуация с пассажирскими перевозками в городе. То, что начиналось как попытка навести порядок в области частного извоза, да еще и заработать копейку в бюджет, неожиданно обернулось совершенно непонятными экспериментами в убыток казне и во вред качеству извоза.

Складывается впечатление, что под видом маркетинговых исследований маршрутов (а именно этим объясняется введение «коротких конкурсов») идет подготовка к переделу рынка пассажирских перевозок. Удобство же (и безопасность!) горожан рассматривается вообще в последнюю очередь.

Может, глава города Татьяна Леонова в перерыве между школьными играми вмешается в эти эксперименты и внятно обозначит позицию: мы хотим, чтобы было лучше, дешевле и комфортнее или, чтобы работали нужные люди?

Евгений СЕРКИН

Поделиться