журнал
Людмила Сергеева о себе и о школе, где директор Ирина Строева и учителя творят чудеса.
Работать в школе в конце 90-ых годов оставались только фанаты своего дела. Мизерная зарплата и презрительное отношение руководителей страны к тем, кто «не может заработать» сделали свое дело: многие педагоги срочно переквалифицировались.
В обнинской школе № 8 учителей тоже не хватало. И в один прекрасный день директор школы на родительском собрании сначала сообщила, что преподавать математику некому, а потом предложила одной из мам прийти в класс и преподавать предмет, поскольку техническое образование сделать это в те времена позволяло. Этой мамой пятиклассника была Людмила Александровна СЕРГЕЕВА. 25 лет назад она решила сменить профессию и не ошиблась.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КЛАСС СЫНА ОСТАЛСЯ БЕЗ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ?
Женский коллектив - это часто очень сложная история, но это не про обнинскую школу № 8, превратившуюся в «Технический лицей». Здесь всегда готовы прийти на помощь и ученикам, и учителям, будь то молодая и неопытная выпускница пединститута, или очень пожилая учительница, которой нужно срочно освоить компьютерную грамотность или научиться заполнять электронный журнал.
У закончившей МИРЭА Людмилы Сергеевой проблем при общении с компьютерами никогда не было, но о профессии учительницы она даже не мечтала. Закончила училище № 11, где мастером у нее был Владимир ЖАРСКИЙ, ныне возглавляющий управление соцзащиты администрации Обнинска. И образование, полученное в ПТУ, позволило без всяких репетиторов (о которых тогда народ и не слышал) поступить в МИРЭА.
Но и получив высшее образование, Людмила даже не думала идти работать в школу.
- Я родилась в простой семье и у нас в доме учитель - это человек просто необыкновенный, - вспоминает Людмила Александровна. - После окончания института я 12 лет отработала в Москве в вычислительном центре и в школу пришла только потому, что класс моего сына остался без учителя математики.
Так выпускница школы № 8 вернулась в родную школу. Вернулась, чтобы остаться надолго. И в этом году уже исполнилось 25 лет с того момента, как было принято решение обучать детей математике.
Педагогического образования у выпускницы МИРЭА не было, но она помнила уроки своих учителей, которые с удовольствием поддерживали свою бывшую выпускницу теперь уже как коллегу.
ЗАЧЕМ НАЧИНАТЬ УЧЕБУ НА ЧАС РАНЬШЕ?
- Я очень люблю свою работу, - признается Людмила Александровна.
И это очень хорошо знают все ее ученики. Во многих школах родители жалуются, что учителя только домашние задания задают, а объяснять все приходится родителям. В 90-ые годы большинству родителей было очень некогда делать уроки со своими детьми, так что белые пятна могли так и остаться пробелами в образовании, если учитель не объяснил все как положено и не достучался до каждого ученика. А дети, как известно, бывают разные и не все понимают математику с первого раза.
Людмила Александровна решила, что каждый ученик может прийти к ней перед занятиями и получить дополнительные объяснения или исправить отметку:
- Я прихожу в школу в 7.20 и жду детей с вопросами.
Утро было выбрано, потому что уроки во всех классах и у учителя заканчиваются в разное время. А в полвосьмого утра все свободны. Конечно, не все среди детишек жаворонки, но возможность в неформальной обстановке пообщаться с учителем оказалась хорошей мотивацией, чтобы начать занятия на час раньше.
- Я пришла в школу классным руководителем своего сына, поэтому я знала все домашние задания, все проблемы в учебе, которые были у его одноклассников, - рассказывает Людмила Александровна.
Очень скоро ребята стали задавать вопросы не только по математике, но и по литературе, и по химии. Учительнице математики пришлось консультироваться у коллег, чтобы потом объяснить тему своим ученикам.
Не удивительно, что при таком подходе, результаты работы Людмилы Александровны были впечатляющими. В первом же выпуске два медалиста. Но главное не это. Главное, что все ребята не боятся интеллектуального труда, доброжелательны и готовы прийти на помощь тем, кому она необходима.
МАТЕМАТИКА И ПЕДАГОГИКА НЕ ТЕРПЯТ СЛАБАКОВ
Сегодня на час раньше приходят ребята не только для того, чтобы что-то спросить, но и для того, чтобы объяснить своим товарищам не поддавшуюся им тему. Старшеклассники с удовольствием помогают младшеклассникам и работают «консультантами».
- Один из моих нынешних «консультантов», я думаю, он будет педагогом, - радуется Людмила Александровна.
И если далекие от школы люди считают, что в последние годы там не велась воспитательная работа, то они глубоко ошибаются. Воспитывает маленького человека все: спокойное внимание учителя, дружеская помощь старшеклассников и вся атмосфера школы, где успехи каждого ученика и учителя - общее дело каждого члена коллектива.
- Математика не терпит слабаков, - говорит своим ученикам Людмила Александровна. - Ее нельзя бояться, ей нужно продемонстрировать свою силу. Математика вырабатывает усидчивость, трудолюбие, усердие.
Но как бы ни удачно начиналась карьера учителя Сергеевой, в какое-то время она поняла, что необходимо педагогическое образование. Да и государство решило, что в школе должны работать только люди с профильным образованием Несколько лет Людмила Александровна после уроков ездила в Москву на занятия и получила заветный диплом. Но главные знания и помощь оказали, конечно коллеги, которые всегда находились рядом.
Было непросто, но не только математика, педагогика тоже не терпит слабаков.
МОИ БЫВШИЕ УЧЕНИКИ ПРИВЕЛИ В НАШУ ШКОЛУ СВОИХ ДЕТЕЙ
- Я уже учу детей своих выпускников, поэтому если родители их привели ко мне и в нашу школу, значит, они нам доверяют, - уверена Людмила Александровна.
- Чем отличаются нынешние дети от учеников 90-ых? - интересуемся у учителя.
- Сегодняшним школьникам нужно доказывать, что математика им нужна, поэтому уроки и внеурочную деятельность приходится продумывать основательно, - говорит Людмила Сергеева. - Я объясняю, где могут применяться на практике знания, полученные на уроках математики. Результатом этой работы становятся доклады на научно-практических конференциях и конкурсах проектов.
Казалось бы, что может дать математика юной любительнице народной песни? Людмила Сергеева рассказала о том, что музыка и математика имеют много общего. Не даром выведена формула, по которой можно написать музыку. Возможно, произведение не будет гениальным, но гармония и мелодия там явно будут присутствовать. А народные костюмы Калужской области украшены геометрическим орнаментом, его алгоритмы многое могут рассказать знающему человеку.
Главное качество учителя - не умение запихнуть в голову подопечного как можно больше знаний, а дать возможность каждому ребенку раскрыть свои таланты, способности и сильные стороны характера.
ЧУДЕСА БЫВАЮТ
- Недавно нас всех очень удивил один ученик. Еще в 8 классе он был откровенно слабым, математика его мало интересовала, как и другие предметы. А в 9 класс как будто пришел другой человек. Много было упущено, но он поставил себе цель поступить в технический вуз и усердно заполнял проблемы. Ему это удалось. Мы назвали это «прорыв года».
Вот такое обыкновенное чудо, которое ученику помогли сотворить учителя. А для того, чтобы оно состоялось, учитель математики приходит на работу в 7.20 и уходит часа в четыре: тетради, электронный журнал, звонки родителям - все это неотъемлемая часть работы учителя. И никакие перемены и веяния, технический прогресс и цифровизация не уменьшают этой работы, а порою даже увеличивают.
- Я не сразу стала учителем, поэтому могу сравнивать, - говорит Людмила Сергеева. - Учитель не может уйти с работы и забыть о ней. В школе ложишься и встаешь с мыслями о работе.
Что же придает силы?
- Сегодня на обычном уроке, где мы изучали прямоугольный треугольник, ребята подарили мне открытку с теплыми словами. Нет никакого праздника, а детям захотелось сделать приятное учителю. Это очень важно и придает силы. И, конечно, поддержка коллег, администрации и директора школы Ирины Строевой. Она удивительный человек.
«ИРИНА СТРОЕВА - ОЧЕНЬ МУДРЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛЮБЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ КВАЛИФИЦИРОВАННО»
Для любой школы очень важно, чтобы руководители детского учреждения не оставляли педагогов один на один с учительскими проблемами.
- Поддержка администрации всегда была ощутимой. К директору школы Ирине СТРОЕВОЙ можно подойти с любым вопросом, - рассказывает Людмила Александровна. - У меня у первой в городе появилась интерактивная доска. Мы нашли интересные курсы повышения квалификации, подошли к Ирина Александровне, и она сказала нам: «Учитесь! Все оплатим»! Очень важно ощущение того, что все мы делаем одно дело. У меня было 3 выпуска полных, когда я вела детей с 5 по 11 класс. И результаты у нас всегда хорошие.
И это при том, что в обнинском «Техническом лицее» преподаватели никогда не избавлялись от неудобных детей. Хороший учитель может работать и со слабыми, и с сильными учениками, тем не менее, комфортнее преподавать и воспитывать школьников там, где и учитель, и руководители понимают, что дети бывают разными.
- У нас очень мудрый руководитель, - считает Людмила Сергеева. - Ирина Александровна все вопросы решает очень квалифицированно. В школе везде порядок. Мы недавно узнали, что она примет участие в праймеризе (предварительном внутрипартийном голосовании) в Заксобрание. Знаете, если она станет депутатом, то Заксобранию Калужской области очень повезет, не говоря уж о ГНТС. Наш директор - очень грамотный человек и профессиональный руководитель.
Действительно, только такой человек смог на долгие годы сохранить атмосферу творчества и созидания во вверенной ей школе. Школе, где бывают обыкновенные чудеса, сотворенные трудом и талантом педагогов.
А мудрый учитель Людмила Сергеева думает с утра до вечера не только о знаниях своих учеников, но и о том, в каком мире будут жить ее выпускники.
Поздравляем - 29 апреля исполняется 55 лет учителю «Технического лицея» Людмиле Александровне СЕРГЕЕВОЙ. И в этом же году у нее юбилейная дата: 25 лет работы в нашей школе. Людмила Александровна все делает на «5»! - говорит директор «Технического лицея» Ирина СТРОЕВА. - Мы желаем нашей отличнице оставаться всегда такой же молодой, активной и успешной. |