Вы и мы
Проснитесь! Ваш персональный информационный пузырь лопнул!
Час «Х»
10.03.2022

Мир меняется на глазах. Разрушаются годами налаженные торговые связи, одни компании заявляют об уходе с российского рынка, другие о приостановке, третьи мучительно размышляют как быть. И каждое решение запускает свои круги по воде, которые пересекаются с аналогичными кругами от других решений, бесконечно усложняя картину.

События не могут не задеть и информационный рынок, ведь информация - тот же товар. Закрываются или останавливают свою работу отдельные редакции, почувствовавшие себя в России неблагонадежными, и это еще так, мелочи. Куда большее значение имеет остановка или закрытие привычных нам площадок: отключены Facebook и Twitter, youtube.com висит на волоске (пока не запрещен, но отрезаны все способы зарабатывать для российских блогеров), совершенно непонятно, что будет с социальной сетью Instagram. Даже китайская соцсеть TikTok вводит ограничения для россиян!
Пользователи массово идут в Telegram, либо осваивают для себя таинства подключения VPN...

В то же самое время отечественные аналоги западных соцсетей - в первую очередь «ВКонтакте» и «Одноклассники» получают поддержку и продвижение даже на уровне государства.

Иными словами, меняется вся информационная среда, к которой мы привыкли. Среда, которая сама сформировалась вокруг нас, благодаря хитрым и незаметным глазу, действиям различных алгоритмов, отвечающих за таргетирование. Многие люди в смятении - их индивидуальный информационный пузырь просто лопнул!
Источники, из которых они привыкли получать информацию либо недоступны, либо могут быть ограничены.

Что вообще происходит?!

 

ГОСУДАРСТВО СТАВИТ НА «ВКОНТАКТЕ» И «ОДНОКЛАССНИКИ»

На днях главный политический Телеграмм-канал страны «Незыгарь» распространил экспертную аналитику, посвященную изменениям информационного поля в стране - в связи с последними событиями. В ней, правда, большой упор сделан на политическую (предвыборную) рекламу, но суть от этого сильно не меняется. Политика в период выборов - такой же товар, просто чуть более сложный и капризный.

Некоторые выкладки представляются весьма интересными. К примеру, ТГ (Телеграмм) - эйфорию аналитики считают явно переоцененной, а эффективность рекламной компании в сети «ВКонтакте» заведомо низкой.

Впрочем, читайте сами:

 «Мы уверены, что Телеграмм, который сейчас переживает очередной стремительный рост в России, никогда не заменит Инстаграм в контексте предвыборной агитации. В Телеграмме отсутствуют возможности детального таргетинга рекламы, а скупка рекламных постов в популярных ТГ каналах не даст того эффекта, который дает (адресный) таргет объявлений в Инстаграм. Тем более мы не верим в органический, взрывной рост числа подписчиков у вновь созданных каналов, если они не связаны с политиками федерального уровня. Регионалам (мы видим на примере Иркутской области) придется годами «ползти», чтобы заполучить свою первую тысячу подписчиков (иркутский губернатор - единственное исключение).

Мы уверены, что [политическая] реклама в «ВКонтакте» не будет иметь такого эффекта, как реклама в Инстаграм. «ВКонтакте» переживает серьезный кризис и хоть является одной из самых крупных соцсетей в России, эффективность предвыборных коммуникации в ней ниже, чем в том же Инстаграм или «Одноклассниках». Добавьте сюда ограничения в рекламном кабинете ВК, который не позволяет запускать рекламные кампании, связанные с политической рекламой также быстро, как это можно сделать в Инстаграме».

Рассуждениям специалистов звучат с одной стороны вполне логично, но с другой они все же слишком обобщают ситуацию. Во многих регионах - свои особенности.

Давайте посмотрим на происходящее, взяв за основу Калужскую область?

 

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ - СВОЯ АТМОСФЕРА

В Калужской области социальная сеть Инстаграм никогда не задавала тон во внутриполитической повестке региона, несмотря на приличную аудиторию отдельных блогеров, исчисляемую десятками тысяч подписчиков. Тому есть объективные причины - в первую очередь, отсутствие у нас «крупнокалиберных» инфлюенсеров, специализирующихся именно на политической тематике.

Для большинства пользователей из нашего региона данная социальная сеть выполняет именно ту функцию, с какой задумывалась изначально: развлекательный контент и общение.

Наибольший вес для политизированной части населения региона имеет полностью подконтрольная государству сеть «ВКонтакте», которую когда-то создал Павел Дуров, и которую у него фактически отобрали.

«ВКонтакте» в чем-то парадоксальное явление. С одной стороны, эта сеть полностью прозрачна для правоохранительных органов, с другой - это буквально безопасная пристань для пиратов всех мастей (наряду, кстати, с «Одноклассниками»): фильмы, музыка, софт. Бодрее воруют только на торрентах!

Наряд с доступностью пиратского контента эту популярность можно объяснить еще и тем, что традиционно аккаунты органов государственной и муниципальной власти Калужской области располагались именно в ВК. Собственно, наибольшая аудитория этих органов по сей день собирается именно там.

Люди, пытающиеся влиять на политические расклады в области и привлекать к себе внимание чиновников, регистрируются в ВК. Там же создаются наиболее крупные паблики, которые, отмечу,  мониторятся администрацией губернатора.

«Одноклассники» воспринимаются в обществе совершенно инертно: это сеть для личных переписок, не воспринимающаяся ни как источник информации, ни как среда для какой-то общественной деятельности.

Исход в Телеграмм, о котором все говорят, действительно есть.
Люди, привыкшие сидеть в FB, перебираются на новую платформу, а заядлые пользователи Instagram на всякий случай качают непривычный для себя мессенджер. Более того, некоторые граждане, ныне общающиеся в WhatsApp (входит в Meta Цукерберга наряду с тем же Facebook), создают резервные каналы и чаты, чтобы в случае чего не потеряться.

К слову, ваш покорный слуга завел Телеграмм еще в прошлом году и за короткое время нарастил аудиторию почти до 5 тысяч подписчиков. По меркам мессенджера это можно квалифицировать, как «стремительно ворвался в повестку и набрал серьезный вес». Вы тоже можете подключиться к нашему сообществу (комментарии к постам открыты, автор участвует в обсуждении своих мыслей с читателями). Просканируйте этот QR-код и - добро пожаловать!

В пользу этого говорит следующий факт: по информации наших источников 9 марта состоялось закрытое совещание на уровне министра образования Калужской области  Александра Аникеева. В рамках этого совещания директорам школ и детских садов дано задание - «грузиться по тележкам». То есть, идти в Телеграмм и открывать там группы, в том числе рабочие, WhatsApp под угрозой.

При этом переоценивать Телеграмм не стоит - аудитория по регионам там традиционно небольшая. У известных людей, крупных политиков и инфлюенсеров она зачастую в разы меньше, чем число подписчиков в Инсте даже у средней медийной «звезды». Отчасти это, правда, компенсируется качеством.

Так получилось, что в Telegram очень высокая концентрация людей, связанных с медиа и политикой. Политические обозреватели, руководители пресс-служб, известные журналисты с авторскими каналами, главы регионов, чиновники, депутаты...  Это позволяет при маленькой аудитории доносить свои мысли (предложения, инициативы) до большего числа людей, принимающих решения.

 

БУМАГА  ТЕРПИТ?

Дальше - интереснее.

Пока по всей стране журналисты и чиновники рассказывают друг другу про «смерть принта», классические бумажные медиа в Калужской области не только выживают, но даже иногда устраивают мини-ренессансы. Они приращивают тиражи, сохраняют аудиторию, а где-то даже отвоевывают аудиторию у мессенджеров и соцсетей. И это говорит о запросе не просто на информацию, но на информацию качественную.

Это - объективный вывод. Продавать новости и материалы на морально устаревшем носителе (бумаге) во времена бесплатной «цифры» могут только производители по-настоящему интересного и уникального контента! В Калужской области бумажные СМИ все еще не воспринимаются, как обреченные на смерть гладиаторы информационного мира.

Отчасти это связано с проблемой верификации информации. Новости в социальных сетях и мессенджерах нередко оказываются вымышленными, либо искаженными. Кроме того, в них могут вноситься изменения задним числом.

Опубликованному на бумаге люди инстинктивно доверяют больше.

Получаемые сведения там более качественны уже за счет одного очевидного факта: газеты и журналы готовят профессиональные коллективы: над текстами трудятся журналисты, специализирующиеся на своих темах, их вычитывают корректоры, верстают дизайнеры, оформляют художники (с нашим холдингом, к примеру, работает один из лучших карикатуристов России - Сергей Елкин)...  И все это осуществляется в соответствии с редакционной политикой, за которую отвечает главный редактор.

Сетевые же редакции зачастую представляют собой «контору» из одного человека, который сам пишет, сам редактирует, сам размещает... Как в той поговорке про швеца, жнеца и на дуде игреца. 

В условиях сильнейшего тремора «цифры» газеты и журналы могли бы сделать качественный скачок, но, увы, достается и им.

Уважаемые читатели, если в обозримом будущем на прилавках газетных ларьков вы обнаружите абсолютно синие газеты  - в смысле, не выпущенные пьяным коллективом, а напечатанные с использованием одной синей краски - не удивляйтесь сильно. Это будет «эхом спецоперации».

Как оказалось, почти все российские типографии «сидят» на красках, поставляемых компанией Sun Сhemical. Это один из самых крупных производителей типографских красок, а также пигментов для их производства в мире. Сама компания американская, но ее подразделения разбросаны по всему миру -  в Европе, обеих Америках, Африке. Еще в начале года Sun Сhemical предупредила, что повышает цены на свою продукцию, сославшись на ряд факторов - инфляцию, логистику и рост цен на энергоносители. А затем начались санкционные войны, и США возглавили список государств, вводящих санкции против России.  По итогу отгрузка красок в Россию почти полностью приостановлена.

Иными словами, сошлись сразу три фактора: повышение цен производителем, падение курса рубля к доллару и санкционные ограничения.

В типографиях по всей стране лихорадочно выметают из углов все запасы, считают, на сколько хватит и увеличивают ценник на свои услуги. Наши, калужские типографии, понятно, в стороне остаться не могут.

Увы, это не может привести не только к искусственному сдерживанию тиражей, но и сказаться на стоимости печатных СМИ, которым и так приходится туго, учитывая падение рекламного рынка.

По нам, издательскому дому «Мак-Медиа» это уже ударило, но мы не вешаем нос и ищем варианты. Повышение цены на газеты рассматриваем только как крайний вариант, будем искать возможность выкрутиться.


ХОЛДИНГ «МАК-МЕДИА» - ЛИДЕР ПРО ЦИТИРОВАНИЮ!

Ну и коль скоро зашла речь про «Мак-Медиа», то давайте кое-что расскажем про себя. Издательский дом «Мак-Медиа» представляет собой современный конвергентный холдинг. Грубо говоря, мы раскладываем яйца по всем корзинам: издание книг, газеты, паблики, сайты, приложения, аккаунты в социальных сетях... и это работает!

Качественная газетная журналистика, подготовленная профессионалами, будучи переработанной и адаптированной для размещения на разных площадках, уверенно заходит самой разной аудитории. На сегодняшний день, согласно аналитике сервиса «Медиалогия», наши электронные медиа являются самыми цитируемыми в Калужской области. Сайт obninsk.name - наша опорная цифровая площадка - заняла первое место по объемам цитирования во всей области.

Обращаю внимание: ни государственные, ни муниципальные, чьи бюджеты с нашими несоизмеримы, но частные и независимые.

Это говорит, как минимум, о двух вещах: 1) о доверии аудитории; 2) об умении работать с разными платформами.

Сложностей хватает, но мы не унываем и идем вперед. Время нынче такое: кто не трепыхается - тонет.

Евгений СЕРКИН

Поделиться