Вы и мы
Педагогический синдром
День Учителя
02.10.2009

Душа ребенка - чистая доска, - говорили древние. И от того, что будет написано на этой «доске» в самые ранние годы, зависит во многом жизнь и судьба человека. Особое место в формировании личности ребенка отводится первому учителю.

Даже в сталинские времена труд учителя ценился настолько высоко, что многие педагоги, отработавшие больше 20 лет в школе, награждались медалями и орденами. Сейчас, конечно, о такой экзотике забыли. И даже люди, отдавшие сложной профессии больше полувека, могут похвастаться куда более скромным набором правительственных наград.

Но, несмотря на невнимание властей, учительский труд не становится от этого менее важным и достойным. В школу идут не ради званий и медалей, а по призванию.

 

В ШКОЛУ ПРОРЫВАЛАСЬ СО СЛЕЗАМИ

 Вот уже полвека работает в школе Галина Степановна ИНОЗЕМЦЕВА, ныне учитель начальных классов в СШ № 11, преподаватель высшей категории, отличник народного просвещения, награждена значком «Старший учитель».

«Пятьдесят лет рассказывать детям почти одно и то же. Не надоест?» - спросят те, кто не понимает сущность работы учителя. Не надоест. Потому что учитель совмещает в себе много профессий: филолог и математик, писатель и сценарист, режиссер и актер, психолог и логопед, руководитель и организатор, массовик-затейник и медсестра, да чего только не приходится делать педагогам!  

Галина Иноземцева начинала свою трудовую биографию секретарем горкома комсомола в небольшом городке Тамбовской области. Должность высокая и перспективная, казалось бы - сиди и жди, когда на тебя дождем прольются социалистические блага. Вот только молодой комсорг, работая четыре года в аппарате власти, даже во сне видела, что как она входит в класс. А первого сентября у нее ручьем текли слезы оттого, что она не может войти в класс как учитель.

 Мечта сбылась, когда Галине предложили работу в школе. Но уйти по собственному желанию с должности секретаря горкома комсомола было невозможно. Поэтому два месяца молодая учительница совмещала работу в школе и работу в горкоме.

Ждала перевыборного собрания, на котором просила не переизбирать ее на новый срок. Чтобы уговорить комсомольцев, пришлось даже всплакнуть, доказывая, что работа в начальных классах - это ее мечта и призвание. Впрочем, за долгую жизнь пришлось трудиться не только «первой учительницей».

 

ПЯТЫЙ КЛАСС - В БОЙ ИДУТ КОММУНИСТЫ

В 1966 году Галине Степановне пришлось вместе с мужем переехать в Москву. Молодая учительница устроилась работать в школу № 1160 Ленинградского района столицы. Учителей тогда не хватало, поэтому приезжего педагога заселили в квартиру директора, которая находилась прямо при школе. В Обнинске тоже есть подобные квартиры. В частности, в шестой и седьмой школе изначально проектировщики  предусмотрели наличие квартир для руководителей школ. Однако в нашем городе эти площади используются для других надобностей. Оно и понятно, жить при школе совсем не просто. Вот и Галине Степановне приходилось отрабатывать жилье на совесть. Она вела не только свои уроки, но и заменяла заболевших учителей. Но это были еще «цветочки».

 «Ягодки» пошли, когда в школе открыли класс для детей, которые по каким-то причинам не смогли получить образования. В пятом классе оказались «детишки» по 16-18 лет. Естественно, учителя вовсе не горели желанием работать в этом «партизанском» классе, как прозвали его в школе.

Но у директора школы разговор был короткий:

- Вы, Галина Степановна, член партии. Вот вам и флаг в руки. Берите быка за рога. Будете вести русский язык и литературу.

Пришлось Галине Иноземцевой с утра работать с милыми первоклашками, а потом отправляться к великовозрастным детинам сеять разумное, доброе, вечное.

 

КАК УЧИТЕЛЯ БЕРУТ БЫКА ЗА РОГА. УРОК ПОД ПАРТАМИ

В первый раз член партии, коммунист Иноземцева шла на урок, как на бой. Дверь класса перед ее носом приоткрылась и тут же захлопнулась: «Училка идет!» - раздалось за дверью. «Училка» вздохнула и вошла в класс...А  класс оказался... пустой. За партами не было ни одного человека. Все ученики спрятались под партами.

- Ситуация, конечно, нестандартная. Ни в педучилище, ни в пединституте не учат, что делать в таких случаях, - вспоминает Галина Степановна. - Сначала хотела просто уйти из класса и пожаловаться директору. Но потом вспомнила слова одной учительницы, которая говорила, что если Вы в сердцах ушли из класса, значит, больше туда не возвращайтесь...

И Галина Степановна начала урок. Сначала провела перекличку, ученики откликались из-под парт. Потом стала рассказывать про Лермонтова, читала стихотворение «На смерть поэта». На словах «Но есть и божий суд» из-под парты появилась первая голова - семнадцатилетнему шутнику уже давно стало неудобно сидеть под партой в три погибели, и он попытался выбраться.

- На место! - потребовала учительница. И детинушке пришлось принять свою первоначальную позицию. Так до конца урока и читала стихи, загоняя учеников под парты. В конце урока спокойно сказала:

- Домашнее задание на доске. До свидания! - и вышла из класса.

В учительской завуч тревожно спрашивала:

- Ну, как? Я к дверям класса подходила, прислушалась, а там тихо... Я уж, грешным делом подумала: не съели ли они Вас.

На следующий день, подойдя к кабинету мятежного мятого класса, Галина Степановна увидела закрытую дверь. И внутренне приготовилась к продолжению противостояния. Открыла дверь в класс... Все ученики стояли как положено за партами и приветствовали учителя, достойно прошедшего «проверку».

 

НАШИ ДЕТИ ЛУЧШЕ,

НО ОТ НЕРВНОГО ИСТОЩЕНИЯ ЭТО НЕ СПАСАЕТ

А с начала 70-ых Галина Иноземцева трудится в школах Обнинска. Конечно, работать с обнинскими детьми и сейчас, и в те времена куда как легче, чем в столице.

«Наши детишки умнее, скромнее, чем москвичи», - считает Галина Степановна. Два года работы с такими учениками прошли на таком подъеме, что казалось, сил хватит на все: и на работу завучем начальных классов, и секретарем партийной организации.

Но ... врачи решили иначе, поставив диагноз «нервное истощение». Пришлось перейти на нормированный рабочий день. Впрочем, работать в школе Галина Иноземцева продолжает по сегодняшний день, но, уже не совмещая с должностью руководителя и организатора.

 

110 СЛОВ В МИНУТУ

Галина Степановна была свидетелем реформ нашего образования, своими глазами видела, как меняются методики преподавания и к каким результатам это приводит.

Некоторые педагогические системы, действительно, являются серьезным прорывом в образовании, но есть и отрицательные последствия бездумных нововведений.

Наверное, многие замечали, что грамотность нынешних молодых людей, мягко говоря, далека от идеала. Но причину этого скорбного явления принято видеть в том, что дети мало читают, а все больше сидят за компьютером. Однако и люди старшего поколения не все повально любители чтения, а пишут гораздо грамотнее. Почему? Не результат ли это необдуманных нововведений в образовании, в том числе и начальном?

- Конечно, все начинается с младших классов. Например, многие родители, да и учителя, считают, что в первый класс ребенок должен прийти уже умеющим читать, но это не так. Учить должен специалист, поскольку в этом процессе существует много нюансов. Иногда приходится слышать от родителей возмущение по поводу того, что их ребенок бегло читал при поступлении в школу, а от него требуют чтения «по слогам». В действительности, «чтение по слогам» - основа будущей грамотности. - считает Иноземцева.

Особенно удивляют Галину Степановну, как и многих других учителей, нынешние нормативы. Например, проверка быстроты чтения. В третьем классе ребенок должен читать текст со скоростью 90 слов в минуту, а в четвертом - 95. Совсем недавно норма для четвероклассника была и вовсе 110 слов. Что может понять ребенок, выстреливая слова с такой скоростью, - проверяющих, судя по всему, не особо интересует. Получается, что преподаватель, который учит читать, соблюдая интонационные ударения и смысловые паузы, просто игнорирует требования министерства. Результат безудержной погони за быстрочтением - непонимание текста и отвращение к чтению.

Впрочем, учитель в нашей стране всегда был буфером между детьми и ретивыми чиновниками от образования. Поэтому больше всего в этой работе помогают не распоряжения и рекомендации, а внимательное и бережное отношение к личности маленького человека. Умение вникнуть в суть его проблем и бесконечная любовь к детям.

Редакция газеты «Вы и Мы» поздравляет всех Учителей с их профессиональным праздником и желает любви, терпения и взаимопонимания с учениками.

                                                                                              Рената БЕЛИЧ 

Поделиться