Вы и мы
Как нам с вами говорить?
Диалог
03.03.2022

В Калуге прошел большой муннях *для журналистов.

Существует легенда, что самым страшным проклятьем у китайцев считается пожелание: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Мы сегодня живем именно в такую эпоху. Мир меняется быстрее, чем можно себе представить.


На анти-пресс-конференции Владислав Шапша спросил журналистов, что им не нравится в работе чиновников в соцсетях

20 лет назад серьезные СМИ гнушались заводить сайты - нестатусно, да кто там будет читать? Сегодня СМИ, не присутствующее в сети, не имеющее собственных социальных сетей - не существует для внешнего мира. Блогер с телефоном может собирать аудиторию, многократно превышающую читателей или зрителей профессионального журналистского коллектива. Продавать новости во временя бесплатной цифры - искусство. Вчерашние мастодонты и тяжеловесы журналистики сегодня мечтают о том, чтобы осесть в государственных медиа, финансируемых из бюджета, и просто получать стабильную зарплату, а молоденькие парни и девушки взрывают соцсети и рвут эфиры.

Об этом - может, не в таких категорических выражениях - на прошлой неделе говорили в Калуге в рамках конференции «Развитие новых медиа». Это большое мероприятие как по обмену опытом, так и по обучению журналистов, организованное правительством Калужской области и российской программой «Мастерская Новых Медиа», участником которой является ваш скромный слуга.

 

МЫ-ТО ГОВОРИМ, А ВЫ - СЛЫШИТЕ ЛИ?

Кто-то может сказать - а, это журналистский междусобойчик, какое мне до него дело?

Поверьте, дело есть.


Идейным вдохновителем и координатором мероприятия выступил замминистра внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Илья Зенов

Ведь главное, что мы обсуждали - как общаться с вами. То есть, с читателями, зрителями, слушателями. Поверьте, в нашей области и в нашей стране хватает людей, которые хотели самостоятельно бы решать, какую именно информацию и как вам давать, вас при этом особо не спрашивая.

«Нужно больше позитивных новостей!», «пишите обо всем объективно (то есть, никогда нас, чиновников, не ругайте», «мы будем терпеть критику, а не критиканство (и как отличать одно от другого, решим сами») - такую информационную повестку нам пытаются навязать - для вас.

В здоровом обществе потребитель определяет, как ему получать информацию. А медиа конкурируют за его внимание, как могут. В нездоровом обществе есть люди, которые хотят решать, кому и что говорить. Хотят затыкать рты всем, у кого отличная точка зрения, и навязывать потребителю «позитивный контент», где сплошь рапорты об успехах, а проблемы если и есть, то только для того, чтобы докладывать об их успешном решении чиновниками.

Мое глубокое убеждение - так быть не должно.


Замгубернатора Карина Башкатова приветствует участников мероприятия

Об этом на конференции говорили не раз, хотя больше, конечно, основной темой была все-таки адаптация современных медиа к цифровым форматам.

Гаджеты, социальные сети, цифровые технологии развиваются так быстро, что успеть за всеми трендами не могут целые редакционные конгломераты, что уж говорить о маленьких редакциях?

К тому же всегда можно промахнуться - потратить зря ресурсы, время, человекочасы.
Помните, как ярко вспыхнула звезда Clubhause? Отдельные медиа кинулись создавать свои «комнаты» для общения с аудиторией, отвлекли на это значительные силы и ресурсы... и как быстро этот тренд сошел на нет. 

В то же время есть полностью противоположная история с TikTok - «сеть для малолеток» поразила гигантскими аудиториями, которые можно собирать, имея в активе только телефон. И сейчас все ринулись ее покорять. Хотя на фоне девочек с аудиторией по 1-2 млн профессиональные журналисты с 500 подписчиков смотрятся грустно...

Одним словом, полный хаос, в котором читатель, в отличие от СМИ, очень быстро осваивается и становится, как рыба в воде. Потреблять легко. Перестроиться на производство нового контента - сложнее.

 

БУДУЩЕЕ НАСТУПИЛО, А МЫ НЕ УСПЕЛИ

Информационные тренды и векторы всегда смещаются.

Сайты крутых изданий вроде RBK или «КоммерсантЪ» превращаются в источники выборочных цитат для региональных медиа, а их аудитория, в свою очередь их даже не посещает, считая, что местные паблики сами выберут все интересное, особенно если это касается их города или региона. И это дает преимущество региональным СМИ, которого раньше не было.

Такую мысль я озвучивал ранее неоднократно, именно на этом постулате мы строим деятельность своего холдинга, поэтому не был удивлен, услышав ее подтверждение из уст приглашенного спикера.

Юлия АБЛЕЦ, заместитель генерального директора АНО «Диалог»:

- Я не верю, что играют какую-то роль федеральные источники. Потому что они для большинства людей далекое, неведомое, где-то там в Москве или даже мире что-то придумали. А региональные СМИ понимают, что волнует человека здесь и сейчас, конкретно в Калуге: какие есть боли, какие есть проблемы. Но вызов для региональных СМИ в том, что нужно искать новые формы.

АНО «Диалог» - структура, которая в прошлом году организовала обучение региональных журналистов навыкам работы в современной информационной среде под названием «Мастерская Новых Медиа». Как уже упоминал, я проходил такое обучение в конце 2021 г., и честно скажу, был впечатлен уровнем организации и возможностей. Помимо практических занятий с нами общалась куча лекторов, включая членов федерального правительства и администрации президента, проводились встречи со звездами социальных сетей, журналистами федеральных изданий и просто селебрити - людьми, которые превратили себя в полноценные медиа-единицы... от пропагандиста высшего калибра вроде Владимира Соловьева и до знаменитого переводчика-комментатора Дмитрия Пучкова, больше известного как Гоблин!

Рассказываю об этом не чтобы похвастаться, а чтобы подчеркнуть - г-жа Аблец абсолютно точно знает, о чем говорит. И когда она упоминает про необходимость искать новые формы - это не пожелание из разряда пустых советов от коучей («озаботься правильной мотивацией, и все получится!»), это реальный совет.

Вот вам живой пример из моего личного опыта.

Мой холдинг «Мак-Медиа» начинался как классическое печатное издательство - сначала газеты, затем журнал... Интернет? Интернет денег не приносит. Однако мы все равно экспериментировали, пробовали, учились.

Обзаводились «цифрой» - запускали сайт, создавали паблики, купили приложение... И вот сегодня наш основной портал obninskname занимает первое место в Калужской области по уровню цитируемости.

То есть на нас больше всего ссылаются, нас чаще всего упоминают, а значит, у нас сейчас чаще всего ищут информацию о делах в регионе.
Неплохо для небольшого, в общем, частного СМИ из провинциального города?

 

НУЖНО ПРОДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, А НЕ ПРОДАВАТЬСЯ САМИМ


Руководитель «Мастерской новых медиа» Михаил Канавцев рассказывал о будущем СМИ

Как выпускника «Мастерской Новых Медиа» меня приглашали выступить на конференции в рамках отдельной сессии, и я постарался быть максимально честным с аудиторией. Раньше  как у редактора газеты у меня болела голова в конце недели - как бы сдать номер. Сейчас она у меня болит в конце месяца - как бы выдать сотрудникам зарплату?!

Деньги - презренные материальные блага... Но если их не будет, как удержать ведущих новостников, аналитиков, верстальщиков, художников, дизайнеров?
Считается, что художник должен быть голодным, а журналист - работать за высокие идеи. Но с голодным ребенком и неоплаченной квартплатой ваш сотрудник будет думать вовсе не о подготовке «горящего» материала в номер.

У нас в области, да и в стране в целом, не привыкли думать, что СМИ могут зарабатывать. У обывателя сложилось впечатление, что медиа могут только продаваться. Кто им заплатил, тот и заказывает музыку. Любая резонансная статья это чей-то «заказ». Вышла публикация против нечистого на руку чиновника - за это заплатили. Не вышла - всех купили, все молчат.

И, к сожалению, немалое количество коллег приняло такой общественный ультиматум.

Вместо того, чтобы продавать качественный информационный продукт, они продаются сами.

Это ровно то, чего я всеми силами старался избежать всегда. Пока - получается. А значит, имею моральное право пытаться учить других.

Нескромно замечу, это не первый мой преподавательский опыт - накануне я ездил в Якутию, где делился знаниями с коллегами из местных государственных медиа. Опять же как выпускник «Мастерской Новых Медиа». А СМИ в Якутии любят: в этом году бюджет региона на печать и ТВ больше 1 миллиарда рублей!

Они и не стараются зарабатывать самостоятельно и как-то конкурировать за аудиторию, куда интереснее писать о мунняхе про три балбаха...

Знаете, как в Якутии  называют официальные мероприятия с кучей приглашенных? «Муннях». Слово якутское, но его в ироничном контексте (у чиновников опять муннях!) применяют все. А «балбахами» называют шары из коровьего навоза, которые запасают для сельхознужд. Писать «о мунняхах про три балбаха» - - любимая синекура якутских СМИ, о чем они сами часто шутят.

Отмечу, что на этой неделе якутские журналисты целым десантом (около 40 человек) вылетели в Москву - завершать обучение. Встречался с ними - у некоторых явный прогресс. Ну или, по крайней мере, заметное обновление в контенте и его подаче.
Значит, услышали.


Рецепт, правда, у меня нехитрый: изменяйся, адаптируйся к новым трендам и работай, работай, работай. Мы - те волки, которых ноги кормят. Не набегал - грызи свои. А это больно, невкусно и развитие останавливает.

О том, что выпускники «Мастерской Новых Медиа» плохого не посоветуют, участников конференции в Калуге заверил и Михаил КАНАВЦЕВ - еще один гость из Москвы. Михаил - руководитель программы «Мастерская Новых Медиа», а также руководитель направления интернет-коммуникаций президентской платформы «Россия - страна возможностей». Мы общались в ходе обучения, и не скрою, я много почерпнул из нашего диалога.

Михаил КАНАВЦЕВ:

- Мастерская становится мультиформатной площадкой, которая не только дает своим слушателям знания и компетенции, но и транслирует тренды и показывает важность изменений в работе региональных медиа для более эффективного контакта с аудиторией. И что очень важно, проводниками новых знаний и трендов становятся наши выпускники, которые благодаря полученным на Мастерской знаниям успешно развивают новые медиа и могут на своем примере показать, как это делать другим.

 

У ЧИНОВНИКОВ СВОЯ «ДИСКОТЕКА»

В работе конференции принял участие и глава региона Владислав Шапша. Он, правда, был больше озадачен развитием соцсетей, чем классических СМИ.

Владислав ШАПША, губернатор Калужской области:

- Все, что написано и выложено в соцсетях - это навсегда. Даже если ты удалишь, кто-нибудь раскопает. Это накладывает моральные внутренние зажимы. Но они сокращают дистанцию между собой информацией, которую хочешь донести, и теми людьми, которые это прочитают. Соцсети - это самый короткий путь.

Также было отмечено, что большинство калужских чиновников, пытаясь выходить в соцсетях, языком общения с аудиторией не владеют. Ну или не владеют те пресс-службы и пресс-секретари, которых они привлекают говорить за себя.

Не так давно в своем телеграмм-канале (а у меня есть и такой, ES!-канал, подписывайтесь на здоровье ) приводил яркий пример из жизни. Наткнулся на рассказ в социальных сетях  Леонида ГРОМОВА, нашего министра по сельскому хозяйству, про то, как он провел заседание Совета по вопросам обращения с безнадзорными животными.

Актуальная тема? Не то слово!

После серии кровавых несчастных случаев по многим регионам (за декабрь-январь от зубов собак погибло пять человек, включая ребенка) - шум с собаками стоял на всю страну.


Светлана Королева и Александр Сорокин из «Ника-ТВ» рассказывают о фишках телевидения

Отдельные губернаторы и мэры предлагали развязать им руки относительно бродяжек, Следком и Генпрокуратура обещали поправки в действующий закон и новые штрафы, а простые люди создавали петиции с требованием разрешить региональным властям отказываться от системы ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат) и усыплять отловленных псов. Попутно заводились уголовные дела на муниципальных чиновников, не выделивших из дотационных бюджетов деньги на собачьи приюты и отлов...

Но что же мы узнаем о собачьем вопросе в Калужской области из поста чиновника Громова?

Ничего. Ведь все, что он написал у себя в аккаунте: на совещании «обсудили вопросы», «были даны исчерпывающие ответы» и приняты некие решения, «которые помогут в реализации законодательства». Какие вопросы? В чем проблемы? Сколько в области приютов и питомников? Какой объем средств на их содержание выделяется? Сколько собак отловлено за прошлый год? Ни буквы про это. Стоило ли тратить время на бессмысленное информирование «ниачом»?

Если уж наши чиновники тратят свое рабочее время, чтобы вести соцсети или даже бюджетные средства, чтобы привлекать к их ведению мастеров пера - делайте это осмысленно. Чтобы хоть какая-то польза от вашего присутствия в соцсетях была.


Как видим, учиться эффективному взаимодействию с аудиторией надо не только журналистам, но и министрам. Тем более, что губернатор пример подает - Шапша. На конференцию он пришел не как приглашенная звезда, а как полноценный участник.

И, должен отметить, губернатор неплохой ученик. Его социальные сети не выглядят вымученной выжимкой из пресс-релизов. Они живые, читабельных и информативные. Это, кстати, не похвала, а констатация. Я специально посмотрел аккаунты полдюжины глав других регионов - там канцелярщина и парадная пустота.

И поверьте, лучше уж никак вместо как-нибудь.

Генеральный директор ИД «Мак-Медиа» Евгений Серкин, руководитель пресс-службы администрации Обнинска Елена Журавлева, замминистра внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Илья Зенов

 

Евгений СЕРКИН

Поделиться