журнал
Калужская область получила оценку АПЭК. На этой неделе АПЭК - агентство политических и экономических коммуникаций - опубликовало «Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации». Такие исследования проводятся с 2012 г., и это уже девятое по счету. Разумеется, мы не могли пройти мимо и не изучить, насколько хорошо Калужская область живет по сравнению с соседями. Что нужно знать о рейтинге АПЭК? Он представляет собой «интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных». Рейтинг оценивает эффективность региональных властей и, в первую очередь, их руководителей, сиречь губернаторов. Поэтому СМИ, которые ценят свою репутацию, ссылаться на позиции и достижения в рейтингах следует крайне избирательно. Шарашка из трех политологов может назвать себя «исследовательским институтом» или даже «центром», а свой рейтинг снабдить приставкой «Национальный», но при этом шарашкой и останется. Здесь же все честь по чести. Рейтинг «Эффективности управления в субъектах Российской Федерации» АПЭК к числу сляпанных на коленке не относится. Это серьезное исследование, результаты которого не стесняются публиковать крупнейшие деловые издания (например, первым это сделал РБК). Все баллы начисляются по официально заявленным методикам и математическим формулам, которые прилагаются к самому рейтингу, а среди экспертов, привлеченных к составлению - профессиональные экономисты, аналитики, финансисты (список экспертов последнего, IX-го исследования включает почти 200 человек!). Что ж, тем интереснее было ознакомиться с выводами! Смотрим? ОБЩЕЕ ЛИДЕРСТВО - МЫ В ТОП-10! Начнем с общего лидерства. Общее лидерство складывается из средних арифметических оценок трех блоков - экономико-финансового, социального и управленческого. О каждом из этих трех блоков мы подробно расскажем ниже, а пока давайте посмотрим на общий результат. А мы? Как поясняют сами представители АПЭК, общая позиция в рейтинге определяет то, насколько качественно организована сама система власти в регионе. Если все находится в ручном управлении, и губернатор вынужден одновременно дирижировать и играть на всех инструментах - шансов войти в ТОП-10 нет. Калужская область еще в 2020-м году залетела в десятку - на самый краешек. А в этом - удержалась, что учитывая общую турбулентность политики (выборы в Госдуму), экономики (кризис), социальной сферы (пандемия) следует оценивать как хороший результат. Наше рейтинговое место - 9-е. В целом по сравнению с 2020-м годом лидерская десятка почти не изменилась, на основании чего эксперты делают вывод о том, что «в России сформировалась группа регионов с наилучшим образом организованной системой управления». ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ На фоне озвученного выше вывода злорадство отдельных околополитических персонажей по итогам выборов - «ага, при Шапше за «Единую Россию» проголосовали хуже, чем при Артамонове! Это свидетельствует о частичной потере управляемости регионом!» - как-то скукоживается. Более того, если посмотреть анализ результатов по направлению «политико-управленческий блок», то можно убедиться, что показатели Калужской области не то что не снизились, а наоборот подросли как минимум на один пункт. И это особенно интересно, если полезть в методологию рейтинга и посмотреть, из чего складывается анализ ситуации по политическому блоку. Политическая эффективность главы и качество управления стоят на четырех «слонах»: 1. общественная поддержка главы (!); 2. эффективность консолидации элит и способность к урегулированию внутриэлитных конфликтов; 3. эффективность отношений с федеральным центром (включает продвижение региональных интересов на федеральном уровне и наоборот, реализация федеральных программ в регионе); 4. эффективность работы бюрократического аппарата. С общественной поддержкой главы у Шапши все хорошо - он не успел элементарно «приесться» жителям Калужской области, а кроме того, довольно умело использует медиа и социальные сети для создания образа открытого и доступного для общения руководителя. Интереснее с пунктом 2, поскольку Шапше приписывали то тайный конфликт с мэром Калуги Дмитрием Денисовым, то тлеющее противостояние с якобы «съеденным» им же Анатолием Артамоновым. В том, что он и Александра Авдеева из Калужской области во Владимирскую не выгнал, Владислава Валерьевича обвинить пока не успели, но со временем - кто знает... На проверку же выходит, что конфликты, вернее сама их возможность, - крайне условны. Уход Артамонова не расколол калужские элиты (да их у нас и нет, если честно - вместо элит у нас номенклатура, прямо связанная с текущим руководством региона), а личными врагами Шапша обзавестись не успел. ЭКОНОМИКА - ЖИВА, КУРИЛКА! «Улучшение среднего показателя произошло и по стране в целом, и в 53 регионах. В 11 регионах показатель составил свыше 0,7 единиц». С экономикой даже лучше, чем с политикой и управлением. В 2020 г. Калужская область занимала аж 6-е место в рейтинге по оценке финансово-экономического блока, в 2021-м году на этом же месте мы остались. Хотя год был таким, что можно было с любого пьедестала навернуться! Создатели рейтинга отмечают, что финансово-экономический блок в 2021 году вообще стал наиболее удачным с точки зрения эффективности управления регионами: Калужская область в число этих 11 регионов, понятно, входит, у нас - 0,74 балла. Финансово-экономический блок оценивается по трем основным показателям: - эффективность экономического управления; - улучшение инвестиционного климата; - эффективность бюджетной политики. Как уже сказано выше, позиции Калужской области в принципе были неплохими еще с 2020-го года, поэтому главной задачей властей было их просто не ухудшить. Впрочем, каемся, слово «просто», учитывая пандемию, общий экономический кризис в мире, повышенную продовольственную инфляцию и совершенно бессовестное удорожание строительных материалов, звучит несколько издевательски. Было как раз НЕ просто. Но справились, показатели почти не ухудшились. Почти... СОЦИАЛКА: УСПЕХОВ МЕНЬШЕ, НО ОНИ ЕСТЬ Третий основной блок, по которому выводится итоговая оценка - социальный. И нам с вами он должен быть максимально близок, ведь социальный блок это и образование, и здравоохранение, и социальная политика, и межнациональные отношения. В общем, все те показатели, которые в совокупности формируют качество жизни граждан. Здесь немного грустнее. Калужская область по итогам 2021 г. с трудом вошла в ТОП-20 регионов, заняв 19 место. Основной причиной недостаточно высоких результатов стало сокращение расходов на сферу общего образования более чем на 20% (по оценкам экспертов). Калужская область, увы, лидер по этому ухудшающему ситуацию показателю. Впрочем, с другой стороны мы опять же лидеры по увеличению расходов на дошкольное образование. Видимо, кабмину пришлось пойти на определенную перетасовку бюджетных статей, чтобы выправить ситуацию в целом. Сильно хвалить чиновников не за что, но и прям ругать-ругать Шапшу и его министров за скромные показатели по социальному блоку не стоит. Потому что если мы сравним с 2020-м годом, то обнаружим, что ситуация была заметно хуже - Калужская область занимала только 25-е место. Аналитика АПЭК получилась по отношению к нашему региону достаточно комплементарна: Калужская область включена в десятку субъектов Федерации с наиболее качественным управлением. Экономика области достаточно стабильна и несмотря на все внешние неприятности практически не понесла потерь. В части социальной политики даже с учетом оптимизации бюджетных расходов зафиксировано улучшение ситуации, хотя явно есть куда стремиться. Ну а эффективность самого губернатора и качество работы его кабмина - на высоком уровне. Констатируем: Владислав Шапша прошел хорошую школу в Обнинске. Из качественного мэра получился достойный губернатор. Наукоград - что та фирма из поговорки, веников не вяжет! Евгений СЕРКИН
Прежде чем познакомить вас с цифрами и аналитикой, должны оговориться - рейтинг рейтингу рознь! Мы прекрасно знаем, что «исследований» с позициями в наши времена развелось великое множество, причем большинство имеют крайне мало общего с социологической наукой или экспертной аналитикой. «Рейтинги» составляются на глазок, а позициями в них ушлые «эксперты» торгуют, как семечками, нещадно лупя денежку с озабоченных красивой картинкой мэров да губернаторов.
Наилучшую эффективность региональных властей показала Тюменская область. Что, впрочем, неудивительно - местные власти живут душа в душу с «Газпромом», который щедро вкладывается в развитие территорий, и пока все хорошо у «национального достояния», все хорошо и у них. Собянинская Москва удовольствовалась вторым местом. На третьем ЯНАО.
Год был очень непростым, выборы проходили на протестных настроениях, экономику штормило, намерение федерального центра ввести QR-коды повсеместно серьезно разбалансировало народ и власти... но Владислав Шапша ухитрился пройтись по кромочке, нигде не оступиться и сохранить позиции.
Но достаточно политики. Что с экономикой?
Почему почти? Чтобы материал елеем властьимущим читателям не казался, отметим, что в 2020 г. показатель был 0,732 балла против 0,740 по итогам 2021-го. То есть незначительное ухудшение все-таки есть. Но место в рейтинге сохранилось.
Так что по факту за год произошло довольно значительное улучшение ситуации. Были в ТОП-30, вошли в ТОП-20.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ?