Вы и мы
Инкогнито с волшебным жезлом
Личный опыт
02.10.2009

История о том, как журналист «Вы и Мы» обучался магии ГАИшного дела.

На прошлой неделе в Калужской области прошел интересный эксперимент. Журналисты разных СМИ вжились «в кожу» сотрудников МВД. Кто в участкового, кто в дежурного, кто в постового. Их просто выдали форму милиционеров и предложили непосредственно поработать, дабы понять, что же делает наших стражей порядка такими, какие они есть, понять, что их волнует, посмотреть на мир глазами защитников граждан.

Мне посчастливилось стать на неделю гаишником. Опыт феноменальный - поделиться с вами, честное слово, есть чем. Начну свой рассказ с преамбулы об обучении...

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МИЛИЦЕЙСКОГО ДЕЛА ЗА ОДИН ДЕНЬ

Обучали журналистов милицейскому делу один день (для справки: у настоящих сотрудников этот период чуть больше - полгода - Прим. Авт.). Нас отвезли в Калугу, там за несколько часов объяснили и основы самозащиты, и теорию административного права, и правила ношения формы, и навыки работы с огнестрельным оружием мы получили (из которого, кстати, журналистам дали пострелять), и еще много чего. После этого, мы получили форму - самую настоящую форму сотрудников ведомств МВД, погоны (все в звании рядовых), кокарды, фуражки, кепы. Затем, по приезду в Обнинск, благополучно разошлись гордой, милицейской походкой по домам, в сладком предвкушении следующего дня, когда каждый должен был выйти на смену - служить народу.

Кстати, следующий день, 22 сентября был Международным Днем Без Авто. Что лично для меня и моего назначения было весьма символично. По всему миру проводились акции, направленные на уменьшение количества машин на улицах. Некоторые московские чиновники, например, добирались на работу на метро, а в некой африканской стране за езду на автомобиле жестко штрафовали. 

НЕ НАДО ДЕНЕГ!

С утра было ужасно холодно, милицейская форма совсем не греет, и сильно продувается ветром. Я понял, каково им стоять на открытом пространстве целый день. Быстро прыгаю в маршрутку, протягиваю десять рублей и вижу в ответ недвусмысленный жест: «Не надо денег». Увидев «инспектора ДПС», улыбающийся водитель всю дорогу исправно пропускал пешеходов, не превышал скорость, был вежлив с пассажирами, а напоследок сказал мне «до свиданья». Вот дела, подумал я...нет, форму обратно не верну, самому пригодится.

На крыльце ОВД меня встретил аж сам начальник ДПС. Проводил в кабинет к самым высшим чинам, там пожелали удачи и попросили заправиться, прикрепить погоны и не засовывать руки в карманы (это, кстати, самое сложное в профессии милиционера).

Во дворе уже толпились сотрудники ДПС, я подошел, косые взгляды резали меня на мелкие кусочки. «Журналюги...понапишут про нас всякой ерунды...» - читалось в глазах защитников порядка на дороге. Меня определили в патрульную машину ДПС. Со мной двое ребят: рядовой и лейтенант, Саша и Дима. Дима уже давно работает в милиции, старлей, а вот Саша недавно туда пришел, и, судя по всему выбором доволен. Что ж, начнем по порядку.

 

МАШИН У ГИБДД ХВАТАЕТ

Мы где-то с полчаса ждали машину. Мои напарники пока обсуждали, в какой пиццерии вкуснее кушать. На улице было по-осеннему холодно, и я не удержался от вопроса:

- Когда машина-то приедет, их не хватает что ли на всех?

- Да нет, машин-то хватает, говорят, скоро еще два «Логана» купят. Сегодня вот вообще пять машин дежурит, четыре перекрывают выезды из города, одна (наша) - по городу. Но это в связи с операцией «Вулкан - 6», одна из машин - усиление, обычно их четыре на город. Проблема в другом: машины разделены не по взводам (взвод делится на две смены, одна в день - другая в ночь), потому очень непросто координировать их. К тому же, если ДТП случилось в конце смены, то, что же - бросать людей со словами «У меня смена закончилась»? - улыбается Дмитрий.

С виду суровый, настоящий гаишник, но глаза добрые, хороший мужик - он в милиции давно, скоро уже на пенсию.

В машине было тепло, еще сразу бросились в глаза два жезла на полках - вот они - волшебные палочки! В остальном - обычная «десятка», только с рацией и без ремней (по закону, гаишники могут не пристегиваться, так как оперативность превыше всего, и терять две секунды на расстегивание возможность есть не всегда). Радио - тоже неотъемлемый атрибут дорожной службы.

 

БУМАЖНЫЕ БУДНИ ГАИШНИКОВ

Рация раздалась строгим женским голосом: «ДТП возле МЖК, 24-ый, выезжайте». 24-ый - это мы. ДТП это назвать дорожно-транспортным происшествием не очень просто. Ночью кто-то просто поцарапал «Калину», а с утра хозяйка обнаружила царапину и набрала 02. Для того, чтобы зарегистрировать эту «аварию», мы примерно 40 минут писали бумажки. Протокол, схема, справка о ДТП...

- Бумаг у нас в работе чрезвычайно много! - жалуется Саша, - работа гаишника, это сплошная писанина. Это еще что, вот когда с пострадавшими ДТП - частенько по три часа оформляем: это ж все замерить надо, опросить свидетелей, найти понятых. Люди ведь не всегда соглашаются, кто-то спешит. Мало кто понимает, что и сам может оказаться на месте участников ДТП, и будет вынужден ждать, пока милиционеры найдут понятых!

В этот день с понятыми у 24-го проблем не было. Понятым был я, как гражданское лицо, хоть и в форме. Кстати, замеры производил тоже я, весьма интересное занятие, между прочим.

По иронии судьбы, следующее ДТП было абсолютно аналогичным. На улице Гоголя, которую мы сперва перепутали с Лермонтова (да простят нас мэтры Золотого века), во дворе снова стоит «Калина», и снова с царапиной, правда немного более значительной, и снова (!) из подъезда выходит милого вида женщина, и снова бумажки...

 

КАК ОГРАБИТЬ ЦЕНТРОБАНК

Вообще, обычно за день примерно по три-четыре ДТП оформляется, в нашем случае их было пять, так как именно наша машина ездила по городу, остальные - выполняли «план-перехват».

Кстати, об операции «Вулкан-6»: чем обусловлено название, никому не известно, да никто, кроме меня, по-моему, этим вопросом и не задавался - просто кодовое словосочетание, и все. Поводом для введения этой операции, добавления еще одного экипажа на усиление, увеличения бдительности милиционеров, и разрешения без объяснения причин тормозить любую машину, послужила череда разбоев на окраине города.

Началось все с круглосуточного магазина «Ковчег», затем другой, игровые клубы...- в общем - беспредел. Предположительно работала банда - грабежи построены по одному типу: люди в масках, угрожая оружием, врываются ночью в заведение, находящееся неподалеку от северного выезда из города, и грабят его.

- В некоторых заведениях даже нет тревожной кнопки. - сетует один из гаишников, - пока они позвонят, пока дежурная часть сообщит всем патрулям, пока мы доедем до места - это ж Центробанк можно ограбить за это время, еще и посидеть на дорожку. Так что хозяева заведений сами виноваты - надо думать о безопасности!

 

САМОДЕЛЬНЫЙ...ЖЕЗЛ

Пока на дорогах все тихо, патрульная машина либо катается по городу в поисках нарушителей, либо оседает где-нибудь, и вот тут входит в дело Его Величество Жезл. Жезлов у «24-х» два, один - казенный, другой самодельный.

- Из фонарика делаем - в тех, что выдаются быстро батарея садится, да и светятся они неярко, а этот - ну не чудо ли! - восхищается своей поделкой Александр. Теперь буду знать, как стать волшебником в домашних условиях.

Полосатая палка юрко закрепилась в руках у инспекторов - и пошло, поехало. Первая машина, вторая, третья... - все в порядке. Вижу: Саша возится с документами возле какой-то «двенашки» - подхожу - гражданин быкует, у него доверенность просрочена, нарушение не очень серьезное, но неприятное.

- Слышал, как он разговаривал? - спрашивает меня Александр, закуривая свой «Кент» - вот такое на гаишном сленге называют «пепси-колой» (насколько я понял, это потому, что большинство хамов - весьма молодые люди, из так называемого поколения «пепси-колы»). Так вот, эти «пепси-кольшики» разговаривают с нами как хотят, права качают: «Что вам, заняться нечем, прикапаться не к чему?!» - если так размышлять, вообще никакого порядка не будет, и так столько людей разбиваются из-за нарушения правил.... Вот сейчас - образцовая ситуация. Дело в том, что по правилам дорожного движения (ПДД), за данное нарушение можно наказать просто предупреждением и штрафом в 100 рублей, а можно вызвать владельца машины, или отправить ее на штрафстоянку эвакуатором за счет нарушителя (кстати, эвакуатора своего у ГАИ нет, что, по словам служащих, является достаточно большим «косяком» - Прим. Авт.). Вот не хамил бы парень, поступили бы по-доброму, а теперь - не отделается. Придется хозяйку вытаскивать с работы. Влетит грубияну!

 

«24-Й, ВОДИЧКА ЕСТЬ?»

Следующее ДТП было совсем уж смешным: «наезд на препятствие». Только вот препятствием был не столб, и не дерево, а камушек (!). И ради этого мы гнали на всех парах на Киевское шоссе, а потом возились там в грязи целый час! Зато я попробовал заполнить протокол - скучнее в жизни ничего не видел, и как ребята еще эту папочку с бланками не сожгли до сих пор!

По рации серьезным таким, чисто военным голосом сообщают: «24-й, водичка есть?» - я не удержался от смеха, мы поехали к коллегам на Железнодорожную. Утолив жажду измучавшихся гаишников-перехватчиков, мы взялись за следующее дело. Нужно было сопровождать «Газель», чтоб не умотала. У водителя маршрутки (как это обычно бывает, нерусского) просрочена регистрация - машину на штрафстоянку. Ох, никогда не думал, что сюда попаду! Картина живописная - в основном отечественные авто, некоторые здесь годами находятся - за стоянку больше заплатишь, чем эти развалюхи стоят, вот и ждут своего ножа по металлу «Копейки» и «Москвичи».

- Ничего в машине не оставляйте - советует нарушителю бабуля-контролер - больше сюда не вернетесь! - у гастарбайтера аж челюсть отвисла.

- Я имею ввиду, пока документы все в ГАИ не оформите, - с улыбкой успокоила его женщина.

 

120 РУБЛЕЙ ЗА КРОВАВУЮ КОТЛЕТУ

По пути на обед (он, кстати, у гаишников в любое время, если ДТП нету, и в дежурке отпустят), мы наблюдали просто убойную картину: прямо перед машиной ДПС (!) сначала один товарищ «двойную сплошную» пересек, а за ним и второй - в том же месте. «Пообедали» - хором проворчали ребята.

«Во, попал!...» - страдает таксист-нарушитель. Штраф - тысяча. И это, по-моему, еще по-божески, по встречной все-таки проехался, могло все закончиться аварией. Меня покушать домой завезли, а сами поехали в кафе какое-то. «120 рублей - комплексный обед, правда котлеты с кровью...» - жалуется Саша. Сразу после еды, мы отправились в отдел, ребятам за зарплатой. К моему удивлению, зарплаты у инспекторов оказались не такие маленькие, как я думал.

- У нас еще куда ни шло - откровенничают милиционеры - а вот в ППС (патрульно-постовая служба)... Бывают дни, когда одна машина всего ездит, приходится нас переориентировать в ГНР (группа немедленного реагирования) - то есть, по сути то же ППС. А кто ж к ним пойдет работать? Там вообще копейки платят! У нас хоть надбавки от города, да и то, стыдно. Подняли бы зарплату, хоть люди бы нас уважали, а то получаем два рубля...

 

ФИЛОСОФИЯ ПОФИГИЗМА

Кушать хочется всем, и мы снова поехали на Железнодорожную, чтобы подменить ребят на посту. Здесь я познал новую правду о некоторых людях. Вот уж действительно, как тут не злиться и не звереть!

Молодежь. Основной костяк «пепси-колы». Особенно пафосная «золотая молодежь», которым папки купили «крутые тачки», и теперь они - «зачотные пацаны на нормальных «малышках»».

- У этих ребят философия пофигизма. Вот стоит пробка, они возьмут, и по встречке ее объедут, а то, что в тех машинах, которые они обгоняют, такие же люди - не понимают. Все стоят - они лезут. Да кто ты такой, чтобы нарушать общепринятые условности! - возмущается Дмитрий - Понимаете, что было бы, если бы каждый такой «философией» пользовался? С такими мы строги как никогда. Они нас как только не поливают: «Вымогатели! Козлы! Мой папа вас...! Мой дядя вас...!» - а потом, как прав лишать начнем за выезд на встречную полосу, они начинают осознавать, что папа-то тут уже не поможет, и дядя тоже не поможет... тогда начинается, «пожалуйста», «извините», «я случайно»...

Самые смачные фразы в исполнении молодых людей я не могу не донести до Вас: «Вы, гаишники, вообще во всем (!) виноваты!!!», «У меня вся зарплата на штрафы ушла!» (ездить надо нормально), «Чо надо?!» (наглая рожа из-за затемненного стекла, в носу - кольцо), диктует: «улица Мичурина...Вы заходите в гости, на чаек», «Вот зачем эти ремни нужны! Я, может, люблю вылетать через лобовое стекло и ногами за руль цепляться!».

 

ЖЕНЩИНЫ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ ПИЩАТ

Следующий тип нарушителей - женщины. Во-первых, они априори «всегда правы», в чем уверены до мозга и костей.

- Как водку пить и «в космос летать» - они феминистки. А как на дороге попадутся: «Ну я же женщина!», «Нет, мы не из таких, мы стирать, детей рожать...». Вот в чем основная разница между мужиком за рулем и женщиной? Мужик, в критической ситуации в руль вцепится и так выйдет из ситуации, что аж кровь в жилах стынет - как в кино, а большинство женщин в критических случаях глаза зажмуривают, пищат как птички на морозе, и руки кверху (впрочем, и ноги тоже). Потому, с женщин особый спрос - вот сейчас поехала она по встречной, а если б машина навстречу, ой, что было бы...

Проще всего со пожилыми людьми. Они старого уклада, дисциплинированные, разговаривают вежливо, правда, иногда бывают не в себе, но это простительно. Возраст все-таки...

  

КАМЕРУ НА КАЖДЫЙ СТОЛБ!

- Вообще, от человека многое зависит - поясняет Дмитрий - если мужик - таксист, а у него жена-домохозяйка и двое детей, ну какой же изверг отберет у него права! Главное вежливость, и умение признавать ошибки и нести за них ответственность - этому ведь еще с детства учат. Бывает, упрется нарушитель - и все. «Не нарушал», и ищи-свищи. Тут встает проблема свидетелей.

- Один из важнейших моментов, ты отметь, обязательно, - обращается Дима ко мне (ребята явно поняли, что я не гадости писать про них собрался, а понять хочу, почему же именно так все, что ими движет, в чем специфика, чего мы не замечаем, сталкиваясь с ними в жизни - Прим. Авт.) - Если свидетелей нет, а водитель пошел в отказ - труба, ничего не поделаешь, суд. А ежели суд - значит ехать в Калугу, и ни один раз, а это, при нашем графике, сам понимаешь... На днях вон, один, подал в суд на наш экипаж - врут, говорит, - причем понимает, что суд будет на нашей стороне, что нарушал тоже понимает. Назло все - совести нет! Я б на каждом перекрестке и переходе ставил камеры - заявляет Дима.

- А я б вообще везде их повесил! - Саша как всегда более категоричен - молодой еще, инициативный - Хотя, с другой стороны, постановление-то напишут, а деньги откуда, оборудование-то дорогое! Нет, лучше пусть зарплату нам поднимут, - грустно улыбается мне милиционер.

 

КАЖДЫЙ НАЙДЕТ СВОЙ СТОЛБ

Мимо нас с ревом промчался мотоцикл - на нем молодой совсем парень, без шлема.

- Что не остановили? - спрашиваю.

- Тут очень интересная штука получается - с интересом рассказывает Дима, - вот махнем мы ему жезлом - а он по газам, не раз так было. А потом гоняет по всему городу от нас, пока не найдет свой столб. А виноваты в смерти «невинного ребенка» мы будем, потом мамочки убитые горем бегать будут, плакать, и будет сердце сжиматься, и вправду ведь жалеть будешь, что махнул тогда. Они ж ребята странные, нет, чтоб семью создать, род продолжить, развиваться, расти. «Умереть за рулем» - вот она «идеология»! «Он погиб как пацан! 200 ехал!» - ну и что полезного этот пацан сделал? Мать свою до инфаркта довел?

А тем временем, мы снова направляемся в город. Дорогу переходят мама и сын, не по переходу переходят: «Вот как потом дети будут вести себя на дороге прилично, если их родители учат нарушать ПДД!». Катаемся дальше.

- Надо б на пейнтбол съездить - заявляет вдруг Дима, - или за грибами, заработались совсем.

Дело в том, что в связи с обострением ситуации с грабежами, введен нетипичный режим - три через один. То бишь - три дня работаешь, потом один отдыхаешь, потом три ночи - и снова, только денек на выходной.

- Вот как нам развиваться, расти? - сетует Дмитрий, - Все эти театры и балеты приезжают, когда мы работаем. При нашем графике очень трудно попасть. Нет, чтоб позвонить в обнинское ОВД, спросить: «А 24-й на смене сегодня?» - и тогда уже ехать исходя из нашего графика...

«Да..., тяжко», - думал я, а смена подходила к концу...

 

ВНИМАНИЕ! ТРЕВОГА!

Следующую смену мы стояли на посту, на БАМе, потому, интересного мало - обычные трудовые будни гаишника. Только одно происшествие случилось интересное.

Рация: «Внимание всем постам ГАИ и ППС! ТРЕВОГА! ОГРАБЛЕНИЕ РКЦ!». Мы прыгнули в машину, по пути ребята второпях натягивали на себя бронежилеты, я готовил фотоаппарат.

Несемся по встречной, мигалка орет. «Пропустите служебную машину!» - декламирует Саша в микрофон. Кстати, не все автомобилисты уступают. А если в этот момент на грани жизни и смерти кто-то из их родственников? Не думают люди...после жуткой гонки по встречной, на красный свет, невзирая ни на грузовик, ни на автобусы, я отходил еще пару дней. Зато на месте нас ждала картина из американского блокбастера.

Большое здание, огороженное забором - расчетно-кассовый центр. Информация: грабители еще внутри. Вокруг в кустах, за деревьями ОМОН, я с фотоаппаратом ползу сквозь листву - романтика! Спустя минуту во двор выводят потенциальных грабителей, поймали. Только потом мне объяснили, что это были учения. Я, конечно, разочаровался, но все же приятно, что наши службы реально тренируются, и, судя по скорости, работают очень даже оперативно.

Мы вернулись на БАМ, капал дождь. Мерзко, противно, а доблестные сотрудники ходят, и пишут, пишут... Гаишник - профессия бумажная, и главный инструмент не полосатая палка, а авторучка. К машине ДПС подъехала иномарка. «Номер доверия скажи!» - звонят, жалуются на милицию, мол, зря останавливают, время драгоценное тратят. «Так не нарушали бы, не останавливали б!» - говорят ребята.

- Хоть бы кто позвонил, спасибо сказал, за наш труд, за то, что защищаем, охраняем - нет, ведь, только бы пожаловаться... - вздыхает Дима. Я позвонил, сказал, тяжело им, и во всем их понять можно. Главное - не хамить, и помнить: за свои ошибки нужно отвечать, не дети уже!...

Машина ДПС утекала от меня в страну протоколов, квитанций, волшебных палочек и жезлов... Все-таки весело это, быть гаишником...

Тимофей РЫЖИКОВ

Поделиться